Будете в музее Императорского фарфорового завода, рассматривая изделия из фарфора разных лет, обратите внимание на предметы из стекла - однотонные и цветные, расписные и резные....
С 1777 года поставщиком стекла для нужд Двора стал стекольный завод, пожалованный Екатериной II в вечное и потомственное владение князю Григорию Потёмкину. Позже Екатерина выкупит завод в казну, назовет его Императорским и он продолжит выполнять заказы исключительно для императорского двора - посуда и элементы декора, зеркала, мозаики и витражи; изделия, выполненные по рецептуре свинцового хрусталя, а также декорированные росписью серебром, золотом и эмалью, гравировкой, травлением раствором плавиковой кислоты и огранкой.
К проектированию изделий привлекались выдающиеся архитекторы, например, Андрей Воронихин, Василий Стасов; рецептурой приготовления цветного стекла занимался Михаил Ломоносов и другие.
При таком широченном спектре выполняемых работ, но оставаясь казенным предприятием, завод терпел постоянные убытки: использовал труд крепостных (отмена крепостного права в 1861 году сказалась на штате не в лучшую сторону), не исполнял массовые заказы (долгое время работал только на заказы двора), не мог конкурировать с частными стекольными предприятиями (доля продукции завода на свободном рынке была мизерной).
В целях поправки финансового положения стеклянный завод то передавали в частные руки, то возвращали в казну, объединяли/разъединяли с Императорским фарфоровым заводом (окончательно присоединен к фарфоровому в 1890г.).
Кстати, первым крупным заказом на исполнение витражного стекла стал император Николай I для Готической капеллы (церкви св. Александра Невского) на территории парка Александрия.
Про парк и капеллу читайте по ссылкам ниже:
В период с 1906 по 1935 годы живописной и шлифовальной мастерскими Фарфорового и Стеклянного заводов руководил художник-график немецкого происхождения Рудольф Вильде (1868 - 1938гг.) - за свою творческую жизнь выполнял рисунки для тканей, обоев, украшений мебели, эскизы предметов из серебра и стекла, ювелирных изделий Прохоровской (Трехгорной) мануфактуры.
Рудольф Вильде в период 1906-1910 гг. создавал эскизы для императорского хрусталя и ваз в стиле модерн и неорусского стиля, а также разрабатывал проекты росписи ваз полихромными эмалями. Позже, уже в советскую эпоху создавал эскизы произведений агитационного фарфора в авангардном стиле.
Надеюсь, Вам было интересно?! Отметьте статью "лайком" - это поможет продвижению канала!
Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые истории!
#стекло #ИФЗ #история #мастер #спб #санкт-петербург #вазы #вильде #модерн #витражи #роспись #фарфор #музей