Найти тему

RIP Джерри Ли Льюис: Полюбите пианиста

Джерри Ли Льюис, возвеличенный и обвиненный почти во всех грехах пионер рок-н-ролла, умер в возрасте 87 лет.

Джерри Ли по кличке "The Killer" воплотил рок-бунт с такими песнями, как "Whole Lotta Shakin' Goin' On" и "Great Balls of Fire", но вызвал всеобщее возмущение тем, что в 1957 году женился на своей 13-летней двоюродной сестре.

автор Дэвид Браун, Rolling Stone

Скончался Джерри Ли Льюис, чье грохочущее пианино в стиле буги-вуги, развязанный голос мартовского кота и образ бескомпромиссного плохиша сделали его архитектором рок-н-ролла и одним из первых соперников Элвиса Пресли. Издатель Льюиса подтвердил прессе его смерть, но причина была названа не сразу; артисту было 87 лет.

Льюис умер в своем доме в округе Десото, штат Миссисипи, подле своей седьмой жены Джудит Браун.

Два сингла Льюиса 1957 года, “Whole Lotta Shakin’ Goin’ On” и “Great Balls of Fire”, были одними из самых ранних и первозданных хитов рока: завывающие, улюлюкающие, либидозные дерзновения, которые так же нахально, как и любые другие записи того периода, заявляли о том, что новый стиль музыки появился, воцарился и пленных не брал. “Я создал рок-н-ролл еще до того, как они подумали о рок-н-ролле”, — сказал Льюис в интервью журналу Rolling Stone в 2014 году. — “Когда Элвис вышел на сцену, он был рокабилл. Когда я вышел с ‘Whole Lotta Shakin’ Goin’ On", это был рок-н-ролл. Вот тогда-то и появилось название ”рок-н-ролл"."

“Он лучший рок-н-ролльный пианист всех времен”, — говорил Элтон Джон в 2007 году. — “Я не мог играть так как он, потому что он слишком быстрый”.


За кулисами Льюис также олицетворял собой все предполагаемые грехи рок-музыки. “Я самый крутой сукин сын, который когда-либо клал на окружающих”, — хвастался он Rolling Stone в 1979 году. На протяжении большей части своей жизни он боролся с пристрастием к алкоголю и веществам, однажды случайно застрелил члена своей группы и, как известно, сжег пианино на сцене, когда его попросили выступить перед другим хедлайнером Чаком Берри. “Сжег его дотла”, — сказал Льюис в 1979 году. — “Звездой шоу должен был быть я”.


Но печально известный скандал, который погубил его карьеру, по крайней мере на некоторое время, — откровение о том, что Льюис, которому тогда было 22 года, женился на своей 13-летней двоюродной сестре Майре Гейл Браун. Пара состояла в браке с 1957 по 1970 год, и незаконный брак (один из семи вообще у Льюиса) наложил пожизненный отпечаток на жизнь музыканта.

Родившийся 29 сентября 1935 года в Ферридее, штат Луизиана, Льюис рос в бедности (его отец Элмо работал плотником, когда вообще работал). Дома, юный Джерри Ли познакомился с ковбойской музыкой, блюзом 78-х и пластинками свинга, он пробирался в местные клубы, чтобы послушать Рэя Чарльза и Би Би Кинга. Несмотря на то, что он хорошо играл на барабанах, Джерри Ли начал играть на фортепиано в возрасте восьми лет — отец Льюиса заложил их ферму, чтобы купить ему инструмент, а вскоре после этого старший двоюродный брат научил его играть в стиле буги-вуги — и он дал свое первое публичное выступление в 15 лет на парковке автосалона. Однажды он припомнил, что первой песней, которую он выучил, была “Silent Night”, но, как он сказал Rolling Stone, “я сыграл ее в стиле рок-н-ролл”.

После окончания средней школы (где он и получил пожизненное прозвище "Убийца") Льюис посещал библейскую школу в Ваксахачи, штат Техас. Но в качестве раннего признака его борения между светским и священным Льюис исполнил госпел “My God Is Real” на школьном мероприятии — также в “стиле рок-н-ролл”. За эту смелость он был исключен. К тому времени Льюис уже дважды был женат: сначала, в 15 лет, на барышне на два года старше, затем на другой женщине, которую он обрюхатил пока состоял в первом браке. После школы он безуспешно прослушивался в звукозаписывающих компаниях Нэшвилла и, несолоно хлебавши, вернулся домой, чтобы стать продавцом швейных машин.

Жизнь Джерри Ли, однако, полностью изменилась, когда он и его отец поехали в Sun Records в Мемфисе (чтобы позволить себе поездку, старший Льюис продал 33 дюжины яиц со своей фермы). Благодаря Пресли Sun стала местом, где могли бы быть многие начинающие музыканты. Главы лейбла Сэма Филлипса в тот день не было, но был главный инженер Джек Клемент, и, услышав, как Льюис поет и исполняет кантри-песни, он посоветовал ему вместо этого сосредоточиться на рок-н-ролле. Вернувшись в Sun Льюис записал еще несколько потрясающих песен, включая кантри-хит “Crazy Arms”, который затем услышал Филлипс. “Откуда, черт возьми, появился этот парень?” — высказался Филлипс в Rolling Stone в 1979 году. В Льюисе продюсер увидел молодой, необузданный талант, равный таланту его самой большой звезды Пресли.

В конце одной из своих сессий на Sun, Льюис бесстыдно предложил записать песню, которую он исполнял. Без репетиций с группой Льюис исполнил “Whole Lotta Shakin’ Goin’ On”. Выпущенная в начале 1957 года, песня взорвала публику, и на то были веские причины: от грохочущего пианино до наводящей на размышления подачи Льюиса, песня несколько приглушила Пресли. И этот хит, и, затем, его продолжение, “Great Balls of Fire” Отиса Блэкуэлла, были не только динамичными, но и историческими: они одновременно попали в пятерку лучших в чартах кантри, поп-музыки

и R&B.

Хотя в следующем году Льюис записал еще один хит из Топ-10, “Breathless”, его восхождение закончилось почти так же быстро, как и началось. Во время его гастролей по Англии в 1958 году репортеры узнали, что Льюис женился на своей троюродной сестре Майре Гейл Браун, дочери его басиста. Льюис сначала заявил, что ей 15 лет — но на самом деле она была на два года моложе. Льюис не сожалел, но скандал пустил под откос его карьеру. По возвращении домой, его концерты прекратились, хиты перестали писаться, и к 1963 году он ушел из Sun.


Льюис продолжал работать и записываться (его альбом "Live at the Star-Club, Hamburg", записанный в 1964 году, до сих пор считается одной из величайших концертных записей рока). Он увлекся блюзом, госпелом и кантри, и его образ жизни стал еще более бешеным, поскольку в этот период его употребление наркотиков и алкоголя усилилось. Рок-мир, возможно, и покончил с ним, но Нэшвилл — нет. Некоторые из хитов Льюиса пятидесятых годов попали в кантри-чарты, и в 1968 году он практически перешел в этот жанр. Песня ”Another Place Another Time" положила начало череде кантри-хитов, и он возродился как раскаявшийся хонки-тонк-певец, поправив свою карьеру. (Он вернулся в поп-чарты в 1972 году с кавером на песню Криса Кристофферсона “Me and Bobby McGee”). В качестве доказательства того, насколько его все еще почитают, альбом Льюиса 1972 года "The Session", записанный в Лондоне, включал гостевое участие Питера Фрэмптона и Элвина Ли.

Льюис редко сбавлял обороты в восьмидесятые: он записал несколько рок-альбомов для Elektra и продолжал гастролировать и записываться, продвигая свою легенду. В 1986 году он был включен в Зал Славы рок-н-ролла. В 1989 году его жизнь была увековечена на экране в фильме "Большие огненные шары" с участием Денниса Куэйда в несколько карикатурной версии Льюиса.

Но личная жизнь Льюиса все еще была хаотичной, часто трагической и окутанной тайной. В 1962 году его трехлетний сын Стив Аллен (названный в честь ведущего телевизионного ток-шоу, который помог Льюису стать звездой в начале его карьеры) утонул; другой сын, Джерри Ли Льюис-младший, погиб в автомобильной аварии в 1973 году. Бывшая четвертая жена Льюиса, Джарен Ганн Льюис, была найдена утонувшей в бассейне как раз перед тем, как они с Льюисом должны были развестись. В 1983 году его пятая жена, Шон Мишель Льюис, была найдена мертвой в спальне их дома в Несбите, штат Миссисипи, менее чем через три месяца после их свадьбы. Хотя ее смерть была объяснена отеком и скоплением жидкости в легких (что подразумевает передозировку наркотиков), смерть вызвала некоторые сомнения. Как позже сообщила пресса, на халате и тапочках Льюиса была обнаружена кровь, но она не была проверена, и Льюису так и не было предъявлено обвинение. Он отрицал какую-либо причастность к ее смерти.

Льюис также провел некоторое время в клинике Бетти Форд из-за пристрастия к обезболивающиму и неоднократно сражался с Налоговой службой. “Иногда я схожу с ума”, — сказал он Rolling Stone в 1979 году. — “Но если бы все, что они говорят о том, что я сделал, было правдой, меня бы давно посадили в тюрьму”.

Несмотря на все потрясения и драмы, связанные с его жизнью, Льюис продолжал занимать видное место в культуре. Он записал два хорошо принятых дуэтных альбома — "Last Man Standing" 2006 года и "Mean Old Man" 2010 года — с участием Джимми Пейджа, Эрика Клэптона, Мика Джаггера, Кита Ричардса, Джона Майера, Рода Стюарта, Мерла Хаггарда, Кида Рока и Джона Фогерти. Льюис также был первым артистом, выступившим на концертах, посвященных 25-летию Зала Славы Рок-н-Ролла в Мэдисон-сквер-Гарден в 2009 году. Его знаменитый джем-сейшн 1956 года с Пресли, Джонни Кэшем и Карлом Перкинсом в следующем году был превращен в бродвейский мюзикл "Квартет на миллион долларов". На Каннском кинофестивале 2022 года режиссер Итан Коэн представил премьеру документального фильма "Джерри Ли Льюис: Проблемы в голове", посвященного кумиру.

Несмотря на все свое уважение к индустрии, Льюис оставался одним из самых непредсказуемых и непостоянных исполнителей рок-н-ролла. Во время сессий для "Mean Old Man" он сказал Rolling Stone: “Я просто говорю группе собраться и втопить. Я начинаю песню, запускаю ее и смотрю, смогут ли они продолжать в том же духе. Может быть, они смогут, а может быть и нет, но если они не смогут, то получат сотрясение мозга”.

В 1981 году разрыв слизистой оболочки желудка чуть не прикончил  Льюиса, и проблемы со здоровьем продолжали преследовать его. В начале 2010-х годов он несколько раз попадал в больницу из-за проблем с дыханием, болей в спине и пневмонии. В последние годы Льюис, который к тому времени все еще жил в Несбите со своей седьмой женой Джудит, на которой он женился в марте 2012 года, благодаря своей дочери и менеджеру Фиби Льюис сумел обуздать некоторые свои маниакальные наклонности, что впрочем, не помешало ему подать на дочь в суд.

В феврале 2019 года Льюис перенес инсульт. Хотя первоначально он был описан как “незначительный”, это было вовсе не так; ему пришлось заново учиться пользоваться правой рукой и ходить. “Я никогда не испытывал ничего подобного”, — сказал он в интервью несколько месяцев спустя. — “Это было очень сложно, и это был очень эмоциональный опыт. Я не знал, что происходит. Я очнулся в больнице. Я просто усердно молился и пытался вернуться на правильный путь”. Менее чем через год, в 84 года, он достаточно окреп, чтобы записать новый альбом с евангельскими корнями в Нэшвилле с продюсером Ти Боуном Бернеттом. Еще одним признаком его невероятной жизнестойкости стало то, что Льюис все-таки смог сыграть на фортепиано на этом альбоме (который так и остался пока неизданным).

Льюис был, наконец, включен в Зал Славы Кантри-Музыки в октябре этого года, но слабое здоровье приковало его к постели, и он не смог принять награду лично. Но независимо от жанра, Льюис оставался самим собой, не о чем не жалея. “Я был воспитан добрым христианином”, — говорил он  в 1979 году. — “Но я не смог им стать. ...Слишком слаб, я думаю. Я не могу представить, чтобы Иисус Христос так сильно шейковал”.

#ukmag #RIP #ДжерриЛиЛьюис #JerryLeeLewis