Найти тему
Учитель гармонии

Малыши-музыканты и "количество в качество"

Средний сын Анатолий в первом классе ДМШ, не первый год обучения, мой третий родительский опыт на этом поприще.

Я профессиональный музыкант с консерваторским образованием, педстаж 18 лет ("чистыми", без декретов), преподаватель "Мерзляковки". "Грязными" - и вовсе 23, что также справедливо, в силу активной частной практики по сольфеджио/теории/гармонии во всех четырёх отпусках.

Толику на днях исполняется семь. Конкретно в его случае, я столкнулась с жёстко завышенными требованиями наставницы к играющему "первачку". При всём моём безмерном уважении к таланту преподавателя (выбор - наш, осознанный), к её интенсивной методике и к стабильной конкурсной "крутизне" цельного класса, я не могу не констатировать пережим ответственности - моральной, технической.

Позади самые тяжёлые постановочные моменты. Толя осознал, что струны балалайки принципиально травматичны, особенно на начальном этапе. Не осознал другого - не мог осознать, имеет право пока не осознать, не дозрел, не прочувствовал. Маленький ещё, далёкий от ценностных суждений, - потому и не вытягивает САМ контролировать качество, во всех его проявлениях. Темпы, метры, тембры - всё под вопросом в игре семилетки, которому предписано осваивать, словами обывателя, "неслабые вещи".

Что есть урок? Отчёт о проделанной за несколько дней работе, и это в основном. Обобщение подвижек, коррекция, эмоциональные напутствия. Но труд-то весь - "за кадром". Закономерно, с мамой. С кем ещё? По прошествии первой учебной четверти - я, не скрою, весьма и весьма озадачена.

"Толя, борись за каждый звук, добивайся лучшего, слушай красоту!" - и хотелось бы попросить, и попыток было море, но... видимо, рано. ТАК - не работает. Отобразить бы весь текст, не остановиться, не сойти с рельс: уже хорошо. "Толечка, играй ровно, ритмично, ясно, без рывков!" - "через голову" не идёт; молодой-горячий в слезах, мама "бессовестно придирается", не даёт прочесать целую страницу, вечно не довольна, постоянно напряжена. Призывы остановиться и поговорить принимаются в штыки.

И что же остаётся? То самое печальное "подряд". Криво, косо, щелчками вместо флажолетов, порой - аккордами без верхушек, блёклым звуком, на непредсказуемой громкости, будто по-любительски, будто халтура, идиотская самопальная вариация на авторский текст.

Но нет. На самом-то деле, всё иначе.

Это малыш борется, своими методами. Включает только те механизмы, что ему, на сегодняшний день, без натяжки доступны. Стремится увидеть сочинение "сверху" - пусть даже внутренности пока корявые. С каждым следующим "прогоном" (дикое словечко, не правда ли?) - чуть менее корявые. Мама врубает концертмейстера, калёным железом выжигая свой обычный перфекционизм. Встраивается, за роялем, в Толины такты разной длины. Хлюпая носом, Толя велит маме считать. Горланя по-командирски и долбя по клавишам одновременно, мама вряд ли расслышит и оценит текущее качество флажолетов на балалайке, не разглядит амплитуду бряцающей руки, не выверит посадку своего малыша. Но и не ужаснётся слёзным потоками на грифе.

Люди, мы справляемся. Определённо, мы прогрессируем. С каждым следующим днём занятий - растём, и невнятное, бесформенное щипковое облако всё больше похоже на музыку.

Мы - прорвёмся. Пусть и не теми тропинками, какими хотелось бы. Пусть нелогично, "в моменте" закрывая глаза на пресловутые недостачи. Но выползем.

Вновь и вновь думаю о том, насколько же комфортно устроилась преподавать в "Мерзляковке". Работаю себе с "готовенькими" студентами, у которых "поставлено", хотя бы в силу возраста, опыта музыкантского и человеческого. Во всяком случае, мне нередко такое говорят. Как знать, как знать...

Предчувствую желчные комментарии о том, что "картина маслом" по тренажу первоклашки - работа учителя плюс штатного концертмейстера.

Нет и ещё раз нет! 90 минут в неделю - как думаете, хватит?

В семье... совместного с ребёнком времени - заведомо больше. Так что мы, друзья, пойдём дальше количество в качество переплавлять.

Авось что выйдет.