"Девушка с письмом у открытого окна" Яна Вермеера долгие годы очаровывала своих зрителей - безмолвием сцены, погруженной в письмо героиней, причудливой игрой света и тени, контрастом воздуха в верхней части и насыщенного объектами пространства в нижней...
Но в 1979 году эксперты сделали сенсационное открытие: оказывается, полотно задумывалось совсем другим! В 2009 году с помощью инфракрасной рефлексографии это окончательно подтвердилось.
Выяснилось, что изначально Вермеер изобразил "картину в картине" - на стене за девушкой висит большая картина с Купидоном. Но по каким-то причинам, как решили тогда исследователи, Вермеер пухлого мальчугана со стрелами спрятал под слоем краски.
А в 2017 году случилось новое открытие: Купидона закрасил кто-то другой! Слой краски на него был нанесен спустя многие годы после смерти Вермеера.
Поэтому реставраторы решили снять слой краски с того фрагмента, где изображен Купидон, и показать всему миру полотно в авторском варианте. Лишний слой краски аккуратно удалили скальпелем под микроскопом, а общая реставрация полотна заняла четыре года.
И с тех пор мнения искусствоведов и любителей живописи разделились.
Одни считают, что это просто прекрасно - увидеть картину именно такой, какой ее задумывал гениальный мастер. По их мнению, композиция картины значительно обогатилась: девушка не выглядит такой одинокой и покинутой, и благодаря Купидону становится однозначно ясно, что героиня читает именно любовное письмо. Также это открытие позволяет сделать много новых выводов о творчестве мастера, увидеть его с новой стороны.
Другие считают, что картину надо было оставить в том виде, в каком она уже полюбилась миллионам зрителей.
А что думаете вы? Стоило проводить эту реставрацию или нужно было оставить всё как было?
И кто вообще должен принимать такие решения - группа экспертов или зрители?