Фильм оставляет двоякое впечатление.
Он, безусловно, очень атмосферен. "Бумажный солдат" — это вИдение Германом шестидесятых годов. Эпоха развенчивания культа Сталина, оттепель и т.д.
В центре повествования – врач Даниил Покровский, еще молодой человек, который готовит людей к первому в истории человечества полету в космос.
Такого Байконура на экране мы еще не видели, – степь, заросшая грязью, сплошная слякоть... и черные, мохнатые, грязные верблюды. Чернуха в своем классическом виде.
Это неожиданно... но как-то однобоко, и однобокость достигает апогея перед самым стартом ракеты, – на так называемом космодроме нет никого, кроме дремучего казаха с портретом Сталина, который он пытается продать за 40 рублей, Титова с Гагариным, которые ездят наперегонки на велосипедах, крича "поехали!", парочки особистов, да и, собственно, главного героя в окружении жены и любовницы.
То есть, Герман старательно избегает свинцового привкуса передовиц, заменяя, впрочем, одну картинность картинностью другой (ну, ладно — художественностью). Его герой – действительно "герой", наделенный чудовищной интеллигентской рефлексией. Ему не дает спать то обстоятельство, что он, возможно, отправляет человека на смерть. Ему приходится требовать от космонавта самопожертвования, но, кроме того, он жертвует и собой – сгорая от угрызений совести, тревожась за судьбу человека, которая отдана, вся такая раскрытая, ему в руки. Но при этом Покровский верит в то, что это необходимо. Верит в то, что вскоре будет сделан семимильный шаг в светлое будущее. Но вера Покровского больше похожа на самообман.
"Фильм обращен к современному поколению, которое ни во что не верит и живет как я – от зарплаты к зарплате", – заметил мой товарищ, режиссер-документалист, с которым мы ходили на премьеру, и я подумал, что он, в общем, прав.
Жена Покровского, Нина, как-то раз произносит оскорбительную для Даниила фразу: "Все эти ваши ракеты только для того, чтобы возить бомбы". Фраза особенно оскорбительна потому, что Покровский пытается заглушить своей глубокой верой в прогресс собственные тревоги.
В фильме очень много внимания уделяется жене (Нине) и любовнице (Вере), которую Даниил нашел здесь, в Казахстане. На самом деле, факт появления любовницы чрезвычайно неубедителен — тем более, что главгер всячески сторонится секса. Тем не менее, женщины в фильме присутствуют, и присутствуют навязчиво. Одна – врач, другая – непонятно кто, какая-то простушка из местных. Но Даниилу они обе глубоко похеру. Потому что они не понимают его и только раздражают своей дурацкой любовью. В связи с этим очень смешно выглядит рекламный анонс: "Врач мечется между женой и любовницей". Естественно, что главгер и не думает между ними метаться. Более того, до крови из носа он сконцентрирован на своих внутренних переживаниях...
Эти женщины, короче говоря, ему не нужны. Да и вообще никакие люди ему не нужны. И, соответственно, не особо нужны эти женские персонажи и зрителю. Но они постоянно присутствуют в кадре, зудят, как надоедливые мухи…
В фильме есть интересные режиссерские находки. Многие сцены хорошо продуманы и хорошо сняты. Например, финальная сцена со взлетом ракеты и сопровождающим Гагарина "ангелом-хранителем". И, особенно, сцены с концлагерем для жён "изменников Родины". Но при этом в фильме абсолютно отсутствует хоть какое-то напряжение. Все усилия Германа направлены на создание пресловутой атмосферности. В результате получается просто набор любопытных сцен, подвешенных на генеральную идею картины. Но оказывается, что висят сцены не на сильно натянутой струне, а на болтающейся на ветру бельевой веревке. Фильм аморфен, совершенно бесхребетен...
При этом я уверен, что Герман снял именно то, что хотел снять, ну, или почти то, что хотел... Только вот моим зрительским запросам это не совсем соответствует. Вообще, фурор, произведенный фильмом на Венецианском фестивале, кажется мне случайным ("Бумажный солдат" получил приз за лучшую режиссуру).
В России принято считать, что самые лучшие хирурги – грузины. Исходя из этого стереотипа, Герман (как и Михалков, кстати, в "12") делает врачом грузина. Точнее говоря, отец Даниила (самый именитый в СССР хирург) – грузин, а мать – русская. Фестиваль проходил в конце августа – начале сентября, как раз после российско-грузинского военного конфликта. И таким образом, совершенно неожиданно для себя фильм приобрел некоторую актуальность.
Оценка: 5,5 из 10.
Режиссер: Алексей Герман младший.
Сценарий: Владимир Аркуша, Алексей Герман мл.,
Операторы: Максим Дроздов, Алишер Хамидходжаев,
Композитор: Федор Софронов.
В главных ролях: Чулпан Хаматова, Мераб Нинидзе, Анастасия Шевелева.
В ролях: Денис Рейшахрит, Руслан Ибрагимов, Александр Глебов.