Найти тему
Юрий Кот

Россия - неагрессивный агрессор.

Арнольд Тойнби (1889–1975) – английский историк, крупнейший мыслитель, культуролог, социолог, философ истории, исследовавший международную историю и процессы глобализации и критиковавший концепцию европоцентризма. Тойнби рассматривал всемирную историю как систему условно выделяемых цивилизаций, проходящих одинаковые фазы от рождения до гибели и составляющих ветви «единого дерева истории».

Читая его работы сегодня, становится очевидным, что он много понимал и предвидел.

Стремление взглянуть на Россию с точки зрения ее интересов не было характерно для большинства западных авторов: гораздо чаще нас стремились не понять, а подогнать под нужную схему восприятия, а заявления о «русском экспансионизме», «тотальном рабстве», «деспотизме» имели и имеют ярко выраженный пропагандистский характер.

Тойнби стремился Россию именно понять и все прекрасно знал о западном взгляде на Россию. В работах «Цивилизация перед судом истории» (1948) и «Мир и Запад» (1953) он писал:

-2

«На Западе бытует понятие, что Россия — агрессор, и если смотреть на нее нашими глазами, то все внешние признаки этого налицо. Мы видим, как в XVIII веке при разделе Польши Россия поглотила львиную долю территории; в XIX веке она угнетатель Польши и Финляндии и архиагрессор в послевоенном сегодняшнем мире. На взгляд русских, все обстоит ровно наоборот. Русские считают себя жертвой непрекращающейся агрессии Запада, и, пожалуй, в длительной исторической перспективе для такого взгляда есть больше оснований, чем нам бы хотелось. Сторонний наблюдатель, если бы таковой существовал, сказал бы, что победы русских над шведами и поляками в XVIII веке — это лишь контрнаступление и что захват территории в ходе этих контрнаступлений менее характерен для отношений России с Западом, нежели потери с ее стороны до и после этих побед… Верно, что и русские армии воевали на западных землях, однако они всегда приходили как союзники одной из западных стран в их бесконечных семейных ссорах. Хроники вековой борьбы между двумя ветвями христианства, пожалуй, действительно отражают, что русские оказывались жертвами агрессии, а люди Запада — агрессорами значительно чаще, чем наоборот».

-3

И, главное, он очень четко видел главную причину восприятия русских не просто как других, а как чужих, причину, с которой все и началось:

«Русские навлекли на себя враждебное отношение Запада из-за своей упрямой приверженности чуждой цивилизации, и вплоть до самой большевистской революции 1917 года этой русской «варварской отметиной» была Византийская цивилизация восточноправославного христианства. (Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории. Мир и Запад: [пер. с англ.] М., 2011. С. 160-161).

Западноевропейцы верят, что они являются избранными наследниками Израиля, Греции и Рима, но византийцы верили в свое первородство и избранничество… Россия унаследовала вместе с византийским православием и титулом Третьего Рима – ненависть Запада».

-4

Все видел и понимал. Сейчас, наверное, Тойнби со своими мыслями стал бы на Западе изгоем. Хорошо, что современные западные обыватели, да и политики, плохо знают свою историю, а то и Тойнби подпал бы под колёса культуры отмены за такие слова…