Визит в Москву генерального секретаря Организации исламского сотрудничества, состоявшийся 23-26 октября, подтвердил: набирающий обороты диалог между Россией и мусульманскими государствами – процесс взаимной заинтересованности. В условиях нынешней глобальной турбулентности особенно важно, что диалог цивилизаций развивается на цивилизованной основе – на принципах суверенного равенства государств, уважения их культурной самобытности и права самостоятельно определять свой путь развития.
О роли мимики и жестов
В качестве преамбулы к визиту – отсыл к событию, имевшему место ранее, а именно к недавней встрече российского лидера с президентом ОАЭ в Санкт-Петербурге, которая отмечена неординарным сюжетом: Мухаммед Аль Нахайян прибыл на переговоры одетым не по погоде. В Константиновский дворец он вошел в легкой кандуре, а вышел из него в накинутом на плечи пальто, «очень похожем» на пальто Путина. Сам же российский президент провожал коллегу в пиджаке…
Детали «утепления» высокого гостя так и остались нераскрытыми. Но они и не важны. Главное, что подобные жесты в российской традиции – явление нормальное. И глава государства этой традиции не чурается. В современном политическом истеблишменте Владимир Путин – один из немногих, если не единственный, кто, презрев гендерную, санкционную и иную паранойю, способен преподнести коллеге-даме букет цветов или, например, отправить «другу Сильвио» ящик водки по случаю, заставляя завистников-ненавистников скрежетать зубами.
Это вам не кулаками биться при встрече! Это – эмоция, отношение!
Однако в контексте рабочего визита в Россию президента ОАЭ сюжет с пальто следует трактовать шире, нежели в межличностном формате. Это еще и ясный посыл широкой аудитории о реально теплой, дружественной атмосфере встречи, об обоюдной заинтересованности сторон в сотрудничестве.
А если еще шире, то очевидно: во внешнеполитическом курсе России на фоне деградирующего западного вектора все более актуализируется вектор восточный, в котором большой удельный вес приходится на государства исламского мира.
Восток – дело тонкое… и масштабное
Впрочем, ошибочно полагать, что так называемый «разворот России на Восток» стал следствием кульминационного противостояния с коллективным Западом, в котором триггером выступила Украина. Как и говорить о «развороте», в принципе, не совсем корректно.
Необходимость укрепления взаимовыгодных связей с мусульманским миром с учетом его огромного геополитического, экономического и культурного потенциала была очевидна для Москвы еще на заре формирования современной российской государственности. Не случайно еще в первой Концепции внешней политики РФ, принятой в 1993 году, задача «выхода на разностороннее, взаимовыгодное сотрудничество» с мусульманскими государствами, в том числе с теми, которые ранее «оставались за пределами» советской политики, была определена одним из важнейших приоритетов.
На уровне жизненной прагматики эта задача – объективный императив для многонациональной и поликонфессиональной страны, соединяющей Европу и Азию, обладающей уникальным историческим опытом взаимодействия и взаимопроникновения культур. Страны, в которой численность мусульман-представителей 57 народов составляет около 15% населения, а ислам является неотъемлемой составной частью «генетического кода» цивилизации.
Известный политический и государственный деятель, философ, авторитетный арабист Евгений Примаков, хорошо понимавший, насколько «тонкое дело – Восток», перспективы развития взаимовыгодных связей России с исламским миром рассматривал более масштабно. Он был уверен: такое партнерство может способствовать формированию крупного мирового альянса в многовекторном мире, цели которого – сохранение традиционных духовно-нравственных ценностей, распространение культуры межконфессионального диалога, противодействие экстремизму.
«Тот мир, где одна страна диктует свои условия, обречен. Многовекторный мир призывает нас к диалогу «на равных» и для гарантий стабильности необходимо объединить разные страны в разных частях мира», – подчеркивал Е. Примаков.
Постулаты выдающегося политика и мыслителя в настоящее время воплощаются в проводимой РФ внешней политике. Однако еще при жизни Евгений Максимович успел не только теоретически обосновать ценность для Москвы «восточного вектора», но и внести существенный вклад в его практическое наполнение. При активном сподвижничестве Примакова Россия подключилась к деятельности Организации исламского сотрудничества (ОИС, до 2011 г. – Организация Исламская конференция, ОИК. – Ред.), крупнейшей и наиболее влиятельной официальной правительственной мусульманской международной структуры, которая в настоящее время объединяет 57 стран с населением около 1,5 млрд человек.
Инициатива, которая, по оценкам экспертов, «сыграла огромную роль как в становлении самосознания российских мусульман, так и в развитии многогранного сотрудничества с исламскими государствами», поступательно реализовывалась на протяжении нескольких лет. Впервые она была озвучена Владимиром Путиным в октябре 2003 года на Х саммите ОИК в малайзийской Путраджае. Глава Российского государства, заявив о недопустимости распространения исламофобии и отождествления терроризма «с какой-либо религией», обосновал необходимость участия России в деятельности ОИК ее тесной «переплетенностью с исламским миром».
Летом 2005 года, получив статус страны-наблюдателя на проходившей в Сане XXXII конференции министров иностранных дел, Российская Федерация официально подключилась к работе организации, подкрепив ее новыми диалоговыми площадками. Созданная под руководством Евгения Примакова и Минтимера Шаймиева Группа стратегического видения «Россия – Исламский мир», которую в настоящее время возглавляет президент Татарстана Рустам Минниханов, а также Международный экономический саммит «Россия – Исламский мир: KazanSummit», стали эффективными площадками взаимодействия с исламским миром.
Практическим результатом вступления России в 2007 году в ИСЕСКО – аналог ЮНЕСКО под эгидой ОИК – стало учреждение телеканала Russia Today на арабском языке, Центра арабских и исламских исследований, Фонда поддержки исламской науки, культуры и образования.
Прогнило все. Не в королевстве
Успешное продвижение Россией своих интересов на площадке ОИС главным образом определяется высоким уровнем и перспективами сотрудничества с Королевством Саудовская Аравия – инициатором создания организации и ее спонсором.
Исходя из этого, два года назад постоянный представитель РФ при ОИС Рамазан Абдулатипов сделал оптимистичный прогноз: состоявшийся в 2019 году успешный визит в Эр-Рияд президента В. Путина, его встречи с Хранителем двух святынь королем Саудовской Аравии Салманом бен Абдель Азизом и наследным принцем Мухаммадом бен Салманом не только придали новый импульс развитию российско-саудовских отношений, но также открыли новый этап взаимодействия России с исламским миром.
Насколько актуален такой прогноз нынче?
В новой геополитической реальности обнадеживающим фактом выглядит то, что большинство государств мусульманского мира не поддержали, либо нейтрально восприняли антироссийскую санкционную истерию Запада.
По этому поводу дипломатический реверанс в сторону арабских государств сделал глава российского МИД Сергей Лавров во время весенней рабочей поездки по странам Персидского залива. Он подчеркнул: Россия ценит взвешенную и объективную позицию, которой придерживаются ОИС, Лига арабских государств и Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива в отношении ситуации на Украине, а также то, что страны арабского мира отказываются идти на поводу у Запада.
Правда, в отношении реверанса некоторые эксперты выразили скептицизм, заметив, что лидеры арабского мира действуют не в интересах России, а в интересах собственных государств. Пусть так, но все равно достойно уважения. Служение своей стране и своему народу – миссия благородная! Однако по нынешним временам – это еще и «роскошь», доступная, увы, не многим.
Свидетельства тому – публичные заявления большинства (за редким исключением) представителей западного политического «бомонда», изобличающие их безграничную тупость и чудовищную некомпетентность, сдобренные цинизмом, высокомерием, необоснованными амбициями исключительности.
Стараниями «восковых фигур мадам Тюссо» некогда элитная сфера международных отношений обрушилась с уровня «белых воротничков» до уровня потной футболки Зеленского. Но, похоже, политические мазохисты кайфуют в продуцируемом ими болоте, понуждая к тому же и свои народы.
К счастью, лидеры ведущих исламских государств не утратили способности к рациональному мышлению. Им очевидна гнилая сущность, ментальная немощь и лицемерие «гегемонов», подтверждаемые ежедневно новыми фактами и разоблачениями. Их восприятие навязываемых Западом псевдоценностей совпадает с российским и мотивирует к совместному противодействию попыткам давления на страны, отстаивающие собственный суверенитет.
Время «дружить домами»
Желание «дружить домами» подтвердили в Москве участники переговоров, состоявшихся в рамках визита в Россию представительной делегации ОИС.
«Мир начинает потихоньку понимать происходящее, и сейчас, я считаю, прекрасный момент, чтобы мы явно выразили свою дружбу и надежду на развитие наших взаимоотношений» – такими словами приветствовал Сергея Лаврова генеральный секретарь ОИС Хусейн Ибрахим Таха.
Напомню, предыдущая встреча главы российского МИД с руководителем Организации исламского сотрудничества состоялась в конце мая текущего года в Эр-Рияде. А за период между встречами под эгидой ОИС прошли иные плановые мероприятия, в том числе Первый Казанский глобальный молодежный саммит, посвященный молодежной политике в мусульманских государствах.
Заинтересованность в сближении генсек ОИС подтвердил и на встрече с главой Совета Федерации Валентиной Матвиенко. «Исламские страны очень рассчитывают и надеются на Россию, на ее поддержку. Россия для нас – дружественная страна, для всего исламского мира. Я слышал обращение вашего президента, где он также назвал страны исламского мира дружественными. Надеюсь, что мы сможем лишь подтвердить такой настрой и развить его еще больше», – заявил Таха.
Поддержка России – понятие не абстрактное. Глава ОИС подчеркнул: Россия, «будучи великой страной», может сыграть важную роль в справедливом урегулировании конфликта между Израилем и Палестиной, а также в установлении прочного мира в Йемене. С соответствующими просьбами Таха обратился к С. Лаврову, отметив, что для государств ОИС также ценен и полезен российский опыт борьбы с терроризмом.
В переговорах не были обойдены и вопросы политического «мейнстрима»: Хусейн Брахим Таха акцентировал внимание на крайне негативных и далеко идущих последствиях конфликта на Украине для всего мира, особенно для беднейших стран, и констатировал шаги государств-членов ОИС по содействию скорейшему урегулированию ситуации.
Эти и иные вопросы переговорной повестки Таха и Лавров предметно прокомментировали на совместной пресс-конференции. Практическим наполнением состоявшихся встреч стало заключение соглашения о сотрудничестве в сфере технического образования между ОИС и РФ.
Глава российского внешнеполитического ведомства резюмировал итоги визита однозначной и четкой констатацией: наш диалог с ОИС набирает обороты, распространяется на новые сферы.
На языке восточной народной мудрости это звучит так: собаки лают, а караван идет…
Оригинал статьи размещен здесь