Ребенку скоро пять лет, а он не может правильно сказать [Л]? Скорее всего у него не сформирован артикуляционный уклад, необходимый для произнесения этого звука.
Помогут в решении этой проблемы специальные подготовительные артикуляционные упражнения. Повторяйте упражнения регулярно, так как умение определяется временем и практикой. Если возникнут трудности - обратитесь к специалисту.
Комплекс подготовительных артикуляционных упражнений
1. «Улыбка»
Улыбнуться без напряжения и в таком положении удерживать губы до 5 секунд.
Выполнить упражнение 3 – 4 раза.
2. «Заборчик»
Улыбнуться, показать сомкнутые верхние и нижние зубы. Удерживать артикуляционную позу до 5 секунд.
Выполнить упражнение 3 – 4 раза.
3. «Окошко»
Открыть рот так, чтобы были видны верхние и нижние зубы. Удерживать артикуляционную позу до 5 – 7 секунд.
Выполнить упражнение 3 – 4 раза.
4. «Качели»
Улыбнуться. Открыть рот так, чтобы были видны верхние и нижние зубы. Положить кончик языка во рту за нижние зубы, потом приподнять кончик языка за верхние зубы.
Выполнить упражнение 4 - 6 раз.
5. «Иголочка»
Улыбнуться, приоткрыть рот. Положить ровный язык на нижнюю губу так, чтобы кончик языка был острый. Удерживать артикуляционную позу до 5 секунд.
Выполнить упражнение 4 - 5 раз.
6. «Болтушка»
Улыбнуться. Открыть рот, затем кончиком языка выполнить движение вперед и назад по верхней губе, как бы поглаживая ее. Язык от губы не отрывать. Сначала выполняем медленно и без голоса. Постепенно темп убыстряем и добавляем голос. Должен получиться звук похожий на «бл – бл – бл».
Выполнить несколько движений подряд не закрывая рот.
7. «Пароход»
Улыбнуться, показать сомкнутые верхние и нижние зубы. Просунуть кончик языка между зубами. Удерживая кончик языка резцами, произносить: «Ы-ы-ы…» Если упражнение выполнено правильно, то будет слышно «гудение» парохода: «Л-л-л…»
Выполнить упражнение 4 - 5 раз.
После успешного выполнения упражнения «Пароход» сразу вводим звук в слог.
Далее формируем умение правильно произносить звук в слове, фразе, тексте, в спонтанной речи.