Найти в Дзене
Логопед о детях

Формирование навыка правильного произношения звука Л

Ребенку скоро пять лет, а он не может правильно сказать [Л]? Скорее всего у него не сформирован артикуляционный уклад, необходимый для произнесения этого звука.

Помогут в решении этой проблемы специальные подготовительные артикуляционные упражнения. Повторяйте упражнения регулярно, так как умение определяется временем и практикой. Если возникнут трудности - обратитесь к специалисту.

Комплекс подготовительных артикуляционных упражнений

1. «Улыбка»

Улыбнуться без напряжения и в таком положении удерживать губы до 5 секунд.

Выполнить упражнение 3 – 4 раза.

2. «Заборчик»

Улыбнуться, показать сомкнутые верхние и нижние зубы. Удерживать артикуляционную позу до 5 секунд.

Выполнить упражнение 3 – 4 раза.

3. «Окошко»

Открыть рот так, чтобы были видны верхние и нижние зубы. Удерживать артикуляционную позу до 5 – 7 секунд.

Выполнить упражнение 3 – 4 раза.

4. «Качели»

Улыбнуться. Открыть рот так, чтобы были видны верхние и нижние зубы. Положить кончик языка во рту за нижние зубы, потом приподнять кончик языка за верхние зубы.

Выполнить упражнение 4 - 6 раз.

5. «Иголочка»

Улыбнуться, приоткрыть рот. Положить ровный язык на нижнюю губу так, чтобы кончик языка был острый. Удерживать артикуляционную позу до 5 секунд.

Выполнить упражнение 4 - 5 раз.

6. «Болтушка»

Улыбнуться. Открыть рот, затем кончиком языка выполнить движение вперед и назад по верхней губе, как бы поглаживая ее. Язык от губы не отрывать. Сначала выполняем медленно и без голоса. Постепенно темп убыстряем и добавляем голос. Должен получиться звук похожий на «бл – бл – бл».

Выполнить несколько движений подряд не закрывая рот.

7. «Пароход»

Улыбнуться, показать сомкнутые верхние и нижние зубы. Просунуть кончик языка между зубами. Удерживая кончик языка резцами, произносить: «Ы-ы-ы…» Если упражнение выполнено правильно, то будет слышно «гудение» парохода: «Л-л-л…»

Выполнить упражнение 4 - 5 раз.

После успешного выполнения упражнения «Пароход» сразу вводим звук в слог.

Далее формируем умение правильно произносить звук в слове, фразе, тексте, в спонтанной речи.