Найти тему

История шедевра: "Испуганный лебедь" Яна Асселейна

Оглавление

Лебедей обычно характеризуют как грациозных птиц. Они великолепны и величественны. Однако Ян Асселейн демонстрирует другую сторону этих элегантных птиц. В "Испуганном лебеде" мы видим жестокую, защитную и мощную природу материнства. Тем не менее, мы наблюдаем нечто большее, чем просто сцену дикой природы. Мы являемся свидетелями политического комментария с помощью драматических символов.

Ян Асселейн, "Испуганный лебедь", около 1650 года, Государственный музей, Амстердам, Нидерланды.
Ян Асселейн, "Испуганный лебедь", около 1650 года, Государственный музей, Амстердам, Нидерланды.

История

Когда Нидерланды получили официальное признание независимости в 1648 году (Мюнстерский мир), это вызвало массовые проекты по мелиорации земель. По всей территории были построены дамбы и дренажные системы, что увеличило количество пригодных для обработки земель. Расширение голландской территории создало чувство национальной идентичности и гордости. Эти темы отражены в некоторых картинах голландского золотого века, особенно в "Испуганном лебеде" Яна Асселейна.

Ян Асселейн, "Испуганный лебедь", около 1650 года, Государственный музей, Амстердам, Нидерланды. Фрагмент.
Ян Асселейн, "Испуганный лебедь", около 1650 года, Государственный музей, Амстердам, Нидерланды. Фрагмент.

Материнская защита

Ян Асселейн создал картину в 1650 году, вскоре после заключения Мюнстерского мира. "Испуганный лебедь" изображает большого белого лебедя-шипуна с расправленными крыльями, который занимает драматическую позу агрессии и защиты. Его агрессия направлена на приближающуюся собаку в нижнем левом углу. Его защита направлена на находящееся под угрозой гнездо в правой средней части. Мы видим мать-лебедя в неистовой ярости, защищающую своих невылупившихся птенцов.

Ян Асселейн, "Испуганный лебедь", около 1650 года, Государственный музей, Амстердам, Нидерланды. Фрагмент.
Ян Асселейн, "Испуганный лебедь", около 1650 года, Государственный музей, Амстердам, Нидерланды. Фрагмент.

Монументальный масштаб

Ян Асселин использует низкий горизонт, чтобы лебедь доминировал в сцене. Он возвышается над фоновым пейзажем и собакой на переднем плане и занимает не менее ⅓ площади поверхности картины. "Испуганный лебедь" - большая картина высотой 144 см и шириной 171 см, что позволило рисовать лебедя в натуральную величину. Это поистине монументальная картина по масштабу и драматизму. Враждебная энергия птицы отражается в разбросанных перьях, которые были разбросаны из-за ее резких движений.

Ян Асселейн, "Испуганный лебедь", около 1650 года, Государственный музей, Амстердам, Нидерланды. Фрагмент.
Ян Асселейн, "Испуганный лебедь", около 1650 года, Государственный музей, Амстердам, Нидерланды. Фрагмент.

Более поздние дополнения

Под воинственным лебедем нарисованы слова “DE RAAD-PENSIONARIS”, что переводится как “Великий пенсионарий”. На одном из яиц справа от лебедя нарисовано “ГОЛЛАНДИЯ” в честь провинции Голландия. Над собакой в правом нижнем углу нарисовано “DE VIAND VAN DE STAAT”, что переводится как “Враг государства”. Эти надписи являются более поздними дополнениями неизвестного автора. Они не являются оригинальными для картины Яна Асселейна. Ученые полагают, что эти поздние надписи были добавлены в конце 1660-х или начале 1670-х г.

Ян Асселейн, "Испуганный лебедь", около 1650 года, Государственный музей, Амстердам, Нидерланды. Фрагмент.
Ян Асселейн, "Испуганный лебедь", около 1650 года, Государственный музей, Амстердам, Нидерланды. Фрагмент.

Надпись “Великий пенсионарий”, вероятно, относится к Йохану де Витту, который был великим советником с 1653 по 1672 год. Он был известен как великий защитник Голландской республики, а также один из выдающихся европейских государственных деятелей 17-го века. Его драматическая и ужасная смерть стала легендарной. “Враг государства” относится к Испании, Англии и Франции, которые были традиционными врагами Голландской Республики.

Ян Асселейн, "Испуганный лебедь", около 1650 года, Государственный музей, Амстердам, Нидерланды. Фрагмент.
Ян Асселейн, "Испуганный лебедь", около 1650 года, Государственный музей, Амстердам, Нидерланды. Фрагмент.

"Испуганный лебедь" Яна Асселейна - это грандиозная картина, воплощающая дух своего времени. Изображение передано красиво с анатомической точностью, эмоционально и чувственно. Изображение достоверно и честно. "Испуганный лебедь" имеет не только натуралистическую драму, но и аллегорический и моралистический подтекст. Неудивительно, что данная картина была первой картиной, приобретенной Государственным музеем в 1800 году, когда он начал создавать свою коллекцию.