В Камбодже прошел Восточноазиатский саммит, а в Индонезии - саммит Большой двадцатки. Россия участвовала в обоих, несмотря на сопротивление недружественных стран. Что заявила она устами С.В. Лаврова? И нужны ли нам подобные мероприятия?
Восточноазиатский саммит - это встреча десяти стран АСЕАН (Индонезия, Малайзия, Филиппины, Вьетнам, Лаос, Камбоджа, Таиланд, Мьянма, Сингапур и Бруней) и восьми диалоговых партнеров организации (РФ, КНР, США, Индия, Япония, Южная Корея, Австралия, Новая Зеландия). Нынешнее заседание ВАС прошло в Пномпене 13-14 ноября 2022. Председательствовал Самдек Акка Моха Сена Падей Течо Хун Сен, премьер-министр Королевства Камбоджа.
Российскую делегацию возглавлял министр иностранных дел С.В. Лавров. Он выступил на пленарном заседании с яркой речью, призвав к укреплению многополярного миропорядка и налаживанию позитивной практико-ориентированной кооперации между странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
Отдельно министр остановился "на рисках, связанных с «глобализацией» НАТО и линией Запада на милитаризацию АТР, в том числе путем формирования – через сопряжение с силовым потенциалом Евро-Атлантики – военно-технологической инфраструктуры на платформе АУКУС (США-Великобритания-Австралия)".
Он подчеркнул, что подобные проекты "опираются не на максимально широкую кооперацию, а на задачи сдерживания и противодействия". Любопытно, что перед саммитом противники России договаривались изолировать ее делегацию, но во время выступления С.В. Лаврова Джо Байден не вышел из зала, а остальные не рискнули оставить его без поддержки.
Кроме того, на полях саммита российский министр провел переговоры с коллегами из Таиланда, Лаоса, Вьетнама и Индонезии. И здесь не возникло никаких проблем - договорились укреплять взаимовыгодное сотрудничество. А с коллегами из Индонезии и Таиланда обсудили также российское участии в проведении следующих саммитов G20 и АТЭС.
Саммит "Большой двадцатки" прошел в Индонезии на острове Бали 15-16 ноября 2022. На него с предыдущего саммита прилетели восемь делегаций, включая российскую. Остальные прибывали из своих стран. Было на редкость много новичков - лидеры Великобритании, Германии, Италии, Южной Кореи, Австралии, Японии еще не имели опыта участия в подобных мероприятиях. Нашу страну представлял С.В. Лавров, но он не был единственным министром иностранных дел, возглавляющим делегацию: Бразилия и Мексика участвовали в таком же формате.
На саммите обсуждались три темы: энергетическая безопасность, продовольственная безопасность, мировое здравоохранение. По первому С.В. Лавров выступил за устранение "любых дискриминационных и искусственных препятствий с мировых рынков энергоносителей" и предложил открыть свободный честный диалог между поставщиками энергии и её потребителями.
По второму он подтвердил возможности Российской Федерации в обеспечении стабильности мировых рынков зерна и удобрений. Несмотря на препятствия, чинимые западными странами, мы уже вывезли 10,5 миллионов тонн зерна, из которых 40 % - в Африку, а 60% в Азию. И , кстати, в беседе с Генсеком ООН А. Гуттеришем на полях саммита С.В. Лавров вновь поднял вопрос о реализации пакетных условий по зерновой сделке.
А по третьему Россия предложила "отказаться от монополизации фармацевтических рынков". Ведь, несмотря на то, что Россия первой разработала вакцину от коронавируса, и ее успешно применяли более 70 государств, ЕС и ВОЗ как могли тормозили её регистрацию в интересах "Большой фармы".
Кроме того, С.В. Лавров подчеркнул опасность военно-биологической активности США, которую они развернули "в десятках стран во всех регионах мира, особенно на пространстве Евразии, по периметру границ Российской Федерации и Китайской Народной Республики". И, кстати, с китайским коллегой Ван И российский министр провел после выступления отдельные переговоры.
Кроме того, он побеседовал с канцлером ФРГ О. Шольцем и Президентом Франции Э. Макроном. Так что опять изоляции российской делегации не получилось. Наиболее упертые "изоляторы" - американцы, британцы и чиновники ЕС, - вынуждены были строить сложные маршруты передвижения по отелю "Кемпински", где проходил саммит, чтобы не столкнуться с россиянами. И еще отказались от общего фото - впервые за историю саммитов G20 его не было.
Так нужны ли подобные мероприятия? Таким вопросом я задавался еще три года назад в статье "Зачем нужна большая двадцатка?". С тех пор основные аргументы остались актуальными. И к ним добавились дополнительные: в период противостояния и недоверия с представителями недружественных стран личные контакты с дружественными приобретают особое значение.
На Восточноазиатском саммите из 18 участников недружественных было лишь треть (США, Австралия, Новая Зеландия, Япония, Южная Корея и Сингапур). На саммите G20 недружественных была половина (США, Австралия, Канада, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Япония, Южная Корея, ЕС). Однако с другой половиной отношения надо укреплять, да и с представителями первого лагеря диалог весьма полезен.
А то, что не поехал Президент, несмотря на личные приглашения - весьма правильно. В трудное время он должен быть в стране, а вдали от родных берегов мало ли какую провокацию или теракт задумают наши бывшие партнеры. После американо-британского подрыва "Северных потоков" ничего невозможного не осталось.
А Сергей Викторович Лавров - матерый профессионал и прекрасно справляется с донесением нашей точки зрения и налаживанием контактов. Хотя и ему нужно отдохнуть: на саммите АТЭС в Таиланде 18-19 ноября 2022 российскую делегацию возглавит вице-премьер А.Р. Белоусов. Но это будет уже другая история...
Спасибо за лайки и подписки!