Вступление
Добрый вечер, дорогие друзья!
Наверное, любой человек, изучающий вокал самостоятельно, сталкивается с теми или иными проблемами во время занятий: то нота предательски фальшивит, то голос дрожит в самый важный момент, а иногда и вовсе срывается. Или, например, после исполнения буквально одной-двух песен голос садится и появляется осиплость из-за лишнего перенапряжения и неправильного его резонирования.
Включите любое живое видео вашего любимого вокалиста и послушайте внимательно каждую деталь его исполнения, нюансы тембра.
Всё за что мы так любим голоса наших кумиров – результат кропотливой работы и труда, ежедневных занятий и репетиций. Понятное дело, что и у них в процессе живого исполнения могут быть какие-то косяки или небольшие трудности (в силу состояния здоровья, например, на момент выступления), но всё же такие казусы довольно редки для настоящих профессионалов.
Но возникает вопрос – что же начинающему вокалисту необходимо изучать и “прокачивать” в первую очередь, чтоб добиться успеха в этом непростом ремесле? Каковы основы основ вокального мастерства?
Сегодня мы поговорим об этом.
Дыхание
И начнём мы, конечно же, с дыхания. Что же это такое и почему оно так важно в вокале?
Поток воздуха, проходящий из лёгких через наши голосовые связки, заставляет их колебаться с определённой частотой, что собственно и рождает звук. Высота голоса предопределяется длиной и натяжением связок: чем сильнее натяжение, тем выше голос.
Но как правильно дышать? Мы часто слышим :“вокалист дышит животом” или “вокалист поёт на опоре”.
Дыхание за счёт живота, без участия груди – это первое чему необходимо себя приучить даже в обыденной жизни, а не только во время занятия вокалом. Порой очень много зажимов и неправильного звукоизвлечения кроются именно в этом и встречаются даже в обычной речи, не то, что во время пения. Если дышать грудью, то никогда не добиться действительно сильного, объёмного, природного тембра голоса. Например, у детей с природным дыханием проблем нет, вот и голоса их звучат богато и насыщенно: аж на всю улицу порой слышно.
Итак, необходимо себя приучать дышать животом. Но как это сделать?
Берём книгу потолще и ложимся спиной на любую удобную вам горизонтальную поверхность. Кладём книгу на верх живота (чтобы край её был в районе солнечного сплетения) и начинаем равномерно дышать. Таким образом, чтоб книга плавно поднималась и опускалась.
Прошу отнестись к прокачке вашего дыхания очень внимательно на первых порах.
Занимайтесь им ежедневно. Поверьте – проверено на собственном опыте: очень много ошибок идёт именно с этого этапа. Если не брать дыхание животом – весь звук в итоге может “сесть” на горло, и в результате таких занятий пойдут всякие сипы, хрипы и впоследствии у вас уйдёт очень много времени на переучивание (но это только в том случае, если повезёт, и вы умудритесь не ушатать свой голосовой аппарат). Так и к врачу-фониатору недолго попасть. Переучивать всегда сложнее, чем учить с ноля.
Вообще упражнений на дыхание очень много, но давайте поговорим пока что обо всех аспектах вокального ремесла в общем.
Теперь об опоре. После выполнения упражнения в течение 10 минут, встаньте и подышите.
При вдохе не должно возникать напряжений или зажимов (особенно в гортани, на связках). Также не должны подниматься грудь и плечи.
При вдохе мышцы гортани расслабляются, поэтому надо стараться сохранить ощущение вдоха и «перенести» эту же позицию на выдох. Вдох должен быть активным, более интенсивным, чем наш бытовой вдох, но при этом не жадный и не напряженный. Выдох должен быть экономным, но одновременно с этим свободным.
Положите ладони на бока, под рёбра. Вдохните и выдохните ещё раз (всё на тех же ощущения от работы с книгой). Если руки раздвинулись вместе с “расширением” живота в процессе вдоха, то поздравляю вас – вы нашли диафрагму. Именно ей каждый вокалист и должен научиться дышать.
Теперь вдохните ещё раз и начинайте медленно и расслаблено произносить длинный звук “Ж-ж-ж” на любой комфортной высоте голоса (как привыкли разговаривать). При этом ощутите руками, как в процессе этого живот не сдувается, а как бы сохраняет свою раздутую форму.
Именно это и называется – дыхание на опоре.
Ну и конечно отдельно на занятиях прокачивается баланс и расход дыхания (а также его разновидности: да-да, в вокале типов дыхания несколько) во время пения на разной высоте диапазон, с разными позициями и звукоизвлечением.
Интонирование
Если говорить простым языком, то интонирование – это умение попадать в ноты.
Если человек плохо попадает в ноты, это говорит о том, что ему необходимо работать над синхронизацией слуха и голоса. Ведь часто мы слышим ноту у себя в голове очень чётко, но воспроизвести правильно не можем. Голос не слушается, и мы попадаем либо выше, либо ниже требуемой ноты.
Поговорим об этом с точки зрения физики. Известно, что каждая нота - это звуковая волна, которая имеет свою частоту колебания. Так вот когда мы не попадаем в ноту, то, по сути, мы просто не попадаем в конкретную частоту звука, т.е. излучаем частоту, находящуюся где-то рядом.
И таким образом возникает диссонанс между двумя нотами, уже говоря словами музыки – возникает диссонанс (хотя если мы не попадаем, например, на тон, то тут уже речь идёт о консонансе, но это уже отдельный раздел музыки под названием “сольфеджио”).
В общем – работа над интонированием одна из самых кропотливых. За месяц точно попадать в ноты не научишься. Поэтому нужно как можно больше практиковаться, но лучше с педагогом, потому как на первых этапах очень сложно самому распознать, где ты какую ноту не дотянул или наоборот завысил.
Из упражнений и советов:
- петь как можно больше разных гамм и интервалов (и на разные слоги, но об этом далее в разделе “Артикуляция”);
- подбирать мелодии из песен на слух (желательно на фортепиано или синтезаторе, рекомендую купить для занятий хотя бы недорогой – будет очень полезно в ежедневной практике);
- установите на телефон приложение для тренировки слуха
Резонирование
Резонирование – ещё один важнейший аспект вокала.
Представьте себе акустическую гитару. Если говорить схематично: у неё есть гриф и дека (объёмная часть с пустотой внутри). Струны закреплены на порожке, на деке и идут до головки грифа, где они закреплены на колках. Если мы ударим по струнам, то услышим громкий звук, резонирующий в деке и исходящий из её отверстия.
Но что было бы, если бы гитара состояла лишь из одного длинного грифа без деки? Был бы звук таким же насыщенным? Ответ: разумеется, нет.
Так вот и в теле человека находятся разные “пустоты” и если направлять звук в них, то он будет обогащаться, усиливая те или иные частоты и обертоны (оберто́ны в акустике — призвуки, входящие в спектр музыкального звука; высота обертонов выше основного тона (отсюда название)).
Это была первая часть. Про резонирование и остальные основы вокала я расскажу вам в продолжении этой статьи в ближайшее время.
А напоследок - послушайте один из моих каверов на моём канале (на момент написания статьи пока единственный загруженный - это кавер на The Police - Every breath you take).
Все вопросы оставляйте в комментариях – постараюсь ответить всем!
И конечно же подписывайтесь на канал - скоро будет больше обучающего и развлекательного контента.
Продолжение. Часть 2.