Найти тему
Невино, Недомино

Чем закончился сериал «Дом Дракона» и почему он хуже «Игры престолов»?

В новой экранизации книг Джорджа Мартина оказалось много крови, интриг и прочих элементов реальной жизни, но по сравнению с прошлым сериалом про Вестерос кое-чего не хватило.

Ставьте лайк и подписывайтесь на канал «Невино, Недомино», чтобы не пропускать наши новые публикации.

В октябре завершился показ первого сезона сериала «Дом Дракона» (House of the Dragon), о котором мы уже писали (здесь и здесь). Расскажем о сюжете для тех, кому лень смотреть десять эпизодов.

Главная интрига сериала строится вокруг противостояния внутри правящего дома Таргариенов. Король Визерис (Пэдди Консидайн), мудрый и уравновешенный правитель, не имеет сыновей и поэтому объявляет наследницей престола свою дочь Рейниру (Милли Олкок). После того как мать Рейниры умирает во время очередных родов, монарх берёт в жёны молоденькую красавицу Алисент (Эмили Кэри) — компаньонку и подружку его дочери. В итоге та рожает супругу долгожданных наследников-мальчиков, которые обычно и наследуют трон. Однако Визерис подтверждает, что королевой после его смерти станет Рейнира. Это порождает скрытую трещину в правящем доме, только и ждущую, чтобы вырваться на поверхность и привести к обрушению всей конструкции.

Пэдди Консидайн в сериале «Дом Дракона»
Пэдди Консидайн в сериале «Дом Дракона»

Ещё при жизни короля формируются две противоборствующие фракции. Первую возглавляет его жена Алисент, её отец и по «совпадению» правая рука монарха Отто Хайтауэр (Рис Ифанс, великолепно воплотивший образ искушённого в интригах, мрачноватого «серого кардинала»), а также сыновья правящей четы Эйгон и Эймонд. Во главе второй фракции встаёт дочь короля и наследница престола Рейнира, по ходу сериала вышедшая замуж за своего родного дядю Дэймона (Мэттью Смит), а также её сыновья-бастарды, которых она родила от рыцаря с сильной фамилией Стронг, потому что законный муж принцессы оказался геем.

Середина сериала ознаменована крайне странным ходом его создателей: чтобы отразить прошедшие годы, они заменяют исполнителей главных женских ролей — принцессы Рейниры и королевы Алисент. При этом актёры, играющие короля Визериса, его брата Дэймона, отца королевы Отто Хайтауэра и других важных персонажей, не меняются. Данный ход смотрится крайне нелепо, но на развитии сюжета никак не отражается.

Под конец сезона король Визерис, всеми силами пытавшийся сохранять мир в своей семье, умирает, и трещина тут же выходит наружу: прыткий Отто Хайтауэр объявляет наследником своего старшего внука Эйгона, и юношу быстренько коронуют в главном культовом сооружении столицы. Когда, несмотря на отсутствие газет и интернета, новость об этом всё же достигает принцессы Рейниры и её мужа, они начинают готовиться к войне. На стадии зарождения конфликта, который охватит огнём весь Вестерос, сезон и завершается.

Несмотря на то, что в изощрённости интриг и откровенности изображения секса и насилия «Дом Дракона» не уступает «Игре престолов», а временами и превосходит её, есть у нового сериала в сравнении с предшественником и существенный недостаток. Предыдущее воплощение вселенной Мартина отличалось, помимо прочего, удивительным разнообразием: мы видели столкновение множества влиятельных семей и отдельных персонажей, а также переносились в разные уголки сказочного мира, что создавало ощущение погружения в полноценную и автономную реальность. «Дом Дракона» в этом смысле сильно «обрезан»: по сути, мы видим только семейство Таргариенов, а все остальные аристократические дома показаны разве что в качестве «приложения». Единственное исключение, только подтверждающее правило — родственный Таргариенам дом Веларионов, представителей которого играют негры с белыми дредами (призванные при этом воплощать чистоту древней валирийской крови!). Если проводить аналогию с «Игрой престолов», мы видим только историю дома Ланнистеров (иногда носящих фамилию Баратеон). Никаких Старков или заморской кхалиси тут нет — а ведь именно они составляли главное очарование прошлого сериала.

Юэн Митчелл в сериале «Дом Дракона»
Юэн Митчелл в сериале «Дом Дракона»

Соответственно кругу действующих лиц ограничено и место действия: в основном всё происходит в дворцовых комнатах, так что «Дому Дракона» ощутимо не хватает «свежего воздуха» (не говоря уж о разнообразии пейзажей). Создатели пытаются компенсировать это с помощью драконов, но кого в 2022 году удивишь драконами — да и потом, человеку, как говорил Тарковский, нужен человек.

Помимо прочего, финал сезона слишком уж предсказуем: в течение восьми серий созревала гражданская война, и вот она вдруг разразилась! Помимо данного плода фантазии Капитана Очевидность, хотелось бы несколько более неожиданных поворотов сюжета (которыми «Игра престолов» была набита доверху).

В целом «Дом Дракона» — весьма качественный сериал, но перечисленные недостатки делают его право на существование несколько сомнительным. По крайней мере, в том мире, где мы хотим от искусства чего-то нового, а не всего лишь бесконечного тиражирования удачных форм.