Найти тему

"Через руки с ним разговариал сам Бог". История главного виртуоза XX века Святослава Рихтера

Оглавление

Знаете ли вы, что вся жизнь великого пианиста Святослава Рихтера была легендой? Современников поражала мощь творческого духа, проявлявшаяся буквально в каждом его действии. Все, как один, говорили: "Перед нами живая легенда. Такие рождаются только раз в истории! И как ни странно в нашей стране".

P.S. Статья получилась объемная. Надеюсь, что вы с удовольствием ее прочитаете)

Ученик, которого всю жизнь ждал Нейгауз

Начального музыкального образования у Рихтера никогда не было. Игре на фортепиано мальчика учил отец – выпускник Венской консерватории, а теории музыки - друг семьи Кондратьев, инвалид, передвигавшийся на коляске.

Уже в 15 лет Святослав Рихтер работал концертмейстером Одесской филармонии, а после своего первого сольного концерта был немедленно приглашен в Оперный театр Одессы – "за безграничный талант и удивительную самобытность". Но в качестве дирижера он себя не нашел, и в 1937 поехал в Москву, в консерваторию. Вот как пишет о первой встрече с учеником великий советский пианист Г.Нейгауз:

-2
Пришел худощавый молодой человек с лицом, привлекающим внимание какой-то удивительной живостью, с большими, мягкими и нервными руками. Сел к инструменту и заиграл. Играл подчеркнуто строго, сдержанно, очень просто. Но меня сразу захватило поразительно полное проникновение в музыку. У меня в это время сидела ученица, и я шепнул ей: «Мне кажется, он гениален!»

В юном возрасте Рихтер отыграл всю фортепианную классику, и его учителю просто нечему было его научить. Напротив, сам Нейгауз порой учился у ученика.

"Двое талантливых пианистов слились в удивительном саморазвивающимся симбиозе".

Кстати, в первый же год обучения Рихтера отчислили – гений не хотел тратить время на изучение общеобразовательных предметов. Вернулся только после длительных уговоров Нейгауза.

Госэкзамен, ставший началом «эпохи Рихтера»

Рихтер закончил консерваторию в 1947 году, будучи уже известным исполнителем. Во время войны о много выступал, в том числе, играл в блокадном Ленинграде, поддерживая свою страну, чем умел – уникальным мастерством, поднимавшим человека над страданиями, дававшим силу жить и бороться. Современница писала:

Даже его первые концерты были незабываемы. Он стремительно и плавно шел к роялю и создавал волнующий контраст между своим хрупким образом и яростной мощью игры. Зал замирал по воле стихии пианиста, и невольно ощущал присутствие чего-то высшего, непередаваемого словами.

Его «защитой диплома» был сольный концерт в зале Московской консерватории. После этого концерта имя Рихтера было золотом написано на мемориальной мраморной доске в одном из консерваторских фойе, а Нейгауз скромно сказал:

"Рихтер – ученик в первую очередь нашей страны, нашего народа и в последнюю – мой подопечный".
-3

Рихтер регулярно давал в среднем по 70 концертов ежегодно на самых разных площадках.

"Он предпочитал небольшие залы и по возможности просил определенный формат освещения: полная темнота и единственный софит, освещающий ноты и клавиатуру. Ничто не должно отвлекать зрителей от главного – погружения в мир музыки".

Любопытно, Рихтер никогда не преподавал и категорически отказывался это делать.

"Поймите, этому искусству я только учусь".

И правда, учился он постоянно. Современники называли Рихтера "бездонным". Никто не мог понять, как на память можно было играть все произведения величайших композиторов.

"Те, кто говорят про моду на какого-то композитора – обычный дилетант и в музыке не разбирается. Классика из моды никогда не выходит. Ее писали на века, и она будет жить вечно".

Любил Рихтер музицировать наедине с собой. Говорили, что так он общается с Богом.

-4

Покорение мира

Рихтер часто гастролировал по миру, как только между СССР и Западом начался культурный обмен. Он был первым советским лауреатом Грэмми, произведя настоящий фурор концертном Брамса. В Америке писали:

Такого великого пианиста могла взрастить только лучшая в мире музыкальная школа

России он подарил «Декабрьские вечера» – уникальный синтез музыки и живописи. Сегодня эта традиция продолжает жить и считается чудом классической музыки. Оставил Рихтер след и в других странах. Биограф Рихтера вспоминала:

-5
"Однажды Рихтер был во Франции. Его повезли по лучшим концертным площадкам. Но выбрал он... амбар XIII века – "Гранж де Мэле". Там хранили сено и кукурузу, но акустика. Акустика была просто великолепной. Теперь после русского пианиста в простом амбаре ежегодно проводят свои концерты ведущие исполнители современности. Сегодня фестиваль в "Гранж де Мэле" носит имя нашего великого пианиста".

После развала СССР большую часть времени Рихтер проживал за границей. Но он всегда чувствовал и называл себя русским. Обожал простую жареную картошку и считал Оку и Звенигород лучшими местами на земле. Последний свой концерт в России он дал в 1993 г., а финальное выступление состоялось в Любеке в 1995 г. Умер в Москве двумя годами позже.

Современники не раз говорили о «все озаряющем присутствии» Святослава Рихтера. Он был воплощенной музыкой, воплощенным чудом и светом. Нам повезло жить в одно время и в одной стране с гением. Вы согласны?