Я тут много в последнее время писал о расколах белого движения (и вообще антибольшевистских сил). Однако, я не склонен идеализировать большевиков как некий «непогрешимый монолит». У них проблем и расколов тоже хватало.
К примеру, только в 1919 году (на VIII съезде РКП(б) в марте) удалось преодолеть сопротивление «военной оппозиции» — группы влиятельных большевиков, сторонников «партизанских» методов ведения войны (среди них — А. З. Каменский, Г. Л. Пятаков, Е. М. Ярославский, К. Е. Ворошилов, Р. С. Землячка и многие другие известные личности).
Такие деятели выступали против широкого использования «военспецов» и строительства РККА на регулярных началах. Победи подобные «оппозиционеры» тогда — и кто знает, чем бы вообще закончилась Гражданская война (и когда).
Но, пожалуй, ещё более серьезной проблемой являлись «левые коммунисты». Тем более, что дело было ещё в 1918 году, когда большевики только-только взяли власть (и фактически не одни а в составе коалиции крайне левых). Да, вот так бывает. Для монархистов Корнилов или Деникин были «красными», тогда как для анархистов или для эсеров-максималистов большевики были... слишком правыми, едва не «контрреволюционными». Мол, какие-то они слишком «государственные», неторопливые, нам подавай Мировую революцию в кратчайшие сроки и немедленный социализм. Левый лагерь, как и правый, в те годы был чрезвычайно разнообразен на самом деле.
Ну а кто же такие «левые коммунисты»? Левые коммунисты были противниками любых договоренностей с капиталистическими странами, рассчитывая на «победное шествие Мировой революции». Да-да, не Владимир Ильич (как зачастую об этом принято думать сейчас, особенно у современных правых), но именно левые коммунисты. По этой причине они выступали и против Брестского мира, требуя «революционной войны» (и ведь удалось им сорвать в феврале 1918 года переговоры, что в дальнейшем «аукнулось»).
В противовес В. И. Ленину, левые коммунисты выступали также за максимальную децентрализацию (и это в условиях Гражданской войны), за отмену вообще всех банков и денег в любой форме, за отстранение «буржуазных специалистов» как от военной, так и от гражданской сфер деятельности. Сами понимаете, чем все могло бы закончиться в случае, если бы мнение «левых коммунистов» возобладало. Опять же, «экспорт революции» любой ценой и при любых обстоятельствах — это тоже не про Ильича, это про левых коммунистов. Которые свои заблуждения признали только к лету 1918 года, после долгих споров и дебатов (но позднее участники «левой оппозиции» продолжили создавать «группы влияния», ту же группу демократического централизма или уже упомянутую «военную оппозицию»).
Это была очень влиятельная группа, во многом ещё и с левыми эсерами солидарная. Ну я просто некоторые фамилии перечислю: Ф. Э. Дзержинский, Н. И. Бухарин (да, тот самый, это потом он уже станет «правым уклонистом»), В. В. Куйбышев, М. С. Урицкий, И. С. Уншлихт, А. М. Коллонтай, Г. И. Бокий, Н. И. Муралов и так далее. «Левые коммунисты» фактически контролировали Московское областное бюро партии, издавали собственную газету («Коммунист»), я уж молчу о том, что в числе «левых» — основатели советских органов госбезопасности.
Тем не менее, В. И. Ленин называл их «интеллигентами-сверхчеловеками, увлекшимися триумфальным шествием» (на VII съезде РКП(б), в 1918 году). Мол, бегут эти левые «атланты» впереди паровоза, сразу им коммунизм подавай и революции во всех странах. А «отдуваться» за всех должна первая в мире Социалистическая Республика.
«Революция придет не так скоро, как мы ожидали. Это история доказала, это надо уметь взять как факт, надо уметь считаться с тем, что мировая социалистическая революция в передовых странах не может так легко начаться, как началась революция в России — стране Николая и Распутина, когда громадной части населения было совершенно все равно, какие там народы на окраинах живут, что там происходит. В такой стране начать революцию было легко, это значило — перышко поднять...
Да, мы увидим международную мировую революцию, но пока это очень хорошая сказка, очень красивая сказка, — я вполне понимаю, что детям свойственно любить красивые сказки. Но я спрашиваю: серьезному революционеру свойственно ли верить сказкам?» (с) В. И. Ленин. ППС, том 36. Политический отчет ЦК, VII съезд ВКП(б), март 1918 года.
То бишь В. И. Ленин не рассчитывал на немедленную «Мировую революцию», особенно как на «волшебное средство» от всех коммунистических проблем. Кроме того, Ильич понимал, что без «старорежимных специалистов» не выйдет у большевиков создать ни полноценной армии, ни мощной промышленности. А то и другое необходимо даже не для какого-то «экспорта Революции», но чисто для выживания Республики.
Что же касается Мировой революции, то В. И. Ленин к этому вопросу подходил осторожно: нужно и можно помогать, но необходимо знать меру и не рассчитывать на чудо.
Эта история показывает, что и у большевиков хватало «талантов», которые все могли сломать и провалить, победи их точка зрения. Но в этом коренное отличие «тех самых» большевиков именно того исторического периода: у них все же были организация и лидер (чего не было у белых). И заблуждающиеся политически большевики, тем не менее, зачастую оказывались полезны в других сферах...
С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте, смотрите видео на моем You Tube канале. Читайте также другие мои каналы на Дзене:
О фильмах, мультиках и книгах: Темный критик.
О политоте, новостях, общественных проблемах: Темный политик.