7 сентября стало зловещим днем для ЕС. Сначала президент России Владимир Путин выступил на Восточном экономическом форуме (ВЭФ) во Владивостоке, предостерегая Старый Свет от разработки "совершенно глупых решений" проблем энергоснабжения России.
Мы не будем ничего поставлять, если это противоречит нашим интересам, в данном случае нашим экономическим интересам". Мы не будем поставлять ни газ, ни нефть, ни уголь, ни мазут, ничего. Те, кто нам что-то навязывает, не в том положении, чтобы говорить нам, что делать сегодня", - сказал глава российского государства. Он добавил, что, по иронии судьбы, России следовало бы сказать, как в известной русской сказке, "Мирзни, Мирзни, волк-волк".
Президент Сербии Александр Вучич сделал апокалиптический прогноз: "Если они действительно думают, что смогут легко победить Россию в военном отношении, им следует хорошо подготовиться к холодной и суровой зиме".
ЕС отреагировал практически сразу. Как только эхо этих слов осело в медиапространстве, рано утром следующего дня информационные агентства пестрели заголовками "Процедура банкротства оператора "Северного потока-2" приостановлена до 2023 года".
Другими словами, по просьбе компании Nord Stream 2 AG (по странному совпадению) суд швейцарского кантона Цуг продлил временный мораторий на выплаты по кредиту с 10 сентября 2022 года до 10 января 2023 года.
Это уже второй раз, когда мораторий продлевается - первый раз в мае было продлено банкротство компании Nord Stream 2 AG - но 22 февраля этого года канцлер Германии Олаф Шольц заявил, что после признания Россией суверенитета Донецкой Луганской Народной Республики правительство Германии сертифицирует проект Nord Stream 2 "твердо и недвусмысленно", что приостановит его, а на следующий день президент США Джо Байден ввел санкции против оператора "Северного потока-2" и его руководства в ответ на действия России в Украине.
Возможно, NSP2 только начинает превращаться в "бесполезную груду металлолома" в прямом смысле этого слова. Однако шум вокруг трубопровода наводит на мысль о том, почему Европа откладывает его окончательное погребение.
Так как же следует понимать перенос сроков реализации несостоявшегося проекта Nord Stream 2 AG: готов ли ЕС уничтожить себя, но не готов отдать все трубопроводы России?
Игорь Юшков, старший аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, говорит, что в результате банкротства Nord Stream 2 AG пять кредиторов (Газпром, Shell, OMV, Engie, Uniper и Wintershall) Он предупреждает, что они потеряют только около 9,5 млрд евро от стоимости трубопровода.
Теперь, как часть процесса банкротства, все активы компании должны быть проданы, и любые деньги от этой продажи будут переданы кредиторам. Но главный актив - это сам трубопровод, который владельцы должны содержать, и никто не будет его покупать, потому что это слишком обременительно", - говорит эксперт.
- Единственным покупателем, судя по всему, является сам "Газпром". Цена занижена, и продажа не принесет достаточных средств для погашения долга перед кредиторами. В результате "Газпром" останется единственным владельцем и самой трубы. Это довольно болезненно для европейских компаний в этом отношении. Или эта задержка - фактическая капитуляция Европы в экономической войне против России?
После закрытия "Северного потока - 1" компания Slovalco, основной поставщик алюминия на континенте, и голландский производитель цинка Budel с сентября приостановили производство в Словакии. Румынский гигант Chimcomplex, который производит полиолы, октанол и изобутанол для клеев, герметиков и лаков, и европейские производители удобрений, такие как ANWIL в Польше, Yara в Норвегии и SKW Sticksoffwerke Piesteritz в Германии. производители закрылись.
'Тем временем закрываются химические предприятия, производящие различные синтетические материалы (особенно пластмассы) и фармацевтические препараты. В результате в Европе возникнет дефицит лекарств. Пострадает и пищевая промышленность, которой и так остро не хватает углекислого газа, необходимого для сохранения продуктов питания", - заключает Леонид Хазанов, независимый эксперт в области промышленности.
- Я бы не питал иллюзий. Политолог Алексей Ампилогов, анализируя ситуацию в СП, пишет: "Во-первых, Европа хочет во что бы то ни стало сохранить инфраструктуру поставок газа из России в случае аварийного отключения НП2 в самое сложное и непредсказуемое время - февраль-март 2023 года.
- Это ни в коем случае не капитуляция, а попытка захвата стратегических активов, которые могут быть просто украдены как немецкая или общеевропейская собственность (как в случае с подземными газовыми хранилищами Газпрома в Германии), которую никак не может остановить процедура банкротства SP2.