Однажды я ходила в кинотеатр, в котором показывали «Неуязвимый» 2000 года. В конце просмотра было обсуждение, и ведущий говорил о пасхалках, которые режиссёр Шьямалан включил в этот фильм. Если честно, я уже не помню ни одной. Зато хорошо помню вопрос одной зрительницы: «Зачем это делают?». До этого пасхалки казались мне просто любопытной игрой на внимательность, но после того вечера я задумалась – а действительно, зачем?
Кстати, слово «пасхалки» тогда не использовали – по крайней мере в моем окружении. С ним я познакомилась позже, когда на работе проводила исследование по сопоставлению мультфильма «Коралина в стране кошмаров» и книги Нила Геймана «Коралина». В мультфильме этих пасхалок, кстати, просто огромное количество. И снова вопрос – зачем? По сложившейся привычке из любопытства я полезла в интернет – выяснять.
Что выяснила? Что автором первой пасхалки считается разработчик компьютерной игры Adventure Робинетт, который в созданной игре спрятал свою фамилию. На этот раз хотя бы точно известно, зачем – имена разработчиков игр на тот момент нигде не указывали. Так что человек просто хотел отметить своё участие в разработке. А вот зачем пасхалки нужны режиссёрам - или сценаристам, кто там за них отвечает? – понятней не стало. В общем, я решила для себя, что они так просто развлекаются – а заодно развлекают своих поклонников и просто внимательных зрителей. Что ж, любопытная практика. Но лично для меня интереснее что-то, имеющее не только развлекательный смысл.
И, как ни удивительно, но и такое существует – это отсылки. В отличие от пасхалок, они имеют самое прямое отношение к сюжету, героям и авторскому замыслу. На филфаке мы довольно часто обсуждали отсылки в литературных произведениях. Так почему бы не поискать их в кино? В музыке? Знаете, что вы выясните, сделав это? Что отсылки – это основа современной культуры.
Я могу бесконечно говорить об отсылках в литературе (классической и современной), музыке (в своем любимом жанре), в фильмах. Со мной уже в кино из-за этого никто не ходит. И на самом деле не только могу, но и говорю.
Предлагаю посмотреть, как работают отсылки на примере лёгкого подросткового фильма. Сразу отмечу – тут далеко не все! Для их поиска нужна очень большая насмотренность, ну или начитанность – если речь о литературе.
Я имею слабость к подростковым фильмам для девушек, причем смотря их для развлечения, как ни странно, ещё и прокачиваю свои навыки по поиску отсылок. Фильм, о котором пойдёт речь, в российском прокате называется «Простушка». Главная героиня Бьянка, как заявлено в самом начале, «фанатка культового кино», так что все дальнейшие отсылки к другим популярным фильмам выглядят более чем уместно. Они помогают раскрыть зрителю образ героини – её характер и вкусы, а ещё подчеркнуть её так называемую «насмотренность».
Давайте к более конкретным примерам. Весь фильм строится на том, как парень помогает главной героине изменить себя, превратившись из дурнушки в красавицу – это явная отсылка ко многим подобным фильмам, но, на мой вкус, ближе всего такой сюжет к фильму «Это всё она».
Сцена в начале, когда нам представляют Бьянку и её подруг, является отсылкой к началу «Ангелов Чарли» и делает заявку на то, что девушки связаны тесной дружбой. Музыка на начальной заставке и момент, когда главная героиня говорит о том, что она «В ярости», копируют сцены из фильма «Скотт Пилигрим против всех» - вторая подчеркивает эмоциональное состояние Бьянки в тот момент. Не говоря уже о том, что секунду назад девушка сравнила себя с «упавшим в чан с кислотой»Джокером…
В сцене, когда героиня учится знакомиться с парнями, звучит песня из фильма «Отличница лёгкого поведения» - она показывает, как Бьянка постепенно обретает уверенность в себе. А фраза «Я опаздываю на одну встречу» копирует фразу из «Шага вперед 2» - в обоих фильмах главные герои в этот момент расходятся, испытывая неловкость, ведь они ещё не признались себе, что хотят быть вместе.
Ну и вишенка на торте - стадии горя – вообще довольно частый приём в западном кинематографе. В этом фильме он точно скопирован из серии «Симпсонов» - есть прямая отсылка, когда мать главной героини смотрит эту серию.
Эти отсылки я нашла только при первичном просмотре. А вот «Кинопоиск», к примеру, предлагает 41 фильм разных лет и жанров, к которым имеются отсылки в «Простушке». И этом списке, кстати, нет комедии «Это всё она». А это значит, что отсылок в фильме можно найти больше. И их на самом деле очень интересно искать. И в других фильмах тоже, кстати. Или в литературных произведениях...
Лично я, как писатель (ищите книги на litres.ru), отсылки использую всегда. Они очень много дают для раскрытия идеи произведения. Не говоря уже о том, что узнаваемые эпизоды всегда интересны читателям. Это же возможность расшифровать их все, определить их скрытый смысл и погрузиться на совсем другой уровень произведения.
На следующей неделе поговорим об этом и других играх автора с читателем.