В городах Подляшья появились билборды, открывающие кампанию PrawosławnyNieRuski. По словам организаторов, фонда «Агиа Марина», кампания выступает против того, чтобы называть православных верующих в Польше «русскими» или «кацапами». На 15 билбордах изображены мужчины и женщины, которые подчеркивают, что они не русские, а православные поляки.
В пресс-релизе инициаторы кампании напоминают об органических связях между восточным христианством (православием) и зарождением польской государственности. Указывая на автокефалию, полученную от Константинополя 13 ноября 1924 года, они утверждают, что она была дарована при громком сопротивлении Московского патриархата.
Учитывая, что православие является второй конфессией в Польше, а также «годы небрежности, двусмысленных дел и использование священниками русского языка в проповедях», которые «привели к искажённому образу Польской православной церкви и изображению её как российской V колонны», инициаторы акции выражают сожаление по поводу присутствия польских православных священников и политиков на церемониях чествования Красной армии.
Что касается терминов «кацап» или «русский», то организаторы возражают против «гегемонии на православное сообщество» и хотят создать положительный образ польской православной церкви.
Комментарий
Польское православие, а точнее Польская автокефальная православная церковь (ПАКП), немного напоминает британскую Консервативную партию. Как хорошо известно, потрясенные ложью Brexit, тори бьют друг друга фракционными драками и скандалами, которые в Польше вызывают улыбку жалости и зависти одновременно. Некогда гордая партия разрушается изнутри, и вторая смена премьер-министра за исторически короткий промежуток времени еще больше подчеркивает кризис партии, хотя надежда на то, что пришел мессия в виде индийца, велика.
ПАКП несколько напоминает такое образование, внутри которого действуют различные фракции, продвигающие свою повестку дня, связанную с идентичностью, национальностью и религией, и все это в атмосфере хаоса и особой нервозности.
Но ПАКП — это не Консервативная партия, а митрополит Савва или коллективно Совет епископов — это не Риши Сунак. ПАКП — это болезненно-карательная структура, в которой субъектность является уделом иерархии, по должности «видящей дальше». Сообщаемое желание диалога может быть истолковано как признак непослушания и/или расколбаса. Кроме того, ПАКП — несмотря на некоторые сходства, касающиеся механизмов политической борьбы, — также является структурой, в которой пространство для свободного обмена идеями не существует, а если и существует, то в ограниченном объеме и полушепотом с пакетом предлагаемых санкций.
В этом смысле акция #PrawosławnyNieRuski — важное медийное событие, но является ли оно выстрелом в десятку? У меня есть сомнения, и в православном сообществе тоже, акция вызывает довольно много споров, что — конечно — вряд ли можно читать как обвинение в ситуации, когда монопольным производителем споров в ПАКП до сих пор была Варшавская митрополия.
Само использование термина «русский» проблематично, потому что если в уличном жаргоне «русский» действительно имеет уничижительное послевкусие, то в более широком гуманистическом пространстве это понятие выражает не менее сложный и увлекательный культурный конгломерат. Ведь «Русь», как мы знаем, относится не к России, а к Руси, то есть к тому спектру идентичности, основополагающим мифом которого является крещение Киевской Руси, и который путинская неофашистская пропаганда пытается присвоить уже давно, а раньше даже с одобрения кремлефилов-украинцев. Эта Рутения также является частью наследия Речи Посполитой, её мультикультурализма, который был потерян — казалось, безвозвратно — после Второй мировой войны, а теперь, похоже, воскресает.
Я не знаю, не приводит ли попытка «развенчать» это понятие иногда к тому, чего организаторы акции наверняка хотели бы избежать. Отказ от русскости — это как предоставление семантической почвы русским или ненавистникам, одновременно убеждая их, что мы серьёзно-аутентичные поляки; это немного похоже на лишение православия в Польше его цвета.
Я понимаю намерения создателей, но «проблема», если это вообще проблема, заключается в том, что, безусловно, есть верующие ПАКП, которые чувствуют себя именно русскими, но не русскими, которые являются полнокровными русскими, но в то же время чувствуют себя полнокровными белорусами или украинцами, или, возможно, даже поляками, у которых не столько противоречивая, сколько двойная идентичность, в которой один элемент проникает в другой, единый, но несмешанный. Звучит знакомо? Так и должно быть.
ПАКП всегда была самой разнообразной (в плане национальности) религиозной общиной в Польше, поэтому мне не совсем понятно это желание подчеркнуть национальный фактор, тем более что во всем этом, пусть и в допустимых дозах, есть соблазн или возможность вдохнуть этнофилетизм. Это смертоносная и токсичная ересь, которая в своей извращенной форме пронизывает Русскую православную церковь и ее правителей-сателлитов страхом и трепетом, словно сигналы из Мордора — что скажет Великое Око?
Времена меняются, и восприятие религиозных общин меняется, тем более если они являются большей частью геополитического пазла, как Римская католическая церковь или православие (протестантизм в гораздо меньшей степени).
Я не сомневаюсь, что акция #PrawosławnyNieRuski проистекает из благородного желания отмежеваться от демонической идеологии, продвигаемой Кириллом и его послушными епископами. Однако я задаюсь вопросом, не лучше ли вместо того, чтобы тратить деньги на рекламные щиты, потратить их на то, что будет способствовать плюралистической дискуссии, а там, где её нет, порождать её. Легче поставить рекламный щит, с которым некоторые будут себя отождествлять, а некоторые нет, и сложнее заставить тех, кто думает, что видит дальше вперед и все, на что они имеют право, — это послушание, говорить и отвечать. И дело также не в том, что польское православие не имеет ничего общего с русской — простите меня — Русской православной церковью. Да, это так, что видно из решений Совета, как писаных, так и неписаных. Такая Традиция. Такие диптихи.
Акция #PrawosławnyNieRuski, безусловно, интересна, возможно, нужна некоторым для собственного удовольствия, несомненно, эффективна с точки зрения вклада в дискуссию (возможно, сезонного), но конструктивна ли она…? Что за этим стоит и чего на самом деле хотят добиться создатели этих образов? Речь идет о чем-то большем, чем группа взбешенных людей и роскошная дискуссия о семантике и истории, но только до определенного момента? Хм…
Дариуш Бунч
Редактор портала Ekumenizm.pl