На ком лежит ответственность за убийство 15-летнего мальчика в станице Барсуковской Ставропольского края разбирался NewsTracker.
Трагедия в станице
В четверг, 10 ноября, в Ставропольском крае случилась трагедия: в школьной потасовке погиб 15-летний мальчик. Инцидент произошел в станице Барсуковская Кочубеевского района. Вначале появилась информация, что никакой драки не было: один школьник подошел к другому и начал рисовать мелом на его одежде, после чего получил удар ногой то ли в грудь, то ли в солнечное сплетение, после чего скончался. «Скорая помощь» полтора часа пыталась спасти мальчика, но ничего не вышло.
Позже в СУ СК РФ по Ставропольскому краю сообщили другую информацию.
«Во время перемены между 15-летними одноклассниками произошла потасовка, в ходе которой один подросток передавил сонную артерию другому. В результате полученной травмы самочувствие несовершеннолетнего резко ухудшилось. Несмотря на оказанную медицинскую помощь, спасти ребенка не удалось», — указали сотрудники ведомства.
Также они отметили, что возбуждено уголовное дело, по которому проведен осмотр места происшествия, допрошены очевидцы, назначены судебные экспертизы, проводятся следственные действия.
«В рамках расследования уголовного дела будет дана правовая оценка действиям должностных лиц образовательного учреждения. Расследование уголовного дела находится на личном контроле руководства следственного управления СК России по Ставропольскому краю», — подчеркнули в Следкоме.
Школьник погиб в потасовке на перемене на Ставрополье
Корреспонденту NewsTracker не удалось дозвониться уполномоченному по правам ребенка в Ставропольском крае и в региональный Минобр. Однако на сайте министерства на следующий день после трагедии появилось сообщение.
«Известно, что оба школьника воспитывались в полных семьях, на профилактическом учете не состояли. Руководство общеобразовательной организации, педагогический состав, министерство образования Ставропольского края оказывают органам следствия всю необходимую помощь. Трудно осознавать, когда обрывается совсем еще юная жизнь. От всего коллектива министерства образования выражаем слова искреннего соболезнования родителям и близким погибшего мальчика», — указали в пресс-службе ведомства. При этом ни слова не было сказано о проведении внутриведомственной проверки.
Был ли умысел?
Автор этих строк, обучаясь в 6 классе, видел схожую ситуацию, закончившуюся не столь печально. Два мальчика 12 лет устроили драку по незначительному поводу, которая закончилась травмами: у одного было сломано четыре ребра, у другого — два пальца и нос. К счастью, через 10 минут дети помирились и лежали в одной палате.
Однако важным представляется следующий момент: детские драки, в отличие от взрослых, обычно проходят «до первых слез, до первой крови», то есть пока не будет виден конкретный результат — сильная боль или видимая кровь. И то, и другое чаще всего служит причиной прекращения потасовки. А внутренние травмы, такие, как повреждения органов (или ребер, например), дают о себе знать лишь по прошествии времени, и время может быть упущено. Случай с передавленной артерией из тех же: дети видят на экранах различные бои, где удушающие приемы — обычное дело, не понимая, что их проводят и от них обороняются квалифицированные бойцы.
С точки зрения адвоката Руслана Мазурина, именно понимание или непонимание опасности совершенного деяния будет одним из ключевых моментов для назначения наказания.
«Я думаю, что будут проводить проверку, занимался ли виновный в каких-либо кружках единоборств. Если да, то это будет отягчающим обстоятельством, так как в этом случае он понимал, что делает. Если нет, то будет квалифицироваться как непредумышленное убийство. По этой статье в России ответственность наступает с 14 лет, однако для несовершеннолетних срок ровно в два раза меньше, чем для взрослых. В любом случае уйти от ответственности не удастся. Школе также не удастся уйти от дисциплинарной ответственности», — рассказал юрист.
Причинение смерти по неосторожности — это статья 109 УК РФ.
«Наказывается исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок», — гласит закон.
А вот умышленное убийство карается гораздо тяжелее.
«Наказывается лишением свободы на срок от шести до пятнадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового», — указывает статья 105 УК РФ.
Кто виноват?
Председатель «Родительского собрания Ставрополья» Александр Жамботов уверен, что школа должна нести ответственность за этот случай.
«В школах есть один охранник: он следит, чтобы в здание не заходили чужие люди. Не может этот человек одновременно охранять вход и ходить по этажам на переменах. Или учителя должны сидеть по переменам в каждом классе и каждом коридоре? Это не входит в их обязанности, тем более за нищенскую зарплату, которую они получают. Формально они ответственны за жизнь и здоровье людей, найдут, кого наказать, но фактически проконтролировать всех невозможно», — отметил собеседник.
Проблема, с его точки зрения, заключается в воспитании.
«Культура насилия, пропаганда насилия, наркотики — все уходит своими корнями в постсоветскую эпоху и [является результатом] насаждения нам абсолютно чуждых духовных ценностей. Нынешние родители — это дети 1990-х. Те же „школьные стрелки“ они же не взялись ниоткуда, хотя их никогда раньше не было. А у нас до сих пор лоббируют изучение в школах „киберспорта“, а многие из игр как раз построены на убийствах», — напомнил Жамботов.
Еще одна проблема — отсутствие у современных учителей воспитательных функций.
«По закону сегодня учителя не отвечают за воспитание, они должны давать образование. Если они пытаются воспитывать детей — прибегают возмущенные родители и твердят о «давлении на ребенка», угрожают судом и так далее. Поэтому учителя этим и не занимаются. Во всех ситуациях правильно, чтобы за детей несли ответственность родители, которые воспитали такого ребенка», — подчеркнул председатель «Родительского собрания Ставрополья».
В воспитании подрастающего поколения, с его точки зрения, серьезную помощь могут оказать представители духовенства.
«Когда законодательно отсутствует идеология, а государство намеренно не допускает духовенство работать в школы, тем самым оно лишается возможности воспитывать в детях морально-нравственные и гражданские ценности. Нормальной ситуации в школах можно добиться исключительно долгой, кропотливой, изнурительной воспитательной работой по прививанию морально-этических ценностей, которые основаны на наших традиционных религиях. Именно эту нишу могло занять духовенство наших традиционных религий, которое лучше всех смогут привить с детства понятия добра и зла», — поделился мнением собеседник. Также он указал на необходимость ограничения пропаганды жестокости в СМИ и Интернете.