Найти тему

Дворянский собор

Каким был деревянный дом Дворянского собрания и где он находился. 

Сведения о его внешнем виде и интерьере не обнаружены. Известно, что к концу 80-х годов 19-го века это здание, построенное наспех за 50 лет до этого, пришло в негодность. Тогда и было принято решение на том же месте возвести новое здание, которое соответствовало бы статусу Дворянского собрания. В начале 1892 года тамбовский губернатор утвердил план нового здания. Средства на строительство собирались со всех лиц дворянского происхождения, имевших поместья и усадьбы в Тамбовской губернии. При этом величина денежного взноса определялась пропорционально размерам дворянских владений.

Вообще фундаментом, государственно-образующей основой дореволюционной России было дворянство – высшее, привилегированное сословие. Орган самоуправления этого сословия, появившийся в 1766 году, приобрел законодательную силу в 1785 с момента вступления в силу «Жалованной грамоты дворянству».

Красивые и прочные

Дворянское собрание называлось еще "благородным", самим названием давая понять, что это орган самоуправления людей с голубой кровью.

Естественно, для проведения собраний, которые совершались один раз в течение трех лет, нужна была соответствующая обстановка. Украшение общества требовало достойной оправы. Дома Дворянского собрания в столицах и главных городах губерний возводились в центрах; для их строительства приглашались лучшие мастера из всех стран. 

 Строились здания на века, поэтому многие из них сохранились до наших дней и являются главными достопримечательностями центральных губернских городов. Дома Дворянского собрания в таких городах как Тамбов, Смоленск, Вологда, Владимир, Уфа, Кострома, Тверь и других являются украшениями этих населенных пунктов и памятниками истории и архитектуры этих регионов. В них и теперь располагаются культурные объекты – где филармония (Санкт-Петербург, Смоленск), где Академия искусств (Уфа). В Москве в здании Благородного собрания долгие годы находится Дом Союзов (оно и известно было именно под этим названием).

Важным объектом, который появился на фото рассматриваемой нами территории, было здание Дврянского собрания. Факты, связанные со зданием Тамбовского дворянского собрания, когда-то были положены М.Ю. Лермонтовым в основу поэмы «Тамбовская казначейша». Правда в то время само здание было совершенно другим, да и находилось оно в другом месте. На этой площади оно появилось в 1837 году, когда надо было достойно принять наследника престола, будущего императора Александра II. К его приезду и было построено большое деревянное здание на северо-восточном углу перекрёстка улиц Долгой и Широкой. По соседству с ним на улице Широкой находилась усадьба дворян Загряжских, у которых осенью 1812 года останавливались супруги Гончаровы – родители Н. Гончаровой – будущей жены А.С. Пушкина.

Основная проектная документация была разработана младшим архитектором строительной компании Ф.А. Свирчевским. Однако вряд ли его можно назвать полноправным автором архитектурного проекта этого здания. В те годы в нескольких российских городах строились аналогичные здания, походившие друг на друга как близнецы-братья. Например, здание областного театра в Омске на редкость напоминает здание нашего тамбовского театра. Вероятно, за основу Свирчевский принял типовой проект, рекомендованный для строительства таких зданий. В связи с этим не стоит верить тому, что плановое изображение этого здания якобы напоминает летящую пчелу, вернее тому, что таким образом Свирчевский специально ввёл элемент символа Тамбовского края в свою работу. Тамбовская символика действительно нашла отражение во внешнем оформлении здания Губернского дворянского собрания, но в другом. Например, в декоративных украшениях колонн главного входа были представлены изображения гербов уездных городов губернии.

Строительство здания Губернского дворянского собрания было завершено к 1897 году. Новое здание оказалось с тремя фасадными стенами. При этом центральная угловая стена является главном входом, оформленным с особым изяществом. Он выделяется тремя высокими арочными проёмами с полукруглыми завершениями.

Над входом оформлен большой балкон, с ажурным ограждением из лепных балясин. Криволинейные поверхности перекрытия над центральной частью здания завершаются угловыми башенками с декоративными украшениями, а над всем карнизом центрального фасада сделано ограждение, предающее особое очарование своей ажурной отделкой. 

Роскошный особняк отвечал вкусам тогдашнего дворянского общества. Из всех архитектурных стилей оно более всего соответствовало северо-европейскому ренессансу, который отличается обилием элементов декора. Аналогично внешнему оформлению были выполнены интерьеры внутренних помещений и залов. Многое из первоначального облика здания дошло до наших дней, но, к сожалению, - не всё. До сих пор привлекает внимание парадная лестница, особенно её чугунные литые стойки перил с рисунками, включающими герб Тамбовской губернии, а также огромное зеркало, укреплённое на стене поворотной площадки лестничного марша.

В первые годы существования здания Тамбовского губернского дворянского собрания в нём обсуждались проведения различных общественных мероприятий. В спорах и дискуссиях рождалось единое мнение тамбовского дворянства на те или иные нововведения политического и экономического характера. В залах

Дворянского собрания тогда звучали голоса лучших представителей высшего сословия губернии, людей высокообразованных, уверенно и аргументировано отстаивавших свои позиции.

В здании дворянского собрания в мае 1897 года впервые на тамбовской земле был продемонстрирован в действии знаменитый аппарат движущейся фотографии – синематограф Люмьера. В 1912 году в южном крыле здания, где сейчас располагается детский кукольный театр, был открыт один из первых в городе «электротеатров» с названием «Колизей», которое быстро закрепилось за всем зданием Тамбовского губернского дворянского собрания. На сцене Дворянского собрания в начале прошлого века трижды выступал с гастрольными концертами Ф.И. Шаляпин. Здесь состоятельные жители города могли насладиться музыкальным мастерством пианиста Я.И. Зилоти.

С августа 1920 до лета 1921 года в Тамбовской губернии полыхало крестьянское восстание, более известное под названием «Антоновщина». В истории России, как свидетельствуют специалисты-историки, это было последнее крупномасштабное крестьянское восстание. Тамбов в то время был хорошо укреплён многочисленными частями Красной Армии, которыми весной 1921 года командовал будущий маршал Советского Союза, а тогда ещё двадцатисемилетний командир Красной Армии М.К. Тухачевский. В боях с тамбовскими крестьянами в то время принимали участие и другие известные в будущем военные специалисты: И.П. Уборевич, И.Ф. Федько, Г.К. Жуков, сражались здесь и кавалеристы Г.И. Котовского. Руководителями власти в губернии тогда были известные большевики В.А. Антонов-Овсеенко и А.Г. Шлихтер. В своих воспоминаниях о тех днях Антонов-Овсеенко писал, что здание «Рабочего дворца», как тогда стали называть бывшее помещение Дворянского собрания, более напоминало боевой объект: у входа стоял постоянный пост из красноармейцев, здесь же были складированы брёвна, предназначавшиеся для того, чтобы забаррикадировать вход на случай прорыва антоновцев в город. В кабинетах партийных работников у стен стояли винтовки и ящики с боеприпасами, а на балконе был установлен пулемёт.

Уже в те годы в здании нынешнего театра неоднократно бывали многие представители высшего руководства страны и лидеры партии РСДРП(б). Можно уверенно сказать, что здание Рабочего дворца стало главным местом приёма всех важных персон, посещавших в те годы Тамбов. Здесь был Л. Троцкий, М. Калинин, В. Подбельский, а позже здесь выступали перед представителями городской общественности Н. Бухарин, А. Луначарский, А. Микоян. До 1929 года зрительный зал здания бывшего Дворянского собрания был самым вместительным залом в Тамбове. Как правило, в нём в первые годы советской власти проводились все торжественные мероприятия, конференции, заседания, которые проводили городские и губернские структуры власти. В 1929 году в Тамбове появился первый рабочий клуб железнодорожников, который назвали «Знамя труда».

Теперь уже в нём был самый большой по объёму и по количеству зрительных мест зал в Тамбове. Передав общественные функции новому клубу, здание бывшего Губернского дворянского собрания (позже - «Колизей», ещё позже – Рабочий дворец) было решено отдать под театр. С этого времени начинается новая страница в истории этого здания на Ленинской площади. Обратите внимание: мы не говорим ничего об истории тамбовского театра, а только о здании, в котором он располагается с конца 20-х годов прошлого века. История самого тамбовского театра начинается со времени служения в нашем крае Г.Р. Державина. Благодаря ему, впервые в Тамбове проявились ростки театрального искусства. Об истории тамбовского театра интересно и подробно написал в своей книге известный тамбовской театровед А.Смирнов. На протяжении нескольких лет в 30-е годы прошлого века шло формирование местного театрального коллектива. Этот процесс завершился только в 1937 году, когда был официально оформлен Тамбовский областной драматический театр имени А.В. Луначарского. Инфа инет. Фото где потом возведут дом для дворянский элиты.

-2
-3