Юго-Восточная Азия - это очень интересный регион для палеоантропологов. Там были найдены самые разные древние люди. Находки из Индонезии и Филиппин сыграли очень большую роль в развитии представлений об антропогенезе. Сегодня мы поговорим о таком интересном, но мало кому известном виде человека, обитавшего на острове Лусон, который сейчас принадлежит Филиппинам (и где расположены два основных города страны: Манила, столица республики, и Кесон, самый большой по численности населения город Филиппин).
В 2019 году в пещере Кальяо на острове Лусон (Филиппины) найдены зубы и кости рук и ног, принадлежавшие людям, жившим здесь 50–67 тысяч лет назад. Морфологическое своеобразие находок позволило описать на их основе новый вид людей Homo luzonensis. Как и «хоббиты» с острова Флорес, лусонские люди, возможно, являются потомками азиатских Homo erectus, измельчавшими в условиях островной изоляции. Впрочем, не исключено и их происхождение от более примитивных гоминид, близких к хабилисам или австралопитекам. Выделить ДНК из костей и зубов H. luzonensis пока не удалось.
История заселения гоминидами Юго-Восточной Азии и прилегающих островов во многом прояснилась в последние десятилетия благодаря археологическим раскопкам, активно ведущимся на Филиппинах и в Индонезии. Выяснилось, что задолго до появления в регионе людей современного типа какие-то гоминиды, умевшие изготавливать примитивные каменные орудия, пересекли морские проливы и добрались до уединенных островов: Флореса, Сулавеси и Лусона. Эти острова, в отличие от Суматры, Явы и Калимантана, не соединялись с азиатским материком даже в периоды ледниковых максимумов, когда уровень моря был намного ниже, чем сегодня.
Поэтому так или иначе древним людям приходилось преодолевать морские просторы. Как им удавалось это делать - не совсем ясно. Но, по-видимому, эректусы, добравшиеся до Флореса, постепенно измельчали (законы естественного отбора, делающие изолированных на островах животных карликами по сравнению с континентальными родичами, работают и для людей).
Что касается Лусона, то там было дело так. Первую плюсневую кость невысокого человека, жившего 67 000 лет назад, нашли в 2007 году в пещере Кальяо. Авторы находки благоразумно оставили открытым вопрос о ее видовой принадлежности и продолжили раскопки.
Их многолетние труды не пропали даром. В августе 2011 года из пещерных отложений была добыта целая коллекция мелких, но информативных косточек: две фаланги пальцев ног, две фаланги пальцев рук, средняя часть (тело) бедренной кости юной особи, а также шесть зубов. Пять из них (два правых верхних премоляра и три правых верхних моляра) принадлежали одному и тому же индивиду. Это определили, в частности, по «притертости» зубов друг к другу. В июле 2015 года к коллекции добавился еще один моляр — тоже правый верхний, а значит, принадлежавший другому человеку. Поскольку бедренная кость принадлежала ребенку, а всё остальное — взрослым особям, можно заключить, что найденные косточки и зубы принадлежали как минимум трем разным индивидам. Две кости (найденную первой плюсневую кость и один из зубов) удалось датировать методом урановых серий.
10 апреля 2019 года группа учёных во главе с Армандом Михаресом из Университета Филиппин Дилиман опубликовала свои исследования в научном журнале Nature, назвав недавно идентифицированный человеческий вид, живший на острове Лусон по разным данным от 50 000 до 67 000 лет назад, Homo luzonensis.
Человек лусонский важен не только сам по себе, но и тем, что он значительно расширяет наши представления о возможности архаичных и ныне вымерших видов рода Homo. Дело в том, что остров Лусон, на котором расположена пещера Кальяо, давно был отделен от континентальной суши. Даже во времена оледенений, когда уровень моря заметно опускался, он оставался изолированным от материковой Азии. То есть предки человека лусонского, по всей видимости, попали туда совсем не пешком.
Преодоление морских проливов сильно отличается от форсирования даже самой большой реки. Группа исследователей во главе с Робертом Беднариком еще при попытке преодолеть пролив, отделяющий Флорес от остальной Индонезии, выяснила, что это крайне сложно сделать даже на плоту, который построен, исходя из современных знаний: течение в узких проливах этой части мира быстро сносит весельные плоты. У группы Беднарика получилось только с третьей попытки и только с заменой одного из гребцов, потерявшего сознание от перенапряжения прямо в открытом море (поэтому туристам в Индонезии лучше всё-таки не рисковать).
В то же время, скорее всего, предки лусонского человека высадились на этом острове очень и очень давно. В 2018 году на Лусоне были найдены каменные орудия труда и кости носорога, из которых с помощью этих орудий был извлечен костный мозг. Археологи не нашли поблизости человеческих костей, однако, судя по их возрасту, эти орудия, скорее всего, использовались представителями Homo erectus. Предположительно, в то же время, примерно 0,7–0,8 миллиона лет назад, они поселились на Флоресе, который находится не так далеко от Лусона.
Как предполагают современные антропологи, в условиях острова прямоходящий был сильно уничтожен, дав начало новым видам. В целом такие процессы характерны для жарких экваториальных климатических зон: экваториальные африканские пигмеи принадлежат к тому же виду, что и наши, но по росту близки к лусонскому человеку (1,2 метра) и Флоресу (чуть ниже Лусона). И это несмотря на то, что они были изолированы от других народов на порядок меньше времени, чем человеческие предки Лусона или Флореса были изолированы на островах.
Следует отметить, что эректусы подозревался в морской колонизации не только в Азии, но и в Европе. В 2010 году на Крите были обнаружены ашельские орудия труда возрастом от 130 000 до 700 000 лет. Кости, однако, поблизости найдены не были, но ашельская культура чаще всего ассоциируется с эректусами. Даже в эпоху сильнейшего оледенения Крит был островом. Таким образом, его колонизация также требовала пересечения морских проливов. Скорее всего, это была совсем не простая задача: группа того же Роберта Беднарика не смогла пересечь пролив без использования парусов (гребной плот слишком унесло течением) и на это у него ушло несколько дней. То есть прямоходящему, возможно, придется плавать по морю ночью. Обычно их считают относительно примитивным видом, но плавание под парусом и морская навигация являются признаками очень развитой технологии.
Открытия, сделанные в XXI веке, указывают на то, что более ранние представления об эволюции человечества были чрезмерно упрощены. Еще во второй половине XX века считалось, что в этом процессе все шло по порядку: один, более совершенный вид, сразу после своего появления сменяет другой. И так продолжалось до тех пор, пока не наступила эра разумных людей, которая быстро и уверенно распространилась по всему миру.
В фэнтези-мирах в пределах одной планеты можно встретить много разумных рас. Это могут быть привычные нам люди, эльфы, орки, гномы, нежить, крысолюды, люди-ящеры, русалки - вселенная той же DnD на самые разные разумные фэнтезийные расы очень богата. Так вот. В какой-то момент на Земле действительно дела обстояли так, что одновременно существовали несколько разумных видов. Правда, они все были на первобытном уровне развития и относились к роду человеческому. Но сам факт того, что параллельно, независимо друг от друга, развивались протоцивилизации разных видов человека - это очень интересно.
В те далёкие времена, 50-60 тысяч лет назад человек разумный обретался в Африке, Азии, Австралии, неандертальский человек — в Европе и Азии, денисовский человек — в Азии, а также два вида - "хоббиты", лусонский человек и флоресский — в своеобразных заповедниках на островах из Южной Азии. То есть в то время на планете одновременно может жить даже более пяти биологических видов людей. И кто знает, какие находки может принести следующий археологический сезон на каком-нибудь другом острове.