Найти тему

Последнее время (часть 1).

Очень часто, мы христиане, когда размышляем о последнем времени, то автоматически думаем только об учении Нового Завета. Такие книги Нового Завета, как: Откровение, 24-я и 25-я главы Евангелия от Матфея, 1-е и 2-е Послание к фессалоникийцам. Такие тексты в первую очередь нам вспоминаются, когда мы рассуждаем о последнем времени. И мы очень часто упускаем из виду, что на самом деле Ветхий Завет говорит о последнем времени даже больше, чем Новый Завет. И это очень важно понимать.

Оказывается, значительная часть информации о последнем времени заключена в Ветхом Завете. И Новый Завет опирается на эту информацию, черпает из неё, цитирует её и надстраивает ещё дополнительные детали на уже имеющемся фундаменте Ветхого Завета. Поэтому для того, чтобы правильно понимать учение о последнем времени, нам нужно обязательно изучать, что говорится об этом в Ветхом Завете. И потом уже дополнять эту информацию текстами из Нового Завета.

Также важно понимать, что Библия писалась постепенно. Для того чтобы правильно понимать библейское откровение, мы должны идти от начала и потом уже к концу. У некоторых людей – это очень большая проблема. Они пользуются, так называемой, обратной герменевтикой. Они идут от конца к началу. И особенно заметно это в учении о последнем времени.

Проблема такого взгляда заключается в том, что Ветхий Завет оказывается каким-то зашифрованным, туманным и окутанным тайной. И лишь в свете Нового Завета, Ветхий Завет становится ясным и понятным. Однако если мы думаем, что ключ к пониманию Ветхого Завета лежит в Новом Завете, то мы создаём картину неосведомлённости людей, которые жили до Христа. Они получали Писание, как некую зашифрованную тайну, которая будет расшифрована когда-то в будущем и поэтому оставались во мраке.

Получается, что Бог говорил к своему народу кодами, шифрами и загадками. А спустя тысячелетия Бог даёт некий ключ к пониманию того, что Он говорил ранее в веках. Но Бог даёт своё откровение не для того чтобы спрятать, но, чтобы открыть. И когда Бог даёт своё откровение народу, то оно должно быть понятным. Другое дело, что откровение может быть не полным и незавершённым. Но оно уже является откровением, и оно уже понятно.

Ветхозаветное откровение, оно было достаточно понятным даже если оно было не полным или не завершенным, то есть то что Бог говорил своему народу, его народ уже тогда был способен понять и воспринять. И следующие пророки, они основываются на том, что было сказано предыдущими пророками. И когда пришли новозаветные пророки и апостолы они тоже основывались на уже существующем откровении. Ведь Христос постоянно цитировал Писания, делал отсылки к предшествующему Писанию ветхого завета.

И очень часто новозаветные авторы не дают какого-то учения с нуля, очень часто они подразумевают, что их слушатели и читатели уже должны знать учение на эту тему, которое было в ветхом завете. И они берут это учение за основу, отталкиваются от него и продолжают либо делать применение этого учения, либо сообщают дополнительное какое-то откровение или информацию на эту тему.

В Новом завете не объясняются многие вещи, например, в Новом завете не объясняется сотворение мира, лишь есть некоторые ссылки на сотворение. Не объясняется, как произошло грехопадение, есть ссылки на грехопадение и уже делаются выводы и сравнения Христа и Адама, но не объясняется, как это было. Вот точно так же объясняется начало учения о последнем времени. Подразумевается, что учение уже известно их Ветхого завета, Новый завет очень много черпает из Ветхого завета, цитирует Ветхий завет и надстраивает дополнительные детали и подробности на том, что уже сообщено в Ветхом завете.

В герменевтике, есть такой принцип, принцип предшествующего откровения. То есть авторы часто подразумевали то откровение, которое было написано до них. Когда мы будем изучать Библию последовательно от более ранних книг к более поздним, тогда мы увидим, как это откровение постепенно наполняется, расширяется новыми подробностями и тогда, когда подробности появятся, например, в Новом завете мы воспримем их в правильном контексте.

В Ветхом завете учение о последнем времени рассеяно по всему Ветхому завету, некоторые указания очень косвенные, не большие указания, они есть уже в самых ранних книгах. Например, в самой ранней книге Бытие 12 глава, уже есть косвенное указание на царство Израиля, через которое благословятся все народы. Это в Авраамовом завете сказано, что в семени твоем благословятся все народы. И позднее в последующих главах, Бог продолжает излагать обетования Авраамового завета, и Он указывает на то, что от потомков Авраама произойдут цари, и таким образом, есть уже косвенные указания на то, что будет царство от потомков Авраама, они будут царствовать и, что через одного из его потомков благословятся все народы. Но пока это еще не совсем понятно, это еще только намеками сказано, что будет семя, что благословятся все народы и что будут цари. Как это согласуется между собой мы пока еще не знаем, когда мы дальнейшие книги Библии читаем, мы начинаем это больше распознавать.

Больше всего информации о последнем времени в Ветхом завете содержится в книгах пророков. Они не случайно называются пророческими книгами, потому что в них очень много Господь говорит о будущих событиях, хотя, в принципе вся Библия это вернейшее пророческое слово ,как сказано во втором послании Петра. Но мы выделяем такой раздел, как пророческие книги Ветхого завета. Это все те книги, которые начинаются со слова пророк, книга пророка Исаии, книга пророка Иеремии, книга пророка Даниила и т.д. В этих книгах говорится о последнем времени и о будущем царстве Израиля, и о Царе Мессии, и том, что будет происходить в связи с установлением этого Царства, говорится очень много. Таким образом, мы будем смотреть на эти книги из Нового Завета, и потом будем дополнять их книгами из Нового Завета.

И начать будет удобнее всего с книги пророка Даниила. В книге пророка Даниила дается наиболее общая картина истории, и только если мы понимаем вот эту общую картину истории, только тогда мы поймем и все остальное, что относится к последнему времени.

Книга пророка Даниила дает историю от времени Даниила и до установления Царства Христова в конце времен. Описывает что на протяжении этого отрезка времени от самого Даниила и до установления Царства будет несколько земных царств, и потом на смену этим земным царствам придет Царство Божие. Таким образом, книга Даниила дает нам общий контекст для понимания всего хода земной истории. И вот этом контексте мы лучше всего можем понять то что говорится о последнем отрезке земной истории.

И так, давайте приступим к изучению книги Даниила.

Книга Даниила говорит о том, что будет в будущем, главным образом в четырех главах 2 ,7, 8, 11 и немного 12 главы. В этих главах несколько раз дается в общем то одна и та же информация, это немного напоминает нам 4 Евангелия, это как четыре евангелиста свидетельствуют немного с разных сторон, под разными углами об одних и тех же событиях в жизни Иисус Христа. Так же и вот эти четыре главы Даниила 2, 7, 8 и 11 главы, они как бы ч четырех сторон под четырьмя углами смотрят на одни и те же события, а именно рассказывая о пяти царствах. Вторая глава перечисляет все эти царства, используя образ истукана. Истукан - это та статуя, которую Навуходоносор видел в своем сне, и эта статуя имела несколько разных частей, и вот эти части соответствовали разным царствам.

Затем в седьмой главе говорится тоже о тех же самых четырех земных царствах и о пятом Божьем Царстве, но используется образ животных. Затем восьмая глава, еще немножечко сужает фокус и более подробно рассказывает о нескольких из этих животных, сосредотачивая внимание главным образом на двух из них. И затем одиннадцатая глава еще более сужает фокус, рассказывает об одном из этих царств наиболее подробно. Но в принципе все эти главы говорят об одних и тех же царствах и образы, которые в этих главах используются, они между собой хорошо стыкуются и не противоречат друг другу.

Вспомни какие же это царства и назовем их:

1. Золотое – Вавилонское царство.

«Дан. 2:38 Ты – это золотая голова!»

2. Серебряное –Мидо-Персидское царство.

«Дан. 2:39 После тебя восстанет другое царство, ниже твоего…»

3. Медное – Греческое царство.

«Дан. 2:39 и еще третье царство, медное, которое будет владычествовать над всею землею.»

4. Железное – Римское царство.

«Дан. 2:40 А четвертое царство будет крепко, как железо…»

5. Божье – Царство Иисуса Христа.

«Дан. 2:44 И во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно…»

Прежде чем двинуться дальше и начать разбирать каждое из этих царств по отдельности, давайте сделаем несколько наблюдений.

Во-первых, обратите внимание на первые четыре царства.

Хотя Вавилон существует на протяжении нескольких тысячелетий и Мидия, и Персия существуют на протяжении многих столетий, и Греческие города-государства существуют на протяжении многих столетий, и Рим начинает появляться примерно в 7 век до нашей эры. Хотя все эти народы существуют параллельно друг другу – царства не параллельны. Это очень четко видно из 39 стиха. После того, как Даниил объяснил Навуходоносору, что голова в его видении, это он сам (Вавилонское царство), он говорит: «после тебя восстанет другое царство». Тем самым он задает нам определенное понимание, что вот эти царства, они сменяют одно другое. И хотя Мидия и Персия уже существуют, когда Даниил говорит: «ты эта золотая голова». Но он не говорит о параллельном существовании разных народов. Он говорит о сменяющих друг друга империях. Да, Мидия и Персия они уже сейчас существуют, но они еще не управляют миром, они не представляют собой империи. А вот когда царство Вавилона падет, тогда на место Вавилона придет другое царство. И как мы и будем смотреть дальше в истории, так это и произошло. И в других главах тоже четко видно, что царства сменяют одно другое. Например, там, где он рассматривает эти царства в виде животных, он показывает, что следующее животное, которое приходит оно убивает или пожирает предыдущее животное, побеждает его. Таким образом эти царства сменяют одно другое.

Понимая это в отношение этих четырех царств, мы должны сделать вот такое наблюдение. Пятое царство или Божье Царство, оно тоже приходит на смену всем предыдущим. Оно не просто существует параллельно с этими царствами, но оно приходит на смену предыдущим. И здесь действует точно такая же логика, хотя народы существуют одно временно друг с другом, но империи не существуют одновременно друг с другом. Точно так же и с Божьим Царством, хотя оно сейчас уже существует параллельно с другими царствами, Христос правит на Небесах, Он вечно жив, Он восседает на престоле Отца, но эпоха Его Царства еще не наступила, она наступит позже, когда Его Царство придет на смену предыдущим. И в книге откровения об это сказано так:

Отк. 11.15 «И седьмой Ангел вострубил, и раздались на небе громкие голоса, говорящие: царство мира соделалось царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков.»

То есть, до этого Царство Божье не существовало на земле. Когда мы молимся: «да приидет Царствие Твое…», мы подразумеваем, что Оно еще не здесь. Это очень важное фундаментальное наблюдение. Потому что очень много не правильных представлений о последнем времени основано на той идее, что Царство Божье, якобы, идет уже сейчас и люди говорят: мы живем в эпоху тысячелетнего царства, тысячелетнее царство не нужно понимать, как какой то особый период в будущей истории, не нужно ждать этого, не нужно ждать антихриста, антихрист он уже сейчас и много антихристов, как написано, не нужно ждать армагеддона, это лишь духовное описание борьбы сил зла и сил добра и уже сейчас идет тысячелетнее царство. Это очень популярное учение, и оно пронизывает всю церковь мировую и пронизывает все века церковной истории.

На протяжении большей части истории, большая часть церкви, что не надо ждать тысячелетие в будущем, что мы уже живем в эпоху царства. И в настоящее время, это официальная позиция Католической церкви, это официальная позиция большого количества восточных Православных церквей, это официальная позиция Лютеранской церкви, это официальная позиция Реформатской, Пресвитерианской, Англиканской церкви, большинства деноминаций в христианском мире.

Но изучая Библейские свидетельства, вы увидите, что Библия на самом деле не оставляет иного варианта, кроме как понимать, что тысячелетнее Царство еще не наступило и оно будет в будущем.

Даже в видении истукана, то как пятое Царство описывается, это очень хорошо соответствует именно буквальному пониманию Царства. Хотя, это весь истукан стоит, пятое Царство сравнивается с камнем, который от не руками человеческими оторвался от скалы и упал на этого истукана и причем Даниил подчеркивает, этот камень упал на железные голени его. Почему он упал не на голову ему? Потому что не было уже этой головы. Даже в самом видении это аккуратно разъясняется, что вот это пятое Царство произойдет тогда, когда будут править железные голени или Римское царство по-другому.

Почему же тогда сказано во дни тех царств Дан. 2:44? Некоторые читают и думают, что это Царство существует параллельно другим в какой-то духовной реальности. Но нет, как мы уже описали, если бы Оно существовало в какой-то параллельной реальности, то тогда его описание, как последовательного Царства, которое описывается в видении было бы не логичным. И тогда было бы не понятно, почему падает на железные ноги. Но почему сказано, во дни тех царств? Это сказано для того, чтобы сказать, что не будет никакого иного царства между четвертым и пятым. После Римской империи не стоит ждать еще какой-то империи. И когда мы дойдем до обсуждения Римской империи, вы увидите, что мы и сейчас продолжаем жить в эпоху Римской империи. Вы увидите, что эпоха Римской империи разбивается на две эпохи. Мы увидим это и из Нового завета, и из истории, увидим, как Римская империя трансформировалась, в том числе и документально юридически.

Продолжение часть 2...