Приветствую всех заглянувших, с Вами на связи КиноИнна.
Положительна впечатлена просмотром испанского фильма «Платформа» режиссера Гальдера Гастелу-Уррутия. Картина стала успешным дебютом для режиссера, хоть, в своем роде, она и вторична. Когда любой режиссер снимает свою первую картину, он снимает нечто большее, чем просто фильм. Своей первой картиной режиссер доказывает свою житейскую состоятельность. В качестве дебютанта Гальдер Гастелу-Уррутия очень громко заявил о себе.
Горенг соглашается на участие в некоем эксперименте и вскоре приходит в себя в почти пустой комнате уровня 48, где имеются большие прямоугольные отверстия в полу и потолке. На каждом уровне находятся два человека, а сколько всего уровней — неизвестно. Этажи связывает общий колодец, по которому раз в день опускается платформа с едой, и чем ниже находятся люди, тем меньше у них шансов поесть. Каждый месяц происходит рокировка, и обитатели верхних уровней могут оказаться в самом низу, и наоборот. Поскольку разрешалось взять с собой один предмет, Горен выбрал томик «Дон Кихота», а его сосед прихватил большой самозатачивающийся нож. kinopoisk.ru
Я не буду писать много о скрытых смыслах картины, и до меня о фильме уже написано достаточно — в сети есть множество статей с объяснениями концовки и подсчетом количества метафор в фильме. Метафора здесь одна и очень явная, напишу о ней чуть позже.
Итак, завязка фильма — новичок Горенг, колоритный дедулька-сосед Тримагаси, бетонная безликая комната с дырой по середине и левитирующая платформа с едой, которая проезжает мимо раз в день. Этакий летающий шведский стол с объедками. Нет, изначально он накрыт по высшему уровню — как в лучших домах Лондона и Парижа, но стоит платформе начать свой путь по этажам... уже после 47 уровня платформа превращается в свинарник с обглоданными костями и объедками.
В «дыре» (так называется эта тюрьма) коммунистов не любят — сосед Тримагаси не замедлил просветить об этом новичка Горенга, который наивно предложил вести себя по человечески... Каждый новый уровень тюрьмы-башни (а сколько их точно-неизвестно) диктует свои правила. На первых пятидесяти этажах, можно позволить наедаться вдоволь и не беспокоиться о завтрашнем дне. Но стоит оказаться на этажах ниже... Банальный человеческий голод будет диктовать свои правила игры—игры на выживание. Голод превратит человека в хищного зверя, который не долго раздумывая, пустит сокамерника на консервы...
Наивный идеалист Горенг, который так похож на персонажа книги, которую он с собой взял, этакий современный рыцарь печального образа, решил взломать систему и устроить революцию...
Для слабонервных первые две трети фильма могут стать шок-контентом: психологическое напряжение, эффектные кровавые убийства, изощренные крупные планы — фильм балансирует на тонкой грани, не скатываясь при этом в бессмысленное кровавое действо. У всего сюжета есть основополагающий смысл — «дыра» или тюрьма — модель нашего общества, а расположение этажей —метафора иерархии системы, где есть бедные и богатые, сытые и голодные. За тем лишь исключением, что через месяцок первые могут оказаться на месте вторых. Обитателями нижних ярусов движет инстинкт выживания, а обители верхних быстро забывают о том, как было хреново на нижних этажах и люди становятся циничными и безжалостными животными. Клюнь ближнего—нас1и на нижнего, причем последнее иногда и буквально...
Горенг решает устроить революцию и спуститься до нижнего уровня башни, сохранив платформу или по крайней мере какое-то блюдо с неё в неприкосновенности. В своем нелегком путешествии он видит полнейшее разложение обитателей нижних ярусов. Спасти такую систему нереально, да и коммунистов (мы помним)нигде не любят. Единственное решение — символический акт неповиновения системе. Например, доставить на нулевой этаж, куда платформа летит после каждого обхода, нетронутую тарелку с паннакотой. «Паннакота—это символ»
Забавно, что до Горенга наконец-то дошло, что его «восстание» состоится лишь в том случае, покуда он будет способен хладнокровно убивать всех несогласных. Добро должно быть с кулаками. Озверевшим от голода на нижних этажах не так то просто объяснить словами, что мол «так себя вести нехорошо». Акция Горенга бессмысленна. Это система, её не взломать. Иерархия всегда была, есть и будет — с этим просто нужно смирится и принять как факт. Чем он тогда лучше других, если ему пришлось направо и налево прикладывать по башке стальными прутьями всех несогласных...
Можно долго рассуждать и разглагольствовать о том, что «нееет, это неправда, вот я бы сделал так...», но будем честны: кому, по большому счету, есть дело до других людей? Люди, в большинстве своем, не переваривают друг друга. Что двигает людьми, когда они ломятся напролом, сшибая каждого на своем пути, например на распродажах в «черную пятницу»? А помните нашумевшее видео с распродажи игрушек в «Магните»?
За игрушками! Что уж говорить тогда о голоде, об именно зверском голоде. Каждый будет сам за себя, как программа максимум—за своих близких.
В «Платформе» так же тонко высмеяли общество потребления: колоритный первый сосед Горенга, дедуля Тримагаси попал в тюрьму, потому что сошёл с ума из-за рекламы ножей и случайно убил человека... Чем не сатира на общество потребления?
Вообще дед Тримагаси перетянул на себе все мое зрительское внимание — уж очень характерен.
Я и люблю и, в то же время, не люблю подобные фильмы. С одной стороны—отличный антиутопический и небанальный триллер, а с другой—такие фильмы оставляют осадочек и наводят на нехорошие размышления: человек человеку—волк. Советовать к просмотру фильм не возьмусь—кого-то он может неприятно шокировать. Меня же, картина впечатлила надолго.
Спасибо, что дочитали. Читайте также: