Найти тему
Киноледи

10 интересных фактов о легендарном фильме «Джентльмены удачи»

Оглавление

«Джентльмены удачи» – классика отечественного кинематографа, одна из лучших советских комедий. Увлекательный сюжет, грубоватый, но в целом добродушный юмор, запоминающаяся музыка и, наконец, прекрасная игра актеров до сих пор каждый Новый год привлекают благодарных зрителей к экранам телевизоров. История съемок этого фильма не менее интересна, чем сама комедия; некоторые факты даже тянут на полноценный анекдот.

«Джентльмены» вместо «рецидивиста»

Изначально фильм получил довольно мрачное название – «Рецидивист». По сюжету в шайку, состоящую из фальшивомонетчика (которого должен был сыграть Ролан Быков), жулика (которого должен был сыграть Андрей Миронов), альфонса (которого должен был сыграть Юрий Никулин) и мелкого карманника (которого сыграл Савелий Крамаров) должен был втереться милиционер.

Но в ходе редакторских правок от компании остался только карманник, актеры поменялись, а милиционер переквалифицировался в добродушного директора детского сада.

«Редиска»

Изначально нехорошего человека герои должны были называть неблагозвучным словом. Но по цензурным соображениям было принято решение заменить его более мягким выражением.

-2

Тогда автор сценария Виктория Токарева предложила «редиску». Это сочное словечко писательница позаимствовала у Ленина, который в одном из своих писем назвал им Троцкого: по словам вождя мировой революции, этот товарищ был красным только снаружи, а внутри оставался белым – то есть симпатизировал белому движению.

Шампунь вместо слюны

В начале фильма верблюд смачно плюет в лицо Косому, которого блестяще исполнил Савелий Крамаров. Сцена получилась весьма убедительной, и актер крайне эмоционально изобразил глуповатую обиду и негодование. Но на самом деле в лицо актеру (который, кстати, был сибаритом и никогда не пошёл бы на такую жертву) прыснули густую пену от шампуня, который перед тем тщательно взболтали. Эффект получился полный и гораздо лучше современных компьютерных технологий.

Ухо Крамарова

По воспоминаниям Виктории Токаревой, Савелий Крамаров играл с огромным воодушевлением: ведь это была его первая большая роль, а до сих пор он снимался только в эпизодах.

-3

Но перед съемками финальной сцены у пруда актер слегка закапризничал и решил сначала поехать на прогревание уха, невзирая на то, что его ждала вся группа. Впрочем, Крамаров быстро раскаялся в своей прихоти и во время съемок был готов буквально на все – даже на прыжок в ледяную воду.

Лжецемент

В фильме герои сбегают из тюрьмы с цистерне с цементом. Но на самом деле актеры искупались не в строительном материале, а в специально изготовленном веществе – в чем-то среднем между бражкой и манной кашей.

-4

Несмотря на старания съемочной группы, в цистерну категорически отказался лезть Савелий Крамаров, который страдал клаустрофобией. А одежду пропитали настоящим цементом, который буквально намертво ее заморозил.

«Лишние» песни

Помимо зажигательной и слегка блатной музыки в комедии прозвучали две замечательные песни: нежная детская «Белые снежинки», которую распевали воспитанники главного героя, и оптимистичная «Проснись и пой».

-5

Но мало кто знает, что композитор Геннадий Гладков написал еще 2 песни – «Про Ялту» и «Про слона». Первую должен был спеть Косой, голубая мечта которого сводилась к автомобилю с магнитофоном, костюму с отливом и поездке в Ялту; вторая предназначалась Косому и была выдержана в духе «Собачьего вальса», который он играл на даче. Но режиссер счел эти песни «лишними», поэтому зрители их так и не услышали.

Смех сквозь слезы Олега Видова

Будущая звезда главного советского вестерна «Всадник без головы» Олег Видов сыграл роль милиционера, который в одной из сцен под видом таксиста возил героев на поиски памятника. Эту сцену снимали несколько раз, потому что актер срывал один дубль за другим.

-6

Дело в том, что Видов не мог спокойно смотреть на умопомрачительные импровизации Крамарова: он хохотал до слез. Под конец режиссер разрешил Видову не разговаривать лицом к лицу с Крамаровым, а смотреть перед собой. Это помогло, и злополучную сцену Олег Видов сыграл с каменным лицом – как и положено советскому милиционеру.

Пожарная каска в роли шлема Александра Македонского

В начале фильма герои похищают шлем Александра Македонского, который – по словам профессора-археолога в исполнении Эраста Гарина – сделан из чистого золота и весит несколько кило. На самом деле это обычная пожарная каска, которую окрасили в ярко-золотой цвет.

С этим артефактом впоследствии произошел курьезный инцидент: он по-настоящему пропал, и довольно продолжительное время его нигде не могли отыскать. К счастью, предмет все-таки нашелся где-то в недрах «Мосфильма», был отреставрирован и занял почетное место в музее студии.

Приключения с верблюдом

Начало фильма снимали в Средней Азии, в Самарканде. Съемочная группа почему-то была убеждена, что без труда найдет там верблюда, столь необходимого для эффектной завязки сюжета. Но по прибытии на место поиски корабля пустыни затянулись и затормозили работу.

-7

Двугорбое животное с трудом нашли в зоопарке, но на этом трудности не закончились. Евгений Леонов не хотел садиться на верблюда, опасаясь подцепить блоху или вошь. В конце концов ему пришлось это сделать – но лишь на пару минут, в сцене, когда Доцент едет по пустыне в сопровождении своих приспешников.

«Блатные» дети на съемках

В фильме снимались дети. В нескольких эпизодах засветились детки создателей легендарной картины.

-8

Мальчик с овчаркой, который узнает Евгения Леонова в подъезде во время псевдоограбления им собственной квартиры, – сын Георгия Данелии. Девочка-лыжница, которая подсказывает герою дорогу, – дочь режиссера Александра Серого. Небольшая роль досталась маленькой дочке Виктории Токаревой: она сыграла дочь бывшего уголовника, который завязал и, приняв героя Леонова за Доцента, спустил его с лестницы.