Говоря ралли-рейд, многие сразу представляют себе мчащийся сине-белый КамАЗ или красный МАЗ, невероятно быстрые Mini и Toyota HiLux.
Но уже несколько лет в ралли-рейдах участвует и команда Горьковского Автомобильного Завода. Команда ГАЗ Рейд Спорт выступает весьма успешно сразу в двух категориях: на Газелях среди легковушек, и на Газонах Садко 4Х4 среди грузовиков. И это настоящие быстрые спортивные машины, только с одной отличительной чертой — все они построены на серийных узлах и агрегатах. Ровно тех, что идут по конвейеру ГАЗа.
Во время гонки Шелковый Путь 2022 мне удалось пообщаться с Вячеславом Субботиным – спортивным директором команды, пилотом ГАЗ Рейд Спорт. Разговор получился неформальным.
Мы мчались по степи в ковшах боевой Газели (категория Т2 спортивные серийные машины) — пресс-технички,
плавились на солнце в мягких песках бархана Большой брат, спасали от солнечного удара оператора FPV-дрона. В общем, было совсем не скучно, да и сама беседа получилась интересной.
Вы довольны выступлением команды? Что показал Шелковый путь? Какие планы по развитию?
Результатом мы, конечно, удовлетворены. 2 и 3 места в самом мощном классе Т1 Super Production и восьмые в абсолюте. Это вам, как говорится, не кусок пирога. Хотелось бы большего, но сейчас то, чего мы достигли – это следующий шаг к вершинам. Самое главное, мы крепко вошли в десятку абсолюта Чемпионата и Кубка мира и престижных турниров-марафонов, таких как Шёлковый путь.
Абсолют считается по легковым автомобилям всех классов. Это Т1, Т2, Т3, Т4, Рейд-спорт, Open. Это очень круто. Машина у нас не такая мощная, как Т1, не такая легкая, как Т3, но, тем не менее, это восьмерка.
То есть мы уверенно едем в десятку Чемпионата и Кубка мира, а по составу и по силе, Шелковый путь – это действительно этап Чемпионата мира, как ни крути. Да, в Шёлковом пути, конечно, не было именитых пилотов вроде Нассера Аль Аттии или Стефана Петеранселя, но, тем не менее, машины и команды были достойные. Один Владимир Васильев только чего стоит. Нынешний Дакар 2022 ехал в шестерке абсолюта! Да и Настя Нифонтова дубасит там тоже, будь здоров, не последняя. Сергей Карякин мчит, только пыль столбом, он вообще чемпион Дакара. Очень круто все ехали. И мы достигли такого результата почти на серийных то машинах! И в категории Т1 самых мощных прототипов Дакара и Чемпионата мира две Газели NN финишировали на 2-3 позиции. Результат!
Да, наши парни бились как львы, и заняли достойное место. Конечно, были сходы у соперников, но это не умаляет достоинств наших экипажей и наших автомобилей. Ребята, мы едем действительно очень быстро!
Занятые высокие места несомненно доказательство функциональности наших машин, мастерства экипажей, надежности автомобилей.
Грузовики Садко Next 4х4 тоже красавчики. Они ехали, прямо наступая на пятки лидерам! И КамАЗам, и МАЗам, и кое-где их опережали.
Поломки, конечно, преследовали всех, и КамАЗы, и МАЗы, МАЗ вообще один не доехал, схватил гидроудар. А все наши машины, грузовики и Газели, дошли до финиша с минимумом технических проблем. И 5 место среди грузовиков, это тоже очень круто.
5 место среди грузовиков и середина общего зачета, включая мотоциклы, показывает, что наши грузовики действительно хороши. Садко Next 4х4, я считаю, – лучший внедорожник страны и один из лучших в мире.
По сути, серийная машина, а едет вот так. Ну, действительно, это круто!
Теперь, что касается развития. Каждое соревнование — это шаг вперед. Мы не просто приезжаем туда сражаться и завоёвывать наивысшие награды. Для нас любой турнир — возможность оценить самые передовые решения мирового автоспорта, читай и автопрома, заметить лучшее и реализовать это и на наших машинах, а то и сделать лучше. А в дальнейшем некоторые решения перенести и на конвейер. У нас с головной компанией ГАЗом налажена четкая связь. Вернулся с соревнований, написал отчет. Его анализируют в объединённом инженерном центре ГАЗа (ОИЦ). И дальше решают, что можно будет улучшить в серийной продукции, а что реализовать в будущих моделях.
И это чистая правда. Например, в серийном Садко Next 4х4 действительно есть решения, которые пришли из гоночной команды, взять хотя бы раму, крепление рессор, тормоза.
Да и в Газели NN тоже есть что от спорта. Посмотрите хотя бы на то, как гоняют рядовые Газелисты. Есть на чем!
На Шелковый путь в 2022 году мы выкатили новый автомобиль. Это мировая премьера. Гоночная полноприводная ГАЗель Next с независимой передней подвеской.
И машина показала фантастические результаты! На отдельных участках, секциях, эта Газель а ехала в пятерке абсолюта, причем легко. Пилоты, правда, говорили, что они ехали в среднем темпе, и мы им такую задачу ставили, чтобы ехали в среднем темпе, ничего не разломали. Тем не менее, дубасили они, будь здоров. И нам всякий раз отвечали на финише: «Да что, мы совсем не ехали, катились как на прогулке, но получилось быстро. Это не мы, машина такая». Да ехали, ехали вы, ребята. Потенциал у новой Газели велик.
Передняя независимая подвеска, конечно, работает лучше, чем зависимая подвеска. И мы даже подумали, что мы на этот автомобиль сделаем ставку, он поедет уже следующие этапы Чемпионата страны. Но к следующему году, вполне возможно, что мы переделаем два наших боевых быстрых автомобиля, две Газели NN на эту же схему с независимой передней подвеской. Сейчас спереди в этих снарядах стоят неразрезные мосты.
Мост все-таки тяжелая штука, пусть и на пружинах, пусть и с большим ходом, но это большая неподрессоренная масса. Это раз. И кинематика. Кинематика у зависимой подвески, конечно, хуже, чем у независимой. Для внедорожника, для небольших скоростей — мост хорошая штука. Но тут высокие скорости. Независимая подвеска с меньшей массой будет отрабатывать гораздо лучше.
Тем более, что это находится в мейнстриме у Группы ГАЗ. Сейчас уже выходит в продажу Соболь NN с передней независимой подвеской, на подрамнике, с рулевым механизмом – рейкой, закрепленной тоже на подрамнике. Вот ровно так же как и на нашем болиде. Вслед за Соболем 4х2, выйдет Соболь NN 4х4 по той же схеме, как и на нашем прототипе. Полный привод, независимая передняя подвеска, привод передних колес на ШРУСах. Все закреплено на подрамнике. Бомба будет, а не машина.
А в планах у нас и настоящий Т1 на пространственной трубчатой раме с мощным мотором и с интересными инженерными решениями. Машина не должна уступать по скорости лидерам класса Т1 Super production.
Что скажешь про Никиту Мазепина, победившего в классе SSV?
Мазепин клевый парень оказался, очень активный и настроенный, такой заряженный. И здорово, что он не стал отсиживаться, не стал пропускать сезон. Ну, нет Формулы-1, да и хрен бы с ней, как говорится, взял и пришел в ралли-рейды. Красавчик. Вот поддерживаю!
Мчал, бился, глотал пыль так же, как и все, чинил автомобиль, боролся с неисправностями. И то, что он занял 1 место – это вполне его заслуга. Вот реально. Да, конечно, можно сто раз говорить, что ему повезло, дескать, соперники ломались, получали педализацию за пропущенные точки. Вот абсолютно неважно. Он первый. Молодец, поздравляю. Он на подиуме в классе Т3.
Конечно, Никита не самый быстрый пилот на этом ралли. Не занял первого места в абсолюте, машина все-таки не столь быстра. Но парень способный. Если рейды его зацепят он даст жару и в Шёлковом пути, и вообще в чемпионате мира.
Но надо понимать, что он еще новичок, и ему много чему придется научиться здесь, и заносится, мягко говоря, не стоит. Настя Нифонтова ему навезла, как только она настроила свой автомобиль, и он перестал ломаться, она везде выигрывала. Потому что она в теме, отменно вкатана и едет очень быстро.
Хорошо, что Никита ехал в одной команде с Сергеем Карякиным, парой ехать куда лучше, чем одному. И при такой поддержке И Никиты Мазепина при прочих равных, само собой было преимущество перед другими экипажами. Если сломаются на трассе — так легче починиться, застрял — вытянут друг друга. Минимум потерь времени на эти сложные обстоятельства, которые непременно случаются во время любого марафона с любым из экипажей, даже самым титулованным.
Жаль, что в категории Т3, где и мчали Мазепин, Карякин, Нифонтова, не было действующего чемпиона России Вадима Федотова – тот ездит, просто как бог. Не было Сильнова, тоже очень быстрого пилота, он где-то сейчас в Дубае находится. Из его команды Nakusi ехал Армен Пузян. Без вот такой серьезной поддержки. Вот он и конкурировал с Мазепиным, и занял 2 место.
Были бы эти парни на трассе и Мазепину пришлось бы туго. Но что тут размышлять: если бы, да кабы. Никита показал лучшее время, значит чемпион заслуженно.
И все-таки я не думаю, что Никита задержится в ралли-рейдах. Пыльная гонка. Без зрителей и внимания прессы. Без лоска, какой есть в F1. Чистый асфальт, шампанское, софиты, грид герлс — выглядят куда лучше, чем пыльные шатры в пустыне при жаре плюс 50.
Он все равно уйдет в F1, как только появится возможность. Деньги позволяют, лицензия есть, опыта достаточно, страсть и желание на лице. Но то, что он проехал здесь, это прямо молодец.
Расскажи, чем живет команда, какие интересные автомобили у вас? И что будет с командой дальше?
Команда упорно работает каждый божий день. Все время совершенствуем свои болиды, проектируем новые снаряды. Самой собой восстанавливаем и обслуживаем то, что вернулось после соревнований. И состязания это экзамен для нашей команды. Выиграли- радуемся, значит верной дорогой идем.
Сейчас вот уже присматриваемся к новому 3-литровому 150 сильному мотору ГАЗа Evotech. Классный мотор получился. Чугунный надежный блок, впрыск под высоким давлением, своя программа управления. Характеристики как у лучших мировых образцов. Довели до кондиции и Evotech 2,7. И что примечательно, оба двигателя битопливные – помимо бензина, настроены под сжатый и сжиженный газ.
Ведь сейчас можно на этот мотор повесить и турбину. И это уже не 150, а 300 сил. Легкий, надежный, резвый. Что можно лучшего желать для гонок?
Какие технологии для серийных автомобилей вы тестируете вот прямо здесь на этой гонке?
Например, тормоза для серийных Садко Next – пробуем разные составы тормозных колодок. Лучшие пойдут на конвейер. Смотрим за поведением мотора ЯМЗ 534. Инженеры из Ярославля все лучшее настройки потом переведут в серийную продукцию.
Присматриваемся к возможной установке двигателя ЯМЗ 530 серии большего объёма. Больше объём, больше мощность, выше скорость. Слаженная работа завода и гоночной команды. И все идет на пользу общего дела.
Полный размер
Чего на серийных машинах нет – так это двух раздельных компрессоров Беркут с ресиверами. Это позволяет пилоту и штурману одновременно накачивать колеса своего борта.
Коробки передач на гоночных болидах российского производства?
Да, это новые серийные 6-ступенчатые коробки ГАЗа. Они способны переваривать огромный крутящий момент. В пике до 700 н.м. Разработаны с нуля и очень современные. Новый мощный корпус, толстые валы, крепкие шестерни с большим модулем и 6 передач.
Согласен, это очень важно. Это экономия топлива, во-первых.
Для серийной продукции это вообще бомба. И для наших гоночных задач отменный агрегат. Мы едем в классе самых мощных спортивных автомобилей Т1. В нем запрещен понижающий ряд. Поэтому именно первая передача в 6-ступке будет работать как понижайка. В прошлой коробке первой передачи немного не хватало, чтобы уверенно атаковать тяжелые пески или барханы.
Чтобы успешно их преодолевать, ты должен был разогнаться до сумасшедшей скорости, и прыгать, машина позволяет это делать, но был бы на колесах момент побольше, ехать можно было бы куда комфортней.
Сейчас с 6-ступкой все стало на свои места. Возможно в будущем мы изменим передаточный ряд, поставим кулачковое переключение, а пока серийная продукция нас во всем устраивает.
Но кулачок актуален только для гоночных моделей.
Не совсем так. Он актуален для любого водителя владельца машины, кто хочет быстро переключаться.
Вот посмотри на гоночную Ниву, которая едет в Шелковом пути. Там уже реализованы спортивные узлы, которые есть в серийной продукции. Можешь такую машину купить в свободной продаже. Кстати, называется эта машина не Лада Нива, а Бронто. Именно в ней серийно и стоят такие детали. Нива Бронто едет в классе Т2 – серийные машины, там запрещена практически любые изменения. Если выпустить обычную Ниву, то она никуда не доедет. Не для того выпускают. А с Бронто можно. Она крепче. Она доработана.
То есть владельцы обычных Газелей Next смогут изменить трансмиссию своих машин и поставить спортивный ряд в коробку передач?
Конечно смогут. Вопрос — зачем? Если в гонках участвовать, то да, целесообразно, а в перевозках лучше будет работать штатный ряд.
Вдруг кто-то захочет ездить по пескам именно в таком режиме?
Для песков в штатной трансмиссии полноприводного Соболя есть раздатка с понижающим рядом. Есть схема Part time и Full time. Заводская трансмиссия еще лучше справиться с бездорожьем, чем спортивная трансмиссия. И вообще Соболь — отменный внедорожник с добротной схемой полного привода. И главное, очень надежной.
Соболь 4х4 — лучший отечественный легковой внедорожник. Да еще вагонной компоновки. Для джиперов и путешественников — то, что надо. Недаром у нас в команде все быстрые технички и машины сопровождения именно Соболи 4х4 со штатной трансмиссией. А скоро появится Соболь NN 4х4 с независимой передней подвеской. Вот машина будет огонь. Сразу возьмем к себе в команду.
То есть этот автомобиль можно будет использовать как семейный для путешествий и еще подготовить как спортивный болид?
Правильно. Офигенная тачка! Сейчас выходит заднеприводный автомобиль, а в следующем году — полноприводный автомобиль. Эта концепция реализована сейчас в одном из наших гоночных автомобилей.
Ход передней подвески на нашем спортивном болиде максимально разрешенный 250 мм. Это много. У зависимой подвески максимально разрешенный 300 мм. И мостовая схема на действующих болидах выбирает эти 300 мм. Но мосты все же тяжёлые агрегаты. И кинематика не та, что у независимой подвески. Хуже управляемость, ниже скорость.
Хотя относительно других спортивных машин наши Газели на мостах очень быстры. И это все на серийных узлах! Мы испытываем разные решения. Мотор серийный, но, конечно, допиленный, надутый. Мост серийный, понятно, что усиленный, потому что машина прыгает, больше летит, чем едет. Карданные валы, коробка, тормоза, кабина, рулевое управление и даже передняя консоль- торпедо все конвейерное. Нештатное — рама и спортивное оборудование: сиденья, ремни, топливный бак, каркас безопасности.
Какая мощность мотора?
Cummins ISF 2.8 выдает 200 л.с., 500 Нм. Но мы готовим сейчас мотор Cummins Евро-6 dj с него долдны получить уже 250, а то и 300 л.с. и 650 н.м
Сейчас, я смотрю, вот этот ваш прототип едет очень-очень бодро.
Ракета! Наша цель по скорости приблизиться к экипажу Владимира Васильева на Mini. Владимир едет очень быстро. Недаром он многократный обладатель Кубка Мира. Для нас команда Васильева хороший ориентир.
Как ты считаешь, в дальнейшем российское производство имеет шанс делать машины на уровне, из которых потом можно строить гоночные машины, как из иномарок?
Само собой. У нас отличные инженеры и конструкторы. Вопрос во многом в управлении. Если управленцы способные, все будет крутиться. И все будет на высоком уровне, вот как на ГАЗе.
И производство на мировом уровне. Отличная инженерия с крепкой школой и традициями, и технологии современные. Собственные глобальные платформы, на которых строят множество моделей. И большой задел на перспективу. Электрическая модель есть? Есть. Беспилотник есть? Есть! Машины на водороде? Пожалуйста. И я так отзываюсь о ГАЗе не потому, что руковожу заводской командой. Это факты. И, кстати, поэтому ГАЗ Рейд Спорт — заметная команда в мировом автоспорте.
Я из «Нивы» не сделаю ничего, и из «УАЗа» тоже ничего не сделаю. А вот из этой машины я сделаю.
Вернемся к разговору о производстве. Если все так, то может быть, ГАЗ начнет вновь выпускать и легковые автомобили? Это была славная история флагманов советского автопрома.
Славная история. Но, поскольку много денег вложено в легкий коммерческий транспорт, в среднетоннажные грузовики, в автобусы, и проектов просто море, их надо реализовать, нельзя это бросать. А распыляться, фронт растягивать – это бизнес просадить. Компания очень крепко расширяется. Прямо расталкивает конкурентов локтями. Все уже было готово для производства новой «Газели» в Европе под маркой «Штайер». Был готов двигатель «Камминс» Евро-6. Но политическая ситуация все притормозила. Но, как только все закончится, Европа заполонится нашими автомобилями. «ГАЗель» будет там у всех.
Уважаемые читатели, теперь вам слово! Что думаете про продукцию Горьковского Автомобильного Завода и про их спортивную команду? Делитесь мнениями и дополнениями в комментариях!
***
А еще я завел телеграм-канал artemspec, в котором делюсь разным интересным за рамками моего блога на Д2. Буду рад видеть вас в числе подписчиков.