Оскорбление религиозных чувств верующих — одно из самых загадочных преступлений в российском уголовном кодексе. Впервые эта формулировка появилась в законодательстве после панк-молебна группы Pussy Riot в храме Христа Спасителя — тогда, за неимением подходящей статьи, девушек судили за хулиганство. После принятия новой редакции закона за оскорбление чувств верующих судили уже больше 60 человек. Причем суд считал такими оскорблениями и ловлю покемонов в храме, и фото в нижнем белье на фоне церквей, и театральные афиши с Иисусом между раздвинутых женских ног.
В масштабном фичере о том, как в разных странах действует закон об оскорблении чувств верующих, журналистка Анастасия Шереметьева рассказывает о самых громких религиозных скандалах — от фараона Эхнатона, запретившего языческих богов, до французской редакции Charlie Hebdo, нарисовавшей карикатуры на пророка Мухаммада.
По каким критериям определяют, что оскорбительно, а что нет? зачем депутат по фамилии Христос подал в суд на грека, сравнивающего монахов с макаронами? почему закон защищает только верующих, а не атеистов или другие сообщества? стоит ли мусульманину оскорбляться из-за продажи свинины на прилавках? и в каких случаях все-таки стоит наказывать за преступления против верующих?
История религиозных оскорблений: от фараона Эхнатона до Джона Леннона
Сегодня понятие «оскорбление чувств верующих» связано с законодательством и правом, однако случаи, которые мы бы назвали «оскорблением религиозных чувств», начали происходить задолго до нашей эры.
Так, Древним Египтом примерно до 1335 года до н. э. правил фараон Эхнатон (Аменхотеп IV). Он заменил многобожие на культ единого солнечного бога Атона и построил новую столицу в его честь — Ахет-Атон, в которую не замедлил переехать вместе с подданными. Поклоняться самому Атону имели право только фараон и его жена Нефертити, а горожане, в свою очередь, должны были почитать Эхнатона как бога. Такая смена религии лишила жрецов бога Ра прежней власти. Это привело к тому, что после смерти Аменхотепа IV столицу покинули все жители, культ Солнечного бога был забыт, а какая-либо информация о фараоне — тщательно скрыта или уничтожена. В общем, оскорбились язычники не на шутку.
Античный философ Сократ (469–399 до н. э.) тоже когда-то «оскорбил» верующих афинян. Дело имело политическую подоплеку — народ привлек мудреца к суду за якобы расшатывание государственных устоев и сотрудничество с тиранами, но формально осудили Сократа за то, что он «не признает богов, признаваемых государством, а вводит другие, новые божества» и «развращает молодежь» (цит. по Ксенофонт «Воспоминания о Сократе», глава 1, часть 1). За это философа приговорили к смертной казни через отравление цикутой.
Если бы Мартин Лютер (1483—1546) жил в наше время, то его судили бы по статье «оскорбление религиозных чувств» и «злонамеренные действия, совершенные в местах, предназначенных для проведения религиозных обрядов и церемоний». По легенде, 31 октября 1517 года он прибил к дверям Виттенбергской замковой церкви составленные им же «95 тезисов». В них он критиковал католическую церковь, в частности за продажу индульгенций. Тогда Лютера обвинили в ереси и отлучили от Католической церкви. Однако своим дерзким поступком немецкий мыслитель положил начало Реформации и стал основателем протестантизма.
Итальянский философ Джордано Бруно (1548—1600) был сторонником учения Николая Коперника и при жизни развивал идеи о том, что Солнце — центр только для Земли, что существует множество галактик, наша планета круглая, Вселенная бесконечна, а звезды — это небесные светила, подобные Солнцу, которые тоже имеют свои системы. Но в XVI веке мировоззрение общества во многом формировала религия, слово священника, вещающего от имени Бога, считалось законом. Идеи Бруно ставили под сомнение существование Бога и потому были опасны для церкви. К тому же он был не только распространителем учения о гелиоцентрической системе мира, но и религиозным философом, посягавшим на догматы христианства: называл Иисуса обманщиком, не верил в существование Святой Троицы, а рождение людей сравнивал с рождением животного. Всё это, конечно, оскорбляло епископов и прихожан Католической церкви, и римская инквизиция сожгла философа заживо.
За гипотезу о том, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот, был подвергнут суду инквизиции и итальянский ученый Галилео Галилей (1564-1642). Его заставили отречься от своих взглядов и до конца жизни запретили покидать виллу Арчетри.
В Российской империи «оскорбительными» поступками по отношению к верующим отметились Александр Пушкин (1799–1837) и Лев Толстой (1828–1910). В 1821 году Пушкин написал скандальную поэму «Гавриилиада», в которой с иронией обыграл евангельский сюжет о Благовещении.
В произведении Александра Сергеевича Дева Мария — привлекательная женщина, живущая со своим престарелым супругом Иосифом. Бог влюбляется в нее и хочет сделать своей невестой, но до встречи с ним Мария вступает в половой контакт сначала с сатаной, а затем с архангелом Гавриилом.
После в виде голубя Деве является Господь и «летит в колени милой девы, / Над розою садится и дрожит». Поэма завершается рождением Христа как сына дьявола, архангела и Бога.
На поэта завели дело по распоряжению Николая I. Пушкин долго не признавал своего авторства, но через четыре месяца после начала расследования написал письмо императору с просьбой о прощении. Впоследствии литературовед В. П. Гурьянов отмечал, что Александр Сергеевич не любил упоминаний об этой поэме и называл ее «гадостью».
«Сказка о попе и работнике его Балде» (1830) тоже не понравилась представителям православной церкви: священнослужитель не мог быть жадным, глупым, необразованным и уступать в мудрости Балде. Из-за этого до 1882 года сказка печаталась с цензурой под редакцией Василия Жуковского. Поп был «купцом Кузьмой Остолопом», попадья — «хозяйкой», поповна и попенок — «дочкой» и «сыночком». И никаких упоминаний о религии, в отличие от оригинальной версии. Некоторые представители РПЦ до сих пор называют цензурированное издание единственно верным.
Лев Николаевич Толстой в 1901 году «отпал», по выражению Святейшего Синода, от Православной церкви за то, что отвергал Троицу, «богочеловечность» Иисуса, все таинства и распространял эти идеи в народе. Всего Синодом в отношении Толстого было составлено 12 обвинений: среди них глумление над Евхаристией, отрицание Троицы и воскресения Христа, непризнание Иисуса как Спасителя. Сам же писатель отклонил большинство из этих претензий и согласился только с тем, что он «проповедует, с ревностью фанатика, ниспровержение всех догматов Православной церкви и самой сущности веры христианской», не признает «мздовоздаяния» и жизни после смерти. При этом Синод не отлучил Толстого, а лишь отметил его уход от православных устоев по собственному желанию и «молился о покаянии» и возвращении Льва Николаевича в лоно церкви. Это наказание было более чем мягким, так как в то время проступок писателя считался государственным преступлением.
Одним из самых «громких» оскорблений чувств верующих в XX веке стало высказывание создателя группы The Beatles Джона Леннона. В 1966 году во время интервью с журналисткой Морин Клив для Evening Standard он сказал: «Христианство уйдет. Оно исчезнет и усохнет. Не нужно спорить; я прав, и будущее это докажет. Сейчас мы популярнее, чем Иисус; я не знаю, что исчезнет раньше — рок-н-ролл или христианство. Иисус был ничего, но его последователи тупы и заурядны. И именно их извращение губит христианство во мне». Певца не призывали ответить перед законом и не заводили на него дело, но христиане были настолько возмущены, что буквально заставили Леннона и группу извиняться.
Более двадцати радиостанций перестали выпускать в эфир песни The Beatles, люди устраивали протесты и беспорядки (на пикеты выходили даже члены Ку-клукс-клана), музыкантам не раз угрожали. 11 августа в чикагском аэропорту, во время последних гастролей группы, Джон перед журналистами извинился за свое высказывание.
Кстати, Христос тоже был распят за то, что «оскорблял» чувства иудеев. Как пишет Иоанн в Евангелии, они приговорили Иисуса к смерти, потому что он «нарушал субботу», то есть работал в день, когда нужно отдыхать и помнить о Боге. А еще потому, что он называл себя Сыном Божиим, тем самым «делая Себя равным Богу».
Что говорят законодательства разных стран о чувствах верующих
Впервые понятие «оскорбление чувств верующих» (или «оскорбление религиозных чувств») появилось в Уголовных кодексах Индии, Пакистана и Бангладеш в 1860 году. Во всех трех — это статья 295-А, которая устанавливает наказание за «преднамеренные и злонамеренные действия, направленные на оскорбление религиозных чувств любого класса» в виде штрафа и/или тюремного заключения от трех до десяти лет. В законодательствах других стран того же времени применяется формулировка «кощунство», «богохульство» или «святотатство». Однако эти законы назначают наказание за оскорбление символики религии, а не чувств человека.
Существует и более раннее упоминание об оскорблении религиозных чувств. В мусульманских странах все вопросы — от бытовых до ведения бизнеса — контролируются шариатом — системой норм, правил и обычаев, определяющих жизнь мусульман. Его основными источниками являются Коран и Сунна пророка Мухаммада, появление которых относят к 610–632 годам и 690 гг. н. э. Главный раздел шариата — фикх, то есть право, которое делится на две части: ибадат (об исполнении религиозных обрядов) и муамалат (об отношениях между людьми). В них нет точной формулировки «оскорбление чувств верующих», но есть законы, регламентирующие меру наказания за совершение подобного действия.
За оскорбление пророка Мухаммада через текст, рисунок или слово и за осквернение Корана виновный приговаривается к смертной казни. Также к смерти в исламских странах могут приговорить христианина, если он съест или выпьет что-либо из той же посуды, что и мусульманин.
В 2009 году за такой поступок в Пакистане судили Асию Биби. Она работала на ферме и во время перерыва выпила воды из кружки, стоявшей у колодца, которым пользовались мусульманские девушки. Они заметили это и подали на Биби в суд. Асия 9 лет ожидала решения в одиночной камере, и в 2018 году ее оправдали — судье не смогли предоставить достаточно доказательств.
В Уголовном кодексе Австрии от 1974 года в статье 188 «Дискредитирование религиозного учения» читаем: дискредитирует лицо или вещь, которая является предметом почитания церкви или религиозного объединения, расположенных на территории Австрии, допустимые на основании закона обычай или религиозное действие такой церкви или религиозного объединения либо высмеивает их при таких обстоятельствах, при которых его поведение может вызвать обоснованное общественное возмущение, тот наказывается лишением свободы на срок до шести месяцев или денежным штрафом в размере до 360 дневных ставок».
В Уголовном кодексе Испании от 1995 года в статье 525 появляется уже более похожая формулировка: «Тот, кто с целью оскорбления чувств членов какой-либо религиозной конфессии публично, словесно, письменно или в любом другом документе будет издеваться над догмами, убеждениями, обрядами или оскорбит тех лиц, которые их исповедуют или осуществляют, наказывается штрафом на сумму от восьми до двенадцати месячных заработных плат. То же наказание назначается тому, кто будет издеваться, устно или письменно, над теми, кто не исповедует никакую религию или никакие убеждения».
В 1997 году в Уголовном кодексе Польши впервые использовали дословное понятие: «Оскорбление религиозных чувств других людей путем публичных оскорблений объектов религиозного поклонения или мест проведения религиозных церемоний карается штрафом или лишением свободы на срок до двух лет».
В нашей стране похожее выражение впервые применили в 143-й статье Уголовного кодекса РСФСР, которая действовала с 1993 по 1996 год. В первой ее части обозначалось наказание (лишение свободы до трех лет или штраф до 16 минимальных месячных размеров оплаты труда) за нарушение свободы совести и вероисповедания, в том числе за воспрепятствование совершению обрядов, «сопряженное с насилием или угрозой насилия, а равно с уничтожением и повреждением имущества граждан, религиозных и общественных объединений». Во второй части добавлялись уточнения: нельзя оскорблять чувства публично и при помощи СМИ, а также разрушать или повреждать «культовые здания, сооружения, иные предметы мировоззренческой символики, памятников, захоронений», наносить на них оскорбительные надписи и рисунки. За совершение этих действий могли дать тюремный срок до одного года или выписать штраф.
В Уголовном кодексе РФ от 1997 года эта статья получила номер 148 и весьма сократилась: «незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или совершению религиозных обрядов» наказывали штрафом, либо исправительными работами до одного года, либо арестом до трех месяцев.
В июне 2013 года статью 148 УК РФ существенно расширили. «Публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих» грозят штрафами до 500 тысяч рублей, либо обязательными работами до 480 часов, либо принудительными работами до трёх лет, либо лишением свободы до трех лет. Конкретику и список действий, за которые могут судить по этой статье, убрали. Таким образом, рамки наказания расширились, а решение во многом зависит от воли судей.
Самые громкие случаи в России и мире, когда судили за оскорбления веры
И в России, и за рубежом закон об оскорблении религиозных чувств в наши дни применяется редко, за исключением стран Ближнего Востока. Например, в Дании последний раз судили за богохульство в 1938 году, в Норвегии — в 1930-х, а в Италии — в 1992-м. Закон об оскорблении чувств верующих отменили во Франции в 1881 году, в Великобритании — в 2008-м, в Исландии — в 2015-м. Поэтому случаи, когда за религиозные оскорбления судят, часто становятся громкими.
Последняя редакция статьи 148 УК РФ 2013 года появилась после «панк-молебна» Pussy Riot в храме Христа Спасителя 21 февраля 2012-го. Участницы музыкальной группы в цветных балаклавах и летних открытых платьях подбежали к алтарю, подключили колонки и стали исполнять песню «Богородица, Путина прогони», крестясь и кланяясь. Через минуту охрана вывела девушек из церкви.
Позднее выяснилось, что выступающими среди прочих были Мария Алехина, Надежда Толоконникова и Екатерина Самуцевич. На них завели уголовное дело за хулиганство, совершенное группой лиц по предварительному сговору. 17 августа этого же года обвиняемым назначили по два года лишения свободы в колонии общего режима. 10 октября приговор для Самуцевич смягчили: изменили на условный, освободили из-под стражи и назначили испытательный срок в два года. 23 декабря Алехина и Толоконникова были досрочно освобождены по амнистии.
В 2015 году на директора Государственного академического театра оперы и балета города Новосибирска Бориса Мездрича и режиссера Тимофея Кулябина завели административное дело по статье 5.26 КоАП РФ за постановку оперы «Тангейзер». Митрополита Новосибирского Тихона и некоторых православных христиан оскорбил представленный образ Иисуса, за что и была подана жалоба. В спектакле Тангейзер — это не рыцарь, как в классической опере, а режиссер, который снимает фантастический фильм про молодость Христа, проведенную в гроте богини Венеры за распитием вина и другими плотскими наслаждениями. Также во время оперы на сцену выносили плакат «Грот Венеры», где Иисус изображен распятым между ног богини.
Режиссеру грозил штраф до 50 тысяч рублей и 120 часов обязательных работ. Правонарушений в опере и среди руководства театра найдено не было, суд отклонил иск, но прокуратура обжаловала решение. 29 марта 2015 года Бориса Мездрича уволили, на его место пришел Владимир Кехман, который почти сразу же снял «Тангейзера» с репертуара. После этого прокуратура отозвала жалобу на решение суда.
В июле 2016 года в Элисте был вынесен приговор борцу Саиду Османову — два года лишения свободы условно с испытательным сроком в один год (по второй части статьи 148 Уголовного кодекса РФ и первой части статьи 282 УК РФ). Спортсмен предстал перед судом за то, что «выразился нецензурной бранью в адрес жителей», справил малую нужду около статуи Будды в центре города и ударил ее ногой. Всё это Османов транслировал в сети «Перископ».
На екатеринбургского «магистра магии вуду» Антона Симакова в апреле 2016 года также заводили уголовное дело, которое позднее заменили на принудительное лечение в психиатрической больнице. Причиной послужил «магический обряд» против президента Украины Петра Порошенко, во время которого Симаков перед журналистами зарезал живого петуха и окропил его кровью православный покров.
Блогер Руслан Соколовский в мае 2017 года был признан виновным по статьям 148 и 282 УК РФ за то, что ловил покемонов через приложение Pokemon Go в Храме-на-Крови в Екатеринбурге. Молодого человека приговорили к 3,5 года лишения свободы условно. Спустя два месяца приговор смягчили до 2 лет и 3 месяцев условно, а в мае 2019 года Соколовского освободили от наказания.
Громким делом 2021 года в России по статье об «оскорблении чувств верующих» стал суд над уроженцем Таджикистана Русланом Бобиевым и гражданкой РФ Анастасией Чистовой. Бобиев выложил в своих соцсетях фотографию на фоне храма Василия Блаженного.
На фото молодой человек держит за волосы девушку в куртке с надписью «полиция», которая сидит перед ним на корточках. Молодых людей приговорили к 10 месяцам колонии, а Руслана Бобиева также решили выслать за пределы страны. Это первый реальный срок, назначенный по статье 148 УК РФ.
С процессом группы Pussy Riot сравнивают судебный процесс над тремя ЛГБТК-активистками из Польши. Весной 2018 года в Полоцке Эльжбета Подлесна, Анна Прус и Йоанна Гзыра-Искандар провели акцию в поддержку ЛГБК-сообществ: на зданиях вокруг костела Святого Доминика они расклеили плакаты с изображением Ченстоховской иконы Божией Матери с радужным нимбом, а к мусорным бакам прикрепили списки епископов, которые защищают педофилов.
Летом 2020 года женщинам было предъявлено обвинение по статье 196 Уголовного кодекса Польши за «оскорбление религиозных чувств». 2 марта 2021 года польский суд вынес оправдательный приговор: судья решила, что символика ЛГБТ не имеет в себе ничего оскорбительного, а женщины просто защищали тех, кто подвергся дискриминации.
Исламские страны чаще других применяют закон об оскорблении религиозных чувств. Так, в 2012 году к смертной казни была приговорена 14-летняя христианка Римши Масих из Пакистана. Ее арестовали и три недели содержали в тюрьме строгого режима из-за заявления имама Хафиза Мохаммеда Халида Чишти о том, что девушка сожгла несколько страниц из Корана.
К счастью, приговор не успели привести в исполнение: врачебная экспертиза признала Римши отстающей в развитии (синдром Дауна), а позднее был задержан сам имам за ложное донесение на заведомо невиновное лицо. Оказалось, что он, по словам свидетелей, подкинул эти листки в мусорный бак дома девочки. Обвинения с Халида Чишти были сняты в 2013 году за отсутствием доказательств, а Римши Масих вместе с семьей вынуждена скрываться в Канаде из-за угроз и преследований от некоторых мусульман.
Еще один заграничный случай — жителя Греции в 2014 году приговорилик 10 месяцам тюремного заключения. Филиппос Лоизос создал в Facebook страницу от имени умершего почитаемого греческого монаха Паисийя. На ней он иронически обыгрывал схожесть его имени с традиционным макаронным блюдом паститсио (или пастицио). Обвинения против него за оскорбление религии и злонамеренное богохульство выдвинул Христос Паппас, депутат от ультраправой партии «Золотая Заря». Лоизос обжаловал приговор, и его отменили в 2017 году.
Во Франции нет статьи, назначающей наказание за оскорбление религиозных чувств, но есть «закон Плевена» о борьбе против расизма. Именно по нему в 2007 году судили редакцию сатирического еженедельника Charlie Hebdo. Обвинение выдвинули исламские организации за оскорбительные, по их мнению, рисунки с пророком Мухаммадом. Парижский суд вынес оправдательный приговор изданию. «В светском и плюралистическом обществе уважение ко всем верованиям идет рука об руку со свободой критиковать религии, какими бы они ни были», — отметил судья и напомнил, что за «богохульство» во Франции не обвиняют с 1881 года.
Обвинители остались недовольны решением суда, и в 2015 году 14 человек, исповедующих ислам, совершили террористическое нападение на редакцию Charlie Hebdo, в ходе которого погибли 11 человек.
В следующей части фичера мы расскажем, что об оскорблении чувств верующих думают представители различных вероисповеданий: православный, католический и лютеранский священники, раввин, имам и лама.
Исповедуете ли вы какую-либо религию и есть ли что-то, что вас оскорбляет, как верующего человека? Делитесь своим мнением в комментариях!
Автор: Анастасия Шереметьева
За иллюстрации к фичеру о законе об оскорблении чувств верующих благодарим Евгению Ефимову