Первые упоминания об эмоциональном интеллекте появились еще в 1920-х годах, но многие ученые уверены, что модель социального (эмоционального) интеллекта была главной для выживания в доисторические времена. Именно благодаря этой системе как люди, так и животные, учились адаптироваться в окружающей среде, находили общий язык, как в своем племени, так и с соседними племенами.
Понятие “социальный интеллект” впервые появилось в трудах Э. Торндайка и звучало как “способность понимать людей, умение обращаться и взаимодействовать с ними”. А понятие эмоционального интеллекта появилось значительно позже, в 1960-х годах.
Сразу несколько ученых разрабатывали свою модель эмоционального интеллекта: среди них наиболее выдающиеся модели Р. Бар-Она, Д. В. Люсина, Дж.Мэйера - П.Сэловея - Д.Карузо. Но сегодня я хочу подробнее остановиться на самой популярной модели Д. Гоулмана.
Модель эмоционального интеллекта Д. Гоулмана представляет собой смешанную модель нескольких ученых. За основу Гоулман взял модель Мейера и Саловея-Карузо, дополнив ее другими навыками, объединив в ней когнитивные способности и личностные характеристики. Эта модель стала настолько популярной, что вышла за область психологии и стала применяться во многих других сферах.
Как выглядит модель эмоционального интеллекта Д. Гоулмана?
В свою модель психолог включил четыре основных компонента, разделенных на несколько мелких элементов:
1. Самосознание - понимание себя, своего значения, своей роли в жизни и обществе.
- Уверенность в себе: позитивная и адекватная оценка своих сильных и слабых сторон
- Правильная самооценка: осознание своих возможностей
- Эмоциональное самосознание: анализ своих эмоций, использование интуиции
2. Самоконтроль - способность контролировать свои эмоции, чувства и мысли.
- Оптимизм: умение позитивно смотреть на реальность или сложную ситуацию
- Открытость: проявление прямоты и честности
- Обуздание эмоций: умение контролировать негативные импульсы и эмоции
- Воля к победе: стремление улучшать личную эффективность и соответствовать своим стандартам качества
- Адаптивность: умение приспосабливаться к обстоятельствам
- Инициативность: готовность к действию
- Социальные навыки: способность выстраивать эффективные взаимоотношения с другими людьми.
3. Социальная чуткость - умение сопереживать, понимать чувства и потребности окружающих.
- Предупредительность: умение удовлетворять потребности и нужды клиентов и подчиненных
- Деловая осведомленность: осознание и понимание порядка, внутренней политики организации и текущих событий
- Сопереживание: проявление внимания к проблемам других людей, умение прислушиваться к ним
4. Управление отношениями - умение управлять и направлять эмоции других людей.
- Влияние: владение тактики убеждения
- Воодушевление: умение вести за собой других людей
- Содействие изменениям: способность вести людей в новом направлении
- Помощь в самосовершенствовании: умение развивать способности других людей
- Укрепление личных взаимоотношений: поддержка социальных связей
- Урегулирование конфликтов: эффективное разрешение разногласий
- Сотрудничество и командная работа: умение создать продуктивную команду
Несомненно, заслуга Д. Гоулмана заключается в том, то он своим трудом направляет людей к развитию личностных качеств, помогает им в достижении успехов, а также уделяет внимание волевым качествам, характеристикам самосознания и социальным умениям и навыкам человека. Если вас заинтересовала эта модель и вам хочется больше узнать о возможностях развития эмоционального интеллекта, предлагаю вам прочитать книгу Гоулмана, Бояциса, Макки “Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта”.
Все было бы идеально, но многие ученые нашего поколения критикуют системы и модели эмоционального интеллекта, как отдельной системы, по нескольким причинам:
- разные модели плохо согласуются между собой и имеют разногласия
- действенность и успешность моделей эмоционального интеллекта никак не обосновывается и не доказано научными экспериментами
- эмоциональный интеллект можно расценивать как способность и считать частью обычного интеллекта
- эмоциональный интеллект как конкретную черту можно считать частью личностной характеристики человека
Поэтому, на смену общему и размытому понятию эмоционального интеллекта, пришло более четкий термин “социально-эмоциональные навыки” - это навыки, которые позволяют людям распознавать и управлять своими эмоциями, справляться с конфликтами, понимать и проявлять сочувствие к другим, устанавливать и поддерживать позитивные отношения, следовать этике, устанавливать и достигать свои цели.
В чем отличительные особенности социально-эмоциональных навыков от других моделей социального поведения и чем она лучше?
- Они никак не зависят от когнитивных способностей
- Они важны для социальной адаптации
- Они устойчивы во времени
- Им можно научиться
- Они связаны с конкретными жизненными ситуациями
Именно к социально-эмоциональным навыкам относятся такие важные термины как Soft-skills (мягкие навыки - комплекс умений общего характера, связанных с личностными качествами: критическое мышление, решение задач, публичные выступления, деловое общение и др.), а также “Навыки XXI века” (навыки, которыми современный человек обязательно должен обладать: информационная, цифровая и медиаграмотность, культурная компетентность).
Чтобы быть успешным человеком как в карьере, так и в окружении в целом, нужно всегда поддерживать баланс в развитии своего эмоционального интеллекта и конкретных социально-эмоциональных навыков. Быть успешным в чем-то одном уже не актуально, хорошо делать что-то, основываясь на знаниях и полученном образовании, не приведет вас к карьерному росту. Поэтому, помимо постоянно обучения Hard-skills, не пренебрегайте своим эмоциональным интеллектом, ведь сейчас он важен, как никогда, и плотно укоренился в каждой сфере современного человека.
Готовы честно признаться, какая сторона эмоционального интеллекта у вас “хромает”? Над чем вас стоит серьезно поработать и что необходимо улучшить? Поделитесь своими мыслями в комментариях.