Доброго времени, уважаемые читатели канала! Начал сборку БТР-80 от АСЕ. Машина во многом эпохальная- ведь она была создана с учетом реального боевого опыта в войне, на которую она еще и успела . Производитель дает интересные декали. Конкретно меня интересует афганский именной БТР представленный на боксарте.
Инструкция предлагает нам вариант машины, взятой с этого фото
Декаль достаточно аутентична. Конкретно этот вариант окраски и маркировки предлагает машину, прототипом которой послужил БТР-80 б/н 241, 334 ооСпН. Среди военнослужащих ОКСВ и в стане противника бойцы этого отряда имели прозвище "Асадабадские егеря". История этого прозвища уносит нас в 1985 год, а именно к трагическим событиям гибели Мараварской роты отряда. После этих событий, и после назначения командиром отряда майора Григория Васильевича Быкова, среди бойцов прозваный "Гриша-Кунарский" , который навел жесткую дисциплину в подразделении и возвел силу в культ в отряде, его бойцы поклялись отомстить за гибель своих товарищей, и, как видно из прозвища, они свое слово сдержали... Ведь не зря спецназ любил БТРы, предпочитая их БМП. Пусть и в вооружении они намного слабее, но по тишине, настолько критически важному показателю при заброске и эвакуации бронегруппой, не сравнится ни одна машина. Надпись на декали гласит: "ЭКИПАЖ им. кавалера ордена Красное Знамя мл. с-та А. ХАРЛАМОВА".
Младший сержант Александр Николаевич Харламов был командиром отделения группы специального назначения 334-го отдельного отряда спецназа. Участвовал в 24 боевых операциях. 31.01.1987 года, его БТР выполнял задачу по боевому охранению колонны. В бою с устроившими у дороги засаду противником, младший сержант Харламов А. Н. получил смертельное ранение. Посмертно награжден Орденом Красной Звезды...
Секундочку, так надпись на декали гласит, что он был кавалером Ордена Красного Знамени 🤷♂️, нет? (Боевого Красного Знамени, если быть точным). И тут выясняется некоторые нюансы. Оказывается, что декаль на этот вариант, некогда печатала ныне переродившаяся в Star-decals, небезызвестная Bison decals, правда, в 35-ом масштабе. Бортовой номер, правда не 241 а 421, немного перемудрили с цифрами. А вот сама надпись на башне имела следующий вид:
Итак, здесь фамилия и вовсе имеет вид рандомно набранных букв- "АМОИМАРЕВ". Я и фамилий таких не слышал.. Да и в книге памяти тоже таких не числится... Однако, стоит сделать скидку, что иностранные дизайнеры, итак, при помощи неимоверной магии смогли хоть что-то прочитать на фото, и на этом спасибо. Тем более, что иностранные пользователи этот нюанс явно упустят в угоду зрелищности. Но моя принципиальная позиция повела меня дальше. Скорее всего, дизайнеры уже украинской АСЕ взяли эту декаль как образец, и все же смогли прочитать, хотя бы, правильно фамилию. Однако с наградой решили оставить все как есть.. Вот только среди 101-го награждённого орденом БКЗ за Афганистан нет ни одного солдата-срочника и даже прапорщика. Есть гражданские лица, иностранные граждане, но самый младший по воинскому званию- летчик, старший лейтенант. А большинство и вовсе-полковники да генералитет. По итогу, выясняется, что боец был посмертно награжден Орденом Красной Звезды, а не Красного Знамени. Это бьется с книгой памяти и списком награжденных. Вот тут то и выходит, что в декали допущена ошибка... Тем не менее, данный вариант я отбрасывать не собираюсь. Скорее всего изготовлю новую.
А теперь по самой модели.
Машина будет сделана с самодельной внутрянкой. Помимо всего прочего, широкое применение найдет афтермаркет. В частности, все наблюдательные приборы, передние фонари, ИК-фары и осветитель, задние фонари-повторители, дымовые гранатомёты системы 902В будут заменены на смоляную продукцию от SG-MODELING. Замечательный афтермаркет, при этом еще и во многом безальтернативный. Также будут точеные стволы и антенный ввод от miniworld и zedval.
Так как сама модель планируется с потрохами на виду, то и работу я начал с расчленения верхней части бронекорпуса😊
Крышки люков над радиатором и улиткой вентилятора даны зацело с корпусом, а, так как я их хочу открытыми, то просто вырезал и разделил. Избавился от излишков пластика, прорезал окно для выпускных жалюзи, изготовил из тянутого литника имитацию уплотнителей на внутреннюю сторону крышек.
Собрав бронекорпус, пока не воедино, а примерив на сухую верх и ванну, изготовил из обрезков фототравления отбортовки люков.
Немного поработал над кормовым бронелистом. Сточил пластик в районе фар, кстати, тоже самое сделав и с наблюдательными приборами. Ибо в пластике они больно замыленные. Высверлил отверстие в буксировочном устройстве и из латунной трубки диаметром около 1 мм изготовил палец.
Также был высверлен бронекозырек патрубка водооткачивающей системы
Используя подручный материал, а конкретно-жесть от банки кока-колы, изготовил верхний сегмент противопожарной перегородки с частью ниши аккумуляторного отсека. .
Немного хотелось бы рассказать про колеса. Для меня, как человека, имевшего дело непосредственно с колесной боевой техникой, вопрос копийности скатов стоит довольно-таки остро. Я очень ревностно отношусь к таким элементам и, поэтому, решил проявить дотошность). Имея в наличии сразу три вида колес КИ-80-родные из набора, смоляные от танкограда старые и от него же, но более новые, я вооружился штангенциркулем и начал сличать.
Реальные колеса обладают следующими размерами- высота шины(h) 1117,6 мм, ширина (В)363,22 мм. В пересчёте на 72-ой масштаб мы получаем следующие цифры: h=15,52 мм и B=5,04 мм.
Обмерив образцы колес получил следующие значения:
- колеса старого танкограда h=15,9мм и В=4,6мм.
- новый танкоград h=16,1мм и В=4,5мм.
- ну и родные h=15,7мм и В=5,01мм.
Как видно, что даже в десятые не попал никто. Причем танкоградовские колеса разных поколений чуть выше но, при этом, чуть тоньше. А вот АСЕ, как раз-таки, оказались максимально близки. Поэтому, принято решение оставить родные. При том, что рисунок протектора, по сравнению со смолой, чуть менее четкий, но и стоит понимать, что машина ездила, по бездорожью, и на реальной технике протектор стирается и становится менее четким, что уж говорить про 72-ой масштаб.
Итого, делая промежуточный вывод, с уверенностью могу сказать, что модель АСЕ во многом копийна и самодостаточна. Проводя аналогию с трумпетером, хоть он и изготовлен по технологии ЛВД, последний явно проигрывает по геометрии украинскому ЛНД. На самом мне нравится работать с этим пластиком.
Продолжение следует...
#БТР-80 #1-72 #моделизм #ACE