Из рабочего процесса:
Нашему мальчику скоро шесть. Лет, наверное, с двух, спит самостоятельно. Около года назад он стал бояться спать в одиночестве. Момент укладывания он старался оттянуть как можно дальше: то ему нужно сказку читать, то рассказывать, то молоко он перед сном хочет пить, то сок; то папа его должен укладывать и сидеть, пока он не уснет, то мама. Причем, невозможно предсказать еще утром, какие нововведения нас ждут вечером. Мы уже измотаны совсем. Но вдруг он и в самом деле боится?
Прежде, чем делать какие-либо выводы, необходимо рассмотреть несколько моментов.
1. На фоне каких событий начало меняться ритуальное вечернее поведение ребенка?
Если в обозримом периоде есть переезд на новое место жительства или рождение сиблинга, тогда мы можем направить свои усилия на работу по снижению детской ревности или на повторную адаптацию ребенка к новому месту обитания.
2. Насколько ребенок в периоды бодрствования опасается оказываться в темной\сумрачной комнате?
Ответ на этот вопрос позволяет нам определиться. Имеет ли место страх темноты и насколько он интенсивный. Что и определяет дальнейшее направление работы. Если страх темноты не особенно интенсивный, стоит почитать «Чего боялся Петя» С.Я. Маршака и обсудить с ребенком. Или вместо множества мелких дополнений к вечернему ритуалу ввести детальный обход комнаты, с заглядыванием под кровати и за шторы, с тем чтобы убедиться, что в комнате, где предстоит спать, сейчас безопасно.
3. Поговорить с самим ребенком о том, что его беспокоит в этой ситуации. Можно на многие вопросы получить ответы, если спрашивать не непосредственно перед сном, когда ритуал укладывания уже пошел на четвертый круг и все слегка на взводе, а в спокойной умиротворяющей атмосфере воскресного утра, когда до сна еще целая вечность.
Однако наиболее вероятным в Вашей ситуации вариантом будет скорее всего другой. К такому предположению подталкивают сомнения, звучащие в Вшей фразе: вдруг он и в самом деле боится. Значит, есть что-то, может быть, пока неосознаваемое, что заставляет Вас не исключать того, что сын может и испытывать страха перед засыпанием.
Дело в том, что если ребенок-дошкольник говорит, что боится спать один, довольно часто происходящее к собственно страху отношения не имеет.
Дело может быть совсем в других вещах, например, в таких:
Ребенок переживает период социальных экспериментов: как мои действия и слова отражаются на окружающих, что из предпринятого работает, что не работает. Так подбирает эффективные и неэффективные модели поведения.
Может быть, методом случайного перебора он натыкается на крайне высокую эффективность слова "боюсь": родители строятся и делают все, что нужно. Ребенок продолжает эксперимент.
Довольно часто дети находят эффективным "болит". "Боюсь" в этом смысле помягче и попроще.
Что мы можем в связи с этим попробовать сделать? Предлагаю составить программу укладывания, где по пунктам в таблице будут расписаны шаги. По мере выполнения Вы каждый шаг отмечаете или позволяете это делать ребенку любым подходящим ему способом: плюсиком, цветочком, смайликом и пр.
На этапе планирования важно найти тот самый пункт, после которого следует засыпание и заручиться согласием ребенка. В такой таблице не может оказаться рядом 5 кусаний яблока и 6 походов в туалет.
Не факт, что ребенок немедля, выполнив финальный шаг, уснет, но Вы сможете апеллировать к договоренностям и сохранять последовательность и твердость. И шанс, что договоренности окажутся соблюдены и ребенок-таки уснет своевременно, из разряда призрачных переходит в реальный сектор.