Глава партии «Процветающая Армения» Гагик Царукян предупредил об опасности антироссийских настроений в стране. По его мнению, армянское общество находится на сложном и ответственном этапе истории, когда необходимо говорить без условностей и подтекстов.
- «Сегодня в Армении очевидно поощрение антироссийских настроений. Это не может не беспокоить любого армянина, озабоченного вопросами нашей безопасности», — отметил он.
Царукян также добавил, что антироссийская кампания ставит под угрозу армян в Нагорном Карабахе, где находятся миротворцы из России. Он убежден, что демарши в отношении Москвы могут привести к развалу экономики, поскольку основным экспортным рынком для Армении является российский, кроме того, энергосистема страны зависит от энергоносителей из России.
По словам Царукяна, нельзя ставить под угрозу национальные интересы, экономическую стабильность и безопасность населения.
Политик призвал строить хорошие отношения с Западом, но не в рамках логики «против России».
- Ранее официальный представитель российского МИД Мария Захарова заявила, что Запад настраивает Армению против России, используя отработанные на Украине схемы насаждения антироссийских настроений. Для этого используются действующие по указке Вашингтона и Брюсселя многочисленные фонды, неправительственные организации и СМИ.
- По ее словам, Запад удвоил усилия, о чем свидетельствуют участившиеся приезды в Армению западных эмиссаров под вывесками Евросоюза, ОБСЕ, Франции. Причем, их инициативы не учитывают интересы населения региона, в отличие от инициатив России, которая продолжает работу по нормализации отношений между Азербайджаном и Арменией.
Удастся ли Западу осуществить задуманное? Возможно ли в Армении масштабное насаждение антироссийских настроений?
Чего же стоят гарантии Запада — хорошо показал пример Грузии. Тем не менее, сегодня в Армении активно разгоняется мысль о том, что Россия не собирается защищать Армению, чтобы не поссориться с Турцией и Азербайджаном…
- — Антироссийские настроения, конечно, возможны, и они существуют, — уверен доцент Финансового университета при правительстве РФ Геворг Мирзаян.
- — Возникли они как из-за объективных, так и из-за субъективных причин. Значительная часть населения Армении считает, что Москва не выполнила свои обязательства в рамках ОДКБ во время прошлого конфликта между Арменией и Азербайджаном. Не защитила территорию самой Армении (не Карабаха, а именно Армении) от вторгнувшись азербайджанских войск. Кроме того, антироссийские настроения в Армении конструируются западными организациями.
Эти настроения поощряются всеми силами, которые заинтересованы в отторжении Армении от Российской Федерации от союза с РФ.
«СП»: — Царкуян считает, что рост антироссийских настроений может привести к развалу экономики. Так ли это? Вот прямо к развалу?
- — Армения зависит от России не только в плане безопасности, но и в плане экономики. Экономика страны ориентирована на Россию и Евразийский союз. Рост антироссийских настроений придёт к падению и без того не очень высоких стремлений инвестировать в Армению. Всё логично. Если кто-то надеется, что вместо России придут американские деньги, то это крайне маловероятно. У Армении нет такой инвестиционной привлекательности в силу целого комплекса причин, начиная с блокады и заканчивая высочайшей внутренней коррупцией.
«СП»: — Царкуян призвал строить хорошие отношения с Западом, но не в рамках логики «против России». Это возможно? Реально ли усидеть на двух стульях?
- — Это невозможно. Многовекторность сейчас стала нереалистичной просто потому, что Запад не готов строить отношения в таком формате. Запад требует отказаться от многовекторности —развивать отношения с ним против России. По крайней мере, требует этого от стран постсоветского пространства. Если Москва теоретически готова к многовекторности, то Америка и Европа нет, а значит, странам постсоветского пространства нужно выбирать, с кем они.
- — Вряд ли в стране сейчас доминируют жестко-антироссийские настроения, — считает ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков.
- — Можно вспомнить, например, что, по данным опроса представительства Gallup в Армении, который проводился 2−4 апреля 2022 года, 72,8% респондентов отрицательно оценивали западные санкции в отношении России. С другой стороны, после каждого всплеска напряженности у границ Армении скептическое отношение к Москве и к ОДКБ среди населения может возрастать именно ввиду более высокой планки ожиданий общественности страны по поводу степени вмешательства России в эти ситуации.
Представителям команды Никола Пашиняна в таких условиях также объективно выгодно, чтобы недовольство населения было хотя бы частично перенаправлено вовне — в данном случае, на Москву. В свою очередь, активность сил, выступающих под резко антироссийским лозунгами, так или иначе дает действующему правительству Армении дополнительные аргументы в диалоге с Кремлем — по принципу, «лучше иметь дело с нами, чем с ними».
«СП»: — А как насчет заигрываний с Западом? Это инициатива армянских властей или Запад сам пытается вбить клин между нашими странами?
- — Понятно, что и команда Никола Пашиняна заинтересована в развитии контактов с западными игроками, и представители США и ЕС — в ослаблении влияния России на Южном Кавказе. Но вопрос, насколько действительно серьезные ресурсы западные игроки готовы вкладывать в реализацию этой задачи.
- Понятно, что тема дополнительной финансовой помощи Армении, например, со стороны ЕС остается в активной повестке. Скажем, на заседании правительства Армении 20 октября 2022 года упоминалось достигнутое ранее соглашение с Евросоюзом, предполагающее, что Брюссель до 2026 года выделит Еревану 2,4 млрд. евро в рамках инвестиционных и экономических программ. И все же — пока вложений ЕС и США в отношения с Ереваном вряд ли достаточно, чтобы существенно сократить влияние России на Армению.
«СП»: — Многовекторность для Армении возможна?
- — Это во многом похоже на внешнеполитическую линию, которую среди партнеров России по ОДКБ и ЕАЭС декларирует, например, Казахстан. Надо учитывать при этом, что слишком жесткое следование в фарватере западных игроков означало бы для Армении заметные проблемы в отношениях с Ираном.