Всем привет! С вами Дядя Джек!
Внимание. Статья 18+ и в ней упоминается алкоголь.
Ну что вам сказать? Первым делом я приношу свои извинения. Мне стыдно. Я вчера пообещал, что ночью напишу, что мне Ботаник расскажет.
А сам.
В общем я ЗОЖник 356 дней в году. А вот остальные 9. Там я обычно самый трезвый. И в этот раз так же вышло.
Но это самый трезвый, это 2 или 3 дня в году вовсе не синоним трезвый как стеклышко.
В общем дело было так. Начали мы с Ботаником лепить пельмени. У нас намечалось аж 17 человек. 4 парня, 4 жены их, трое моих детей, и у этих у всех по двое.
Но мы увлеклись. Налепили 25 порций. Сварили. Тут гости пришли. Со своими подарками из различных магазинов серии Ароматный Мир.
Ну мы сначала тихо мирно съели положенные 17 порций.
Дальше детей оставили киношку смотреть, и про свои дела разговоры вести. Жены кухню заняли.
2 мужичка - у них там свой интерес про рыбалку. В общем бывает такая стадия в гостях, когда народ по своим интересам расходится.
Ну с мы с Ботаником пошли в баньку. Вернее в соседнюю дверь. Там у меня студия звукозаписи будет. Я там уже шумку сделал.
Ну и позвал Ботаника, чтобы он оценил правильность ее. Ну он в смартфоне много всяких программок имеет. Причем половину собственного авторства. В общем он притащил мою магнитолу. Подключился к ней по блютус. И давай замерять всякие параметры, про которые я ни сном ни духом, а их оказывается знать нужно. Мне их как звукорежиссеру применять понадобится.
В общем есть такая штука как время стандартной реверберрации. Это время за которое хлопок в ладоши затихнет до уровня в минус 20 Дб.
Но Ботанику хлопка мало. Он во всем частотном диапазоне шумку промерил. Да еще и по разным углам походил.
При этом магнитола была источником коротких звуков, а микрофон в смартфоне измерителем.
Он сказал, что потом с серьезной техникой придет. А пока и этой хватит, чтобы углы промерить, и моды(что за зверь?) мелом обозначить. В их зоне нужно количество шумки минимум удваивать.
В общем он мне мелом пол в студии изрисовал. Даже какую-то рожицу 4 раза вывел.
Буду доделывать.
Ну а дальше я его спросил про то какой магнитофон лучший в СССР выпускали.
А он как ответит. Говорит если с позиции инжнерной навороченности... В общем винимание. На этот момент в Ботанике было где-то 100 грамм коньяка.
1. Олимп 005.
источник фото http://rw6ase.narod.ru/index1/mag_ml/mg_kat_set_/olimp_mpk005s.html
В общем понятно, что инженерный потенциал тут на максимуме.
Тут и схема на прогрессивных элементах. И микроконтроллеров аж 3 штуки.
Т.е. с точки зрения инженерного интереса к наворотам он самый навороченный.
И тут важный момент. В те года, когда его выпускали, 3 процессора разом в одной системе - это вообще-то были Суперкомпьютеры.
В более простой технике процессор стоял один.
Т.е. с этих позиций Олимп 005 - это вообще-то суперкомпьютер.
***
Тут я конечно сначала подумал, что Ботанику больше не наливать. А потом, вот виноват - жажда контента взяла верх!
Я ему храброй воды подлил. У меня заначка в гараже лежала. Вот мы туда и зашли. Я еще какой-то повод придумал. Что-то вроде за права капитанские на управление яхтой.
***
2. Идель 001-1
источник фото http://rw6ase.narod.ru/index1/mag_ml/mg_kat_set/idel001_1.html
Тут в Ботанике уже грамм 150. И они уже асборбировались.
В общем самый худший, но с потенциалом к самому лучшему!!!
Я на тот момент фразу не понял. Пришлось храброй воды прибавить, чтобы разобраться.
Но я вроде понял мысль.
Суть какая.
С одной стороны тут прыгающая головка. Она кошмар. Она постоянно сбивается. При этом на реверсе магнитофон ни о чем.
Куча проблем с прижимом ленты к головкам. Гармоники от этого лезут.
Но при воспроизведении в прямом направлении все хорошо.
Но есть одно но.
Схема-то тут вроде как на дискретных элементах. Но ты пойди найди экземпляр который имеет одинаковые кривые АЧХ на запись и воспроизведение в цепях ее коррекции.
Говорит они там, особенно в тракте записи ничем конструкционно не стабилизированы. Особенно по части температурной стабильности.
Т.е. при нагреве они могут уходить.
Т.е. в начале катушки одно. А в конце другое.
Т.е. если залезть в него. Если их заменить на подобранные, если их заменить на элементы, что термостабильны, если заблокировать реверс.
То да. Крутой магнитофон.
Но вот в чистом виде с завода. Вот гадость он и все тут. Потенциал есть. Но нужно самому переделывать. А сам я могу(он может) такого наворотить, что и любой другой крутым станет.
3. Олимп 004
источник фото http://rw6ase.narod.ru/index1/mag_ml/mg_kat_set_/olimp004s.html
Тут нужно сказать, что уровень храброй воды на абсорбции был еще грамм на 30 выше.
В общем тут магнитофон с потенциалом даже лучшим, чем у Идель, только непосредственно из магазина его лучше сразу выкинуть.
Первым делом прилетело движковым регуляторам. Мол хандрят, причем в ритм баса потрескивая при записи. Их даже вибрация уже через 3 года владения начинает раскачивать до потери контакта.
Ну ладно думаю. Движки. А дальше что?
А дальше тут улучшили параметр детонации, в сравнении с 003м Олимпом. Вот только нужны золотые уши, чтобы эту разницу услышать.
С точки зрения деградации копии с катушки на катушку, данная разница в детонации хоть и должна иметь ощутимый выигрыш, но все теряется на фоне жуткой схемы усилителя воспроизведения.
Ее тут портили, причем умышленно. Такое придумать, особенно после 003го Олимпа - на трезвую конечно можно. Но только если изначально в ТЗ было прописано именно такое сделать.
Т.е. тут сознательно испорченный тракт.
Я его. А зачем такое?
А он мне "Конкретно про него не скажу. Но в бытность мою Инженером Цифровых Систем, на крупнотиражном производстве, однажды у меня была задача сделать схему, которая в хорошем состоянии работает нормально. Но если какой умеренный брак, то она тоже работает.
И тут такая тема, что для обеспечения работоспособности бракованной детальки, нужно было испортить половину схемы. Замедлить кучу процессов, ввести кучу перепроверок данных, и одновременно усреднений точности вычислений.
Но зато процент брака получался не 25 процентов, а всего 8. Даже при тираже в миллион изделий в год, все эти дела позволяли не выкидывать 170 тыщ микросхем . Они сохраняли свою работоспособность.
А у меня суммарный тираж изделия за 5 лет вышел в 800 миллионов. Считай 2 миллиона микросхем не пошли на свалку за счет того, что я сознательно ухудшил кучу процессов в схеме. Они остались работоспособными.
Возможно, что и тут аналогичная тема. Я давно схему его не видел. Но кажется там схема умышленно ловит шумы, и при этом имеет цепи их гашения. И если ОУ там примененные шумят в силу брака, то эти же цепи этот шум гасят.
Т.е. по сути гадость. Но гадость полезная. Но если по чесноку, то ее лучше выкинуть сразу после покупки.(видимо эта фраза - это какая-то его фирменная присказка для систем которые он сознательно портит, для снижения уровня производственного брака. По сути ведь, если вы попадаете в рабочий брак - то у вас ведь брак. А его по хорошему лучше выкинуть. Видимо у него этот функциональный диссонанс в психологии все таки имеет место быть, и пролезает в виде таких присказок. Да и хорошие детальки ведь тоже ухудшены. Даже если вы в брак не попали.)
***
Дальше Ботаник решил, что он притомился такую речь толкать. А я решил, что я малость в шоке. В общем мы сходили на кухню, раздобыли кофе.
И пошли снова в гараж. Так сказать усугублять кофе коньяком из заначки.
***
4. Идель 007
источник фото http://rw6ase.narod.ru/index1/mag_ml/mg_kat_set/idel_mpk007st.html
Тут надо сказать, что Дядя Джек уже и со своего счета сбился.
В общем тут как.
Тут с одной стороны хотели сделать круто.
И даже мозгов понатыкали. И микросхем в сигнале понаставили.
В общем тут проще микросхему найти, нежели иной какой элемент.
Но здесь есть проблема кинематики. Которую при этом еще испортили добавив к ней головку реверса.
Т.е. проблема прижима ленты к головкам.
При этом кинематика как в случае 004го Олимпа. Должна приемлемо работать при широких допусках на мехническую обработку.
Т.е. ее хоть кривой сделай. Хоть с моста урони на кафель. А он все равно работать должен, хоть и с виду будет кривой.
При этом параметры кинематики хуже не станут.
Но при этом они изначально так себе.
Тут фишка именно в износостойкости, и стабильности при шикроких допусках.
Но т.к. по полезному сигналу она так себе, то никто и не парился, чтобы сделать к ней нормальную схему.
Там все равно ничего не вытянуть. Понатыкали микросхем, которые тоже дают искажения. И на том и порядок.
Т.е. с точки зрения инженерной оптимизации магнитофон крутой. Вот именно с позиций оптимизации производств.
Но вот с точки зрения качества. Он с трудом дотягивает до высшего класса. А местами и не дотягивает.
Но с точки зрения инженерного вклада в разработку - там работали над ним по полной программе.
***
5. Олимп 003.
источник фото http://rw6ase.narod.ru/index1/mag_ml/mg_kat_set_/olimp003s.html
А вот тут все более менее.
И кинематика нормальная. И параметры хорошие. И схема хоть и с хитростями. С использованием незадекларированных возможностей логических микросхем.
Но при этом она же и образец инженерной смекалки. Возможности-то по части обеспечения стабильности работы схемы на высоте. Хоть и не задекларированные.
То, что скорость деградации копии не самая низкая. Но с учетом всех схемотехнических моментов, он имеет ее самую низкую на фоне других магнитофонов.
Лучше него только Идель 001-1 но строго после переделки. А если в стоке прямо с завода, то лучший тут Олимп 003.
Я рискнул спросить про движковые регуляторы. На что получил ответ(напомню, что с храброй водой все было уже очень плохо) "Да не парься ты. Мало ли, что в научно-попсовых журналах пишут. На деле все хорошо было, меньше форумы читай.Отличный магнитофон, все что нужно умеет. Уступает только Олимпу 005 и только по части мозгов. Там суперкомпьютер на борту, а тут ничего такого. Хотя кстати да. 005й и по регуляторам надежнее.".
***
Вот на этой ноте, и вышло, что лучший это 005й. Тут еще нужно помнить, что Ботаник не аудиофил. И потому порой не парится. У него свои взгляды на конструкцию.
Ему мозги в аппарате подавай первым делом.
Вот такие дела.
Спасибо, что вы со мной!!!
***
фото коллаж из фото в статье