Найти тему
Савва Сафонов

Подземелья под ветровой электростанцией

В разгар карантина, весной 2020 года, я работал геологом в одной маленькой ближневосточной стране. Конкретно, в Израиле. А поскольку в конторе я считался человеком технически культурным, меня обучили пользоваться японским прибором OYO. Он измерял прочность горных пород в скважинах, стоил 60 000 евро и был сделан был в форме небольшого чемоданчика – там, собственно, помещался компьютер. Ну и периферия прилагалась – примитивный ручной насос со стрелочным манометром и проб, похожий на двухметровый лом диаметром сантиметров в пять. Не знаю, правду ли мне говорили по поводу цены в 60000 евро, проверить не смог. На российском рынке под брендом OYO почему-то продают массажёры для простаты и галоши, а на японском сайте цен нет. Но тряслись наши над чемоданчиком всерьёз.

Вот тут ходить было можно, а на автомобиле проехать еще нельзя. Приходилось все на себе таскать
Вот тут ходить было можно, а на автомобиле проехать еще нельзя. Приходилось все на себе таскать

Обычно измерения с помощью OYO мы проводили в вертикальных скважинах – проб опускали вниз, а я с помощью насоса нагнетал в него воду, обеспечивая пошаговый рост давления через равные промежутки времени (на фото есть момент спуска проба). Умный прибор записывал, как быстро проб расширяется, и в конце измерений выдавал что-то вроде кассового чека с данными.

Это мы опускаем проб в скважину. Я придерживаю кабели, буровик Биляль контролирует спуск, помбур Садж активно сочувствует
Это мы опускаем проб в скважину. Я придерживаю кабели, буровик Биляль контролирует спуск, помбур Садж активно сочувствует

Однажды измерения заказала китайская компания-подрядчик, которая строила коммуникации под будущей ветровой электростанцией «Кохав Иорден» - «Звезда Иордана». Там была многоярусная подземная структура из штолен и шахт. Помимо прочего китайцы пробивали в скале емкости под гидроаккумулятор. Благодаря ему ночью за счет невостребованного электричества закачивают воду в верхний подземный бассейн, а днем сливают ее и крутят турбину, высвобождая энергию. Но в какой-то момент инженеры начали сомневаться в прочности горных пород. Тут-то и заказали нас с OYO для измерений в горизонтальных скважинах, пробуренных в стенах тоннеля специально под наши измерения.

Капот у Berlingo открыт, потому что компьютер работал от автомобильного аккумулятора - так его на дольше хватало
Капот у Berlingo открыт, потому что компьютер работал от автомобильного аккумулятора - так его на дольше хватало

В штольню я заезжал прямо на рабочем Сitroen Berlingo. Благо он был дизельный - не знаю, как в России, а в Израиле на подземных стройках только на дизеле разрешено передвигаться. Чтобы искры не было. Иногда удавалось подъехать прямо к месту измерений. Если же пол был не готов или просто залит водой, мне выдавали трех китайских рабочих. Они помогали тащить оборудование до места: насос (металлический ящик с ручкой), тяжелую катушку с кабелем и шлангом и проб. Компьютер я нес сам.

В штольне в маске было тяжело, и без нее духота. Но на входе на объект тогда и маску требовали надеть, и температуру меряли.
В штольне в маске было тяжело, и без нее духота. Но на входе на объект тогда и маску требовали надеть, и температуру меряли.

Английского рабочие не понимали, иврита тоже, так что разговаривал я с ними на русском, чтобы хотя бы интонации передать. Тем более что не все они были рады возможности потаскать непонятную фигню. Иногда приходилось серьезно с интонациями работать.

В общем, было весело. Интересно, достроили уже «Кохав Иорден»? Одна ветроэнергостанция в Израиле при мне уже была, и крутились те ветряки некисло - на видео видно, ролик отдельным постом выложил.

-5