Найти в Дзене

Броня спецназа.

Доброго времени, уважаемые читатели канала! Начал сборку БТР-80 от АСЕ. Машина во многом эпохальная- ведь она была создана с учетом реального боевого опыта в войне, на которую она еще и успела . Производитель дает интересные декали. Конкретно меня интересует афганский именной БТР представленный на боксарте.

Красочный боксарт
Красочный боксарт
 Нас интересует машина с бортовым номером 241.
Нас интересует машина с бортовым номером 241.

Инструкция предлагает нам вариант машины, взятой с этого фото

Даже декаль бортового номера дана двумя частями, так как он нанесен частью на верхний сегмент аппарели.
Даже декаль бортового номера дана двумя частями, так как он нанесен частью на верхний сегмент аппарели.

Декаль достаточно аутентична. Конкретно этот вариант окраски и маркировки предлагает машину, прототипом которой послужил БТР-80 б/н 241, 334 ооСпН. Среди военнослужащих ОКСВ и в стане противника бойцы этого отряда имели прозвище "Асадабадские егеря". История этого прозвища уносит нас в 1985 год, а именно к трагическим событиям гибели Мараварской роты отряда. После этих событий, и после назначения командиром отряда майора Григория Васильевича Быкова, среди бойцов прозваный "Гриша-Кунарский" , который навел жесткую дисциплину в подразделении и возвел силу в культ в отряде, его бойцы поклялись отомстить за гибель своих товарищей, и, как видно из прозвища, они свое слово сдержали... Ведь не зря спецназ любил БТРы, предпочитая их БМП. Пусть и в вооружении они намного слабее, но по тишине, настолько критически важному показателю при заброске и эвакуации бронегруппой, не сравнится ни одна машина. Надпись на декали гласит: "ЭКИПАЖ им. кавалера ордена Красное Знамя мл. с-та А. ХАРЛАМОВА".

Действительно,в 72-ом масштабе читается все прекрасно.
Действительно,в 72-ом масштабе читается все прекрасно.

Младший сержант Александр Николаевич Харламов был командиром отделения группы специального назначения 334-го отдельного отряда спецназа. Участвовал в 24 боевых операциях. 31.01.1987 года, его БТР выполнял задачу по боевому охранению колонны. В бою с устроившими у дороги засаду противником, младший сержант Харламов А. Н. получил смертельное ранение. Посмертно награжден Орденом Красной Звезды...

Выдержка из книги памяти.
Выдержка из книги памяти.

Секундочку, так надпись на декали гласит, что он был кавалером Ордена Красного Знамени 🤷‍♂️, нет? (Боевого Красного Знамени, если быть точным). И тут выясняется некоторые нюансы. Оказывается, что декаль на этот вариант, некогда печатала ныне переродившаяся в Star-decals, небезызвестная Bison decals, правда, в 35-ом масштабе. Бортовой номер, правда не 241 а 421, немного перемудрили с цифрами. А вот сама надпись на башне имела следующий вид:

Найдите 10 отличий, что говорится. Кстати, есть и просто желтые буквы с символическим изображением древка. Это сделано для того, чтобы нанести надпись на сделанный красный фон по самодельному трафарету.
Найдите 10 отличий, что говорится. Кстати, есть и просто желтые буквы с символическим изображением древка. Это сделано для того, чтобы нанести надпись на сделанный красный фон по самодельному трафарету.

Итак, здесь фамилия и вовсе имеет вид рандомно набранных букв- "АМОИМАРЕВ". Я и фамилий таких не слышал.. Да и в книге памяти тоже таких не числится... Однако, стоит сделать скидку, что иностранные дизайнеры, итак, при помощи неимоверной магии смогли хоть что-то прочитать на фото, и на этом спасибо. Тем более, что иностранные пользователи этот нюанс явно упустят в угоду зрелищности. Но моя принципиальная позиция повела меня дальше. Скорее всего, дизайнеры уже украинской АСЕ взяли эту декаль как образец, и все же смогли прочитать, хотя бы, правильно фамилию. Однако с наградой решили оставить все как есть.. Вот только среди 101-го награждённого орденом БКЗ за Афганистан нет ни одного солдата-срочника и даже прапорщика. Есть гражданские лица, иностранные граждане, но самый младший по воинскому званию- летчик, старший лейтенант. А большинство и вовсе-полковники да генералитет. По итогу, выясняется, что боец был посмертно награжден Орденом Красной Звезды, а не Красного Знамени. Это бьется с книгой памяти и списком награжденных. Вот тут то и выходит, что в декали допущена ошибка... Тем не менее, данный вариант я отбрасывать не собираюсь. Скорее всего изготовлю новую.

А теперь по самой модели.

Машина будет сделана с самодельной внутрянкой. Помимо всего прочего, широкое применение найдет афтермаркет. В частности, все наблюдательные приборы, передние фонари, ИК-фары и осветитель, задние фонари-повторители, дымовые гранатомёты системы 902В будут заменены на смоляную продукцию от SG-MODELING. Замечательный афтермаркет, при этом еще и во многом безальтернативный. Также будут точеные стволы и антенный ввод от miniworld и zedval.

Сам набор комплектуется недурным таким фототравлением. Здесь и бойницы, и отбойники, и почти вся система 902В кроме самих гранатометов.
Сам набор комплектуется недурным таким фототравлением. Здесь и бойницы, и отбойники, и почти вся система 902В кроме самих гранатометов.

Так как сама модель планируется с потрохами на виду, то и работу я начал с расчленения верхней части бронекорпуса😊

Вот так было
Вот так было
А вот так стало)
А вот так стало)

Крышки люков над радиатором и улиткой вентилятора даны зацело с корпусом, а, так как я их хочу открытыми, то просто вырезал и разделил. Избавился от излишков пластика, прорезал окно для выпускных жалюзи, изготовил из тянутого литника имитацию уплотнителей на внутреннюю сторону крышек.

Петли оставил в пластике, для меня это не так принципиально, на самом деле.
Петли оставил в пластике, для меня это не так принципиально, на самом деле.
 Для того, чтобы уплотнительные резинки были походи на себя, после того, как высох клей, круглое сечение тянутого литника я просто сточил женской пилкой для ногтей)).
Для того, чтобы уплотнительные резинки были походи на себя, после того, как высох клей, круглое сечение тянутого литника я просто сточил женской пилкой для ногтей)).

Собрав бронекорпус, пока не воедино, а примерив на сухую верх и ванну, изготовил из обрезков фототравления отбортовки люков.

Верхняя деталь бронекорпуса
Верхняя деталь бронекорпуса
И с примеркой к ванне. Травленые полоски идеально состыковались.
И с примеркой к ванне. Травленые полоски идеально состыковались.

Немного поработал над кормовым бронелистом. Сточил пластик в районе фар, кстати, тоже самое сделав и с наблюдательными приборами. Ибо в пластике они больно замыленные. Высверлил отверстие в буксировочном устройстве и из латунной трубки диаметром около 1 мм изготовил палец.

Также высверлил кожухи выхлопных патрубков. Обратите внимание на крышки заливных горловин топливных баков. На машинах ранних производственных серий петли вертикальные, тогда как на последующих сериях угол приваривания петель изменен.
Также высверлил кожухи выхлопных патрубков. Обратите внимание на крышки заливных горловин топливных баков. На машинах ранних производственных серий петли вертикальные, тогда как на последующих сериях угол приваривания петель изменен.

Также был высверлен бронекозырек патрубка водооткачивающей системы

 На месте задних фар пластик будет выбран в глубину так, чтобы осталась тонкая отбортовка по периметру. Сами фонари будут от SG
На месте задних фар пластик будет выбран в глубину так, чтобы осталась тонкая отбортовка по периметру. Сами фонари будут от SG

Используя подручный материал, а конкретно-жесть от банки кока-колы, изготовил верхний сегмент противопожарной перегородки с частью ниши аккумуляторного отсека. .

Для изготовления перегородки комбинировал материалы- алюминий и пластик.
Для изготовления перегородки комбинировал материалы- алюминий и пластик.

Немного хотелось бы рассказать про колеса. Для меня, как человека, имевшего дело непосредственно с колесной боевой техникой, вопрос копийности скатов стоит довольно-таки остро. Я очень ревностно отношусь к таким элементам и, поэтому, решил проявить дотошность). Имея в наличии сразу три вида колес КИ-80-родные из набора, смоляные от танкограда старые и от него же, но более новые, я вооружился штангенциркулем и начал сличать.

 Черное-АСЕ, темно-серое- старый танкоград, светло-серое-новый. По большому счету, разница между танкоградовскими колесами продиктована материалом, из которого они отлиты. В старых колесах использовали эпоксидную смолу, в новых уже полиуретановую
Черное-АСЕ, темно-серое- старый танкоград, светло-серое-новый. По большому счету, разница между танкоградовскими колесами продиктована материалом, из которого они отлиты. В старых колесах использовали эпоксидную смолу, в новых уже полиуретановую

Реальные колеса обладают следующими размерами- высота шины(h) 1117,6 мм, ширина (В)363,22 мм. В пересчёте на 72-ой масштаб мы получаем следующие цифры: h=15,52 мм и B=5,04 мм.

Обмерив образцы колес получил следующие значения:

  • колеса старого танкограда h=15,9мм и В=4,6мм.
  • новый танкоград h=16,1мм и В=4,5мм.
  • ну и родные h=15,7мм и В=5,01мм.

Как видно, что даже в десятые не попал никто. Причем танкоградовские колеса разных поколений чуть выше но, при этом, чуть тоньше. А вот АСЕ, как раз-таки, оказались максимально близки. Поэтому, принято решение оставить родные. При том, что рисунок протектора, по сравнению со смолой, чуть менее четкий, но и стоит понимать, что машина ездила, по бездорожью, и на реальной технике протектор стирается и становится менее четким, что уж говорить про 72-ой масштаб.

  Помимо всего, подкупает маркировка ската и стрелка направления протектора. В смоле, почему-то, эти элементы не учли. Хотя, после тонировки пигментами мало что будет заметно.
Помимо всего, подкупает маркировка ската и стрелка направления протектора. В смоле, почему-то, эти элементы не учли. Хотя, после тонировки пигментами мало что будет заметно.

Итого, делая промежуточный вывод, с уверенностью могу сказать, что модель АСЕ во многом копийна и самодостаточна. Проводя аналогию с трумпетером, хоть он и изготовлен по технологии ЛВД, последний явно проигрывает по геометрии украинскому ЛНД. На самом мне нравится работать с этим пластиком.

Продолжение следует...

#БТР-80 #1-72 #моделизм #ACE