Роль Николая Ниловича Бурденко в истории медицины сложно переоценить. Врач был одним из основателей нейрохирургии, постоянно находился на передовой, спасая раненых, разрабатывал новые способы лечения, обучал других докторов и был очень смелым и волевым человеком.
Детство и юность
Будущий хирург с мировым именем родился под Пензой в семье сельского писаря в 1876 году. Сначала он отправился в духовную семинарию в Петербург, но внезапно изменил свое решение и захотел стать врачом.
Получить образование сразу у него не получилось. Сначала в Томске его выгнали за участие в забастовке. Через 2 года в 1899 Бурденко восстановили, но в 1901 его повторно обвинили в подрывной деятельности и исключили. Врач проработал с туберкулезными детьми в колонии и смог поступить в университет в Прибалтике.
Бурденко всегда хотел быть рядом с ранеными. Когда началась русско-японская война, он стал ассистентом-добровольцем. Впервые он был контужен, когда в битве при Вафангоу он не сбежал, а находился под шквальным огнем противника.
Врач помогал раненым, как мог, но на глазах умирали сотни людей. Это событие предопределило его будущую жизнь. Бурденко решил полностью связать свою жизнь с медициной и всячески помогать солдатам выжить на поле боя.
В 1906 окончил университет, начал работать в Пензе, писал диссертацию. В 1909 уехал в Европу, но через год уже вернулся в Россию.
Снова война
Бурденко находился в Крыму, когда началась Первая мировая война. Он не мог оставаться в стороне и захотел отправиться добровольцем прямо на фронт. Хирург решил полностью отказаться от административной работы и полностью сконцентрировался на спасении раненых.
Тогда серьезно пострадавшим военным делали только перевязки, Николай Нилович понимал, что нужно что-то менять. Тяжелораненых не спасали и просто отправляли в тыл, надеясь на лучшее. Тогда он придумал использовать хирургическую обработку ран и начал применять первичный шов.
Врач продолжал свою работу, но в 1917 году в России началась революция. Он предложил властям создать специальную структуру, которая бы занималась организованно эвакуацией раненых, но не нашел понимания.
Первое серьезное ранение
Спасая одного из солдат, он был контужен. Бурденко отправили в эстонский Тарту (Юрьев до 1919 года), там он восстанавливался и передавал знания другим врачам. В 1918 году город захватили немцы.
Администрация не хотела видеть врачей и преподавателей из России, поэтому всех их должны были уволить. Но учитывая опыт Бурденко, ему предложили остаться. Николай Нилович взвесил все за и против и уехал в Воронеж.
Там он организовывал красноармейские госпитали, но уже в 1923 его вызвали в Москву и предложили работать при Московском университете. Там он возглавил кафедру хирургии и написал первый учебник о спасении раненых во время войны.
По сути, Николай Бурденко основал советскую школу нейрохирургии, писал позднее профессор Дмитрий Балалыкин. Хирург настоял на том, чтобы в первую очередь раны сразу после эвакуации с поля боя обрабатывали хирургически и вводили сыворотку против гангрен.
Позднее оказалось, что Бурденко был прав, это спасло множество жизней, а его методы стали обязательными.
30-е годы
Николай Нилович был смелым человеком и не боялся репрессий тех времен. Многих врачей тогда арестовывали и отправляли в тюрьму, а другие коллеги боялись им помогать.
Историк Марина Овчинникова говорила о Бурденко, что он никогда не бросал друзей и других врачей в беде. Он бесстрашно помогал осужденным, возил еду их детям и не боялся репрессий со стороны властей.
В 1937 Бурденко стал главным консультантом Красной армии. Он снова отправился на передовую, где спасал советских солдат во время советско-финской войны. Кроме этого он постоянно следил за событиями во всем мире и сильно переживал из-за роста правых движений в Европе
Хирурга пригласили на очередной Всесоюзный съезд. Там он поднялся на трибуну и заявил на всю страну, что фашизм поднимает свое знамя и столкновения с ним не избежать.
Великая Отечественная война
Когда начались боевые действия, Николай Нилович стал главным армейским хирургом СССР. Он снова не отсиживался в тылу, постоянно был на передовой и помогал эвакуировать раненых. В 1941 он переправлялся через Неву вместе с солдатами, немцы нанесли удар и врача сильно контузило.
Бурденко тогда уже был немолодым человеком (65лет), но все равно хотел быть на передовой, рассказывала историк Марина Овчинникова. Тогда во время отхода он помогал доставать раненых солдат и отправлять их в тыл. Но на этот раз ему не повезло.
Через некоторое время хирурга подвело здоровье, у него случился инсульт. Николай Нилович сначала перестал слышать, а потом и говорить.
Хирург всегда говорил, что если физических сил очень мало, то нужно взять себя в руки и быть сильным духом человеком. Это его и спасло, слух и речь постепенно вернулись после упорных тренировок.
В 1942 он снова начал помогать раненым, ему сначала присвоили знание генерал-лейтенанта, а уже через год он получил Героя Социалистического труда. В 1944 он стоял у истоков создания Академии медицинских наук.
Бурденко много работал, придумал несколько новых способов лечения ранений, рассказывал о нем кандидат исторических наук Николай Пономарев. Он впервые опробовал антибиотики в полевых условиях и внедрил повсеместно практику реанимации после клинической смерти.
Историки отмечают, что хирург в любой момент мог переехать за границу. Его знали в Париже, Брюсселе и Лондоне. Но он предпочел остаться на Родине и помогать ей в столь сложные времена. За всё время его деятельности им и его коллегами удалось спасти более 17 млн человек. Он часто повторял одну фразу:
"Всегда вперед, после каждого совершенного шага готовиться к следующему, все помыслы отдавать тому, что еще предстоит сделать."
В 1946 году его снова настиг инсульт, он слёг, но разум остался ясным. Во время консилиума врачей он говорит:
«Пора умереть»
Рекомендую:👇
❤️🎁👇Поддержи проект любой суммой
Нажми на эту надпись! Форма пожертвования 👈🏻
Или по номеру карты Сбербанка
4276 5500 4332 0483