Найти в Дзене
Рабочий класс

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ — мировоззрение марксистской партии, созданное Марксом и Энгельсом и развитое дольше Лениным и Сталиным. Мировоззрение это «называется диалектическим материализмом потому, что его подход к явлениям природы, его метод изучения явлений явлений является диалектическим, а его истолкование явлений природы, его понимание явлений природы, его теория — материалистической» (Сталин). Создав диалектический материализм, Маркс и Энгельс распространили его на познание общественных явлений. Исторический материализм явился величайшим завоеванием научной мысли. Диалектический и исторический материализм составляют теоретический фундамент коммунизма, теоретическую основу марксистской партии. 

Марксизм — «цельное мировоззрение, философская система, из которой само собой вытекает пролетарский социализм Маркса. Эта философская система называется диалектическим материализмом» (Сталин). Диалектический материализм как философия пролетариата возник в 40-х гг. прошлого столетия и развивался в неразрывной связи с практикой революционного рабочего движения. «Марксистская философия, в отличие от прежних философских систем, не является наукой над другими науками, а представляет собой инструмент научного исследования, метод, пронизывающий все науки о природе и обществе и обогащающийся данными этих наук в ходе их развития. 

В этом смысле марксистская философия является самым полным и решительным отрицанием всей предшествующей философии» (Жданов). Вырабатывая свое передовое философское мировоззрение, Маркс и Энгельс опирались на все ценные приобретения человеческой мысли. Все лучшее, созданное в прошлом философией, было критически пересмотрено Марксом и Энгельсом. Из диалектики Гегеля они взяли лишь её «рациональное зерно» и, отбросив гегелевскую идеалистическую шелуху, развили диалектику дальше, придав ей современный научный вид. «Обратившись к жизни, они увидели, что не развитие духа объясняет развитие природы, а наоборот — дух следует объяснить из природы, материи…» (Ленин). 

Материализм Фейербаха был непоследовательным, метафизическим антиисторическим. Маркс и Энгельс взяли из материализма Фейербаха лишь его «основное зерно» и, отбросив идеалистические и религиозно-этические наслоения его философии, развили материализм дальше, создав высшую, марксистскую, форму материализма. Маркс и Энгельс, а затем Ленин и Сталин применили положения диалектического материализма к политике и тактике рабочего класса, к практической деятельности марксистской партии. «Подобно тому как философия находит в пролетариате свое материальное оружие, так и пролетариат находит в философии свое духовное оружие…» (Маркс). Только диалектический материализм Маркса, отмечает Ленин, указал пролетариату выход из духовного рабства, в котором прозябали все угнетенные классы. В противоположность многочисленным течениям и течениям буржуазной философии диалектический материализм, указывал И.В.Сталин, является не просто философской школой, философией одиночек, а боевым учением пролетариата, учением миллионов трудящихся, которых оно вооружает знанием путей борьбы за коренное переустройство общества на коммунистических началах. 

Диалектический материализм есть живое, постоянно развивающееся и обогащающееся учение. Марксистская философия развивается и обогащается на основе обобщения нового опыта классовой борьбы пролетариата, обобщения естественно-научных открытий. «Марксизм не признаёт неизменных выводов и формул, обязательных для всех эпох и периодов» — говорит товарищ Сталин. «Марксизм требует улучшения и обогащения старых формул на основе учёта нового опыта при сохранении точки зрения марксизма, при сохранении его метода» (Сталин). После Маркса и Энгельса величайший теоретик Ленин, а после Ленина товарищ Сталин и другие ученики Ленина были единственными марксистами, которые двигали вперед марксизм и его философско-теоретическую и научно-историческую основы — диалектический и исторический материализм. 

Ленин в своей гениальной книге «Материализм и эмпириокритицизм» (см. ), явившейся теоретической подготовкой большевистской подготовкой большевистской партии, отстоял и развил огромное теоретическое богатство марксистской философии в решительной борьбе против всех и всяких ревизионистов и перерожденцев, обосновал диалектический материализм как философию большевизма. Гениальные произведения И.В.Сталина «Анархизм или социализм?» (см.), «Об основах ленинизма» (см.), «О диалектическом и историческом материализме» (см.), «Марксизм и вопросы языкознания» (см.) и другие его труды развили дальше и обогатили диалектический и исторический материализм. 

Произведение товарища Сталина «О диалектическом и историческом материализме» является вершиной развития марксистской философии. Диалектический материализм — революционная теория преобразования мира, руководство к революционному действию. Он «дал человечеству великие орудия познания, а рабочему классу— в особенности» (Ленин). Представители всех прошлых мировоззрений имели своей целью только объяснение мира. Задача же марксистско-ленинской партии — коренное изменение мира. Диалектический материализм является действенным орудием в деле переустройства общества в духе коммунизма. «Основную задачу тактики пролетариата Маркс определял в строгом соответствии со всеми посылками своего материалистически-диалектического миросозерцания» (Ленин). 

Теоретические основы марксизма-ленинизма — диалектический и исторический материализм — выдержали всестороннюю проверку на опыте Великой Октябрьской социалистической революции, строительства социализма в СССР, победы СССР в ВОВ и послевоенного развития. Учение диалектического материализма всесильно потому, что оно верно, потому что оно дает правильное понимание закономерности развития объективной действительности. Только революционное мировоззрение марксистско-ленинской партии способно проникнуть в смысл исторического процесса и формулировать боевые революционные лозунги. Отличительной чертой диалектического материализма является его революционно-критический характер. 

Философия марксизма-ленинизма сложилась и развилась в постоянной и непримиримой борьбе с различными буржуазными, оппортунистическими и другими реакционными философскими пролетарской партийностью пронизаны все произведения Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина. В диалектическом материализме находит свое высшее выражение единство теории и практики. На практике доказывает диалектический материализм правильность, истинность своих теоретических положений. Марксизм-ленинизм включает практику, опыт народов в теорию, в философию. Связь науки и практической деятельности, связь теории и практики, их единство являются путеводной звездой партии пролетариата. Диалектический материализм как мировоззрение имеет огромное значение для всех других наук.

Каждая отдельная наука изучает определенный круг явлений. Например, астрономия изучает солнечную систему и звездный мир, геология — строение и развитие земной коры, ботаника — растительный мир, зоология — животный мир; общественные науки (политическая экономия, история, право и др.) изучают различные стороны общественной жизни. Но отдельная наука и даже группа наук не может дать картину мира в целом, не может дать мировоззрение, так как мировоззрение есть знание не о тех или иных частях мира, а о закономерностях развития мира в целом. Только диалектический материализм является таким мировоззрением, которое дает научный взгляд на мир в целом, изучает наиболее общие законы развития природы, общества и мышления, умеет охватить единым пониманием сложную цель явлений природы и человеческой истории. 

Исключительно велико значение диалектического материализма для естествознания. Развитие естественных наук в СССР и в особенности мичуринской биологии показывает, что только на основе философии диалектического материализма естествознание может добиться величайших успехов. Философия марксизма-ленинизма партийна, она открыто выражает и отстаивает интересы пролетариата и всех трудящихся масс и борется против всякой формы буржуазного гнёта и рабства.

В мировоззрении марксизма-ленинизма сочетаются научность и последовательная революционность. «Непреодолимая привлекательная сила, которая влечет к этой теории социалистов всех стран, в том и состоит, что она соединяет строгую и высшую научность (являясь последним словом общественной науки) с революционностью, и соединяет не случайно, не потому только, что основатель доктрины лично соединял в себе качества ученого и революционера, а соединяет в самой теории внутренние и неразрывно» (Ленин). Современная буржуазная философия предпринимает один поход за другим с целью опровергнуть марксистскую философию, подорвать её влияние на сознание масс. Но тщетны все попытки реакционеров. Победа народной демократии в ряде стран значительно расширила сферу влияния марксистско-ленинского мировоззрения, сделала его господствующим мировоззрением не только в СССР, но и в ряде других стран. Сила этого мировоззрения неодолима. (См. также Марксистский диалектический метод; Марксистский философский материализм; Исторически материализм.)