Давайте поговорим о женском рукоделии в XIX — начале XX века. Речь не о белошвейках и кружевницах, которые зарабатывали этим на жизнь. Речь о женщинах, которым работать было не нужно.
В русской литературе таких примеров множество. Приведу два, но на самом деле их очень-очень много.
1. Наташа Ростова после смерти княза Андрея
"Наташа большую часть времени, одна в своей комнате, сидела с ногами в углу дивана, и, что-нибудь разрывая или переминая своими тонкими, напряженными пальцами, упорным, неподвижным взглядом смотрела на то, на чем останавливались глаза. Уединение это изнуряло, мучило ее; но оно было для нее необходимо. Как только кто-нибудь входил к ней, она быстро вставала, изменяла положение и выражение взгляда и бралась за книгу или шитье, очевидно с нетерпением ожидая ухода того, кто помешал ей".
2. Маша Троекурова ("Дубровский")
"Марья Кириловна сидела в своей комнате, вышивая в пяльцах, перед
открытым окошком. Она не путалась шелками, подобно любовнице Конрада, которая в любовной рассеянности вышила розу зеленым шелком. Под ее иглой канва повторяла безошибочно узоры подлинника, не смотря на то ее мысли не следовали за работой, они были далеко.
Можно еще вспомнить "Бедную Лизу" Карамзина, героинь Тургенева, Ольгу из "Обломова" Гончарова и многих других.
3. Как выглядела гостиная русской состоятельной семьи начала XX в.
Но перейдем все же к учебникам иностранных языков. Вот картинка из учебника французского языка для 1-2 годов обучения, написанного гимназическими преподавателями — Паскалем Шанселем и Паулем Глезером в Ярославле. Мы уже писали об этом учебнике здесь и здесь.
Тут мы видим, что глава семьи работает в кабинете, его жена и ее мать/свекровь заняты как раз рукоделием. Сын-гимназист делает уроки, нянька занимается младенцем. Дочка играет с куклой.
Вот так — заходишь в гости, а там все шьют.
4. Рукоделие в Европе в эпоху феминизма
В учебнике Торы Гольдшмидт (см. здесь, здесь и здесь) есть картинка, которая называется Classroom. И есть небольшой сопроводительный рассказ о том, чему в школе учится девочка, изображенная на картинке.
Поразительно, конечно, что для иллюстрации темы "Школа" была выбрана девочка, а не мальчик. Но не будем забывать, что Тора Гольдшмидт ориентируется на западную культуру, а в Европе в начале XX века феминизм уже шагал семимильными шагами.
Чему же учили девочек в школе той поры? Из учебника следует, что учили читать, писать, считать, истории-географии, а также рукоделию. Рукоделию учили разному и много.
На картинке мы видим начатый носок, и девочка говорит, что на уроке задают связать дома 6 рядов и принести работу в класс. На картинке мы также видим шкатулку для рукоделия, шило и коробочку для иголок (№29).
Также ученицы должны были уметь пользоваться булавками (42), вязальным крючком (40), наперстком и т.д.
То есть, рукоделию учили основательно.
Но зачем?
К сожалению, никто не пишет, зачем женщин так основательно учили рукоделию. Можно только предполагать. Готовили приданое дочкам? Кто победнее сами чинили и штопали одежду семьи? В состоятельных семьях рукодельничали для удовольствия и чтобы не сидеть в праздности?
5. Российские гимназии и рукоделие
В российских гимназиях девочек тоже учили рукоделию:
"На протяжении семи лет в гимназии изучались Закон Божий, русский язык (грамматика вместе с важнейшими произведениями словесности), арифметика, основания геометрии, география, история, главнейшие понятия из естественной истории и физики, домашнее хозяйство и гигиена, чистописание, рукоделие. К необязательным предметам относились французский и немецкий языки, рисование, музыка, пение и танцы. Все, кто обучался необязательным предметам, "должны были их особо оплачивать".
Константинов Н.А. Очерки по истории средней школы. Гимназии и реальные училища с конца XIX в. до Февральской революции 1917 года. М., 1956
6. Про уроки труда и уроки иностранного языка
Начиная с 30х годов складывается парадоксальная ситуация. С одной стороны, на уроках труда девочек по-прежнему учат рукоделию.
Если не ошибаюсь, вплоть до 90х годов эта практика сохранялась. Меня, например, в начальной школе учили вышивать, а в средней школе — шить (фартук, ночная сорочка, юбка, изделие без рукавов, изделие с рукавами). И если кто хотел научиться, то это было вполне реально.
Но вот из советских учебников иностранных языков тема рукоделия уходит напрочь в 30-е годы. Во-первых, женщинам уже некогда было скучать за пяльцами — они все начали работать. Во-вторых, швейная промышленность все более автоматизировалась, и сшитая на фабрике одежда была дешевле сделанной на заказ.