XVIII столетие вошло в историю культуры, как век разума или, как эпоха Просвещения. Главной становится мысль о создании идеального общества граждан думающих, свободных и справедливых. К середине XVIII века заканчивается время Вивальди, Баха и Генделя. А с ними уходит в прошлое музыкальное барокко, с его сложным полифоническим стилем и чрезмерной патетикой. Идейные запросы Просвещения остро нуждаются в новом музыкальном языке.
В моду входит классицизм - стиль рациональный, обращающий зрителя к идеалу, совершенству, как внешнему, так и внутреннему. Город Вена – музыкальная столица Европы того времени. Здешний воздух пропитан музыкальными идеями. Сюда стремились все - композиторы, музыканты, исполнители. А город приветливо встречал их и осыпал вниманием самых достойных из них.
Сам австрийский император Иосиф II был музыкантом-любителем и главным из множества меценатов. Именно с Веной связана жизнь трёх гениев музыки, чье творчество ярче всего выражает идеи эпохи. Это Франц Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт и Людвиг ван Бетховен. Эти композиторы вошли в историю культуры как «венские классики».
В их творчестве утвердились характерные черты классической музыки: строгая форма, логика и ясность гармонии, простые и запоминающиеся мелодии. Всё это стало основой универсального музыкального языка, позволяющего выражать самые различные идеи – от простых бытовых, до сложных философских.
С именем Йозефа Гайдна – старейшего из венских классиков, связывают фундаментальный вклад в развитие музыкального искусства - создание классического симфонического оркестра. Великий австрийский музыкант, большую часть своей творческой жизни, работал композитором и руководителем оркестра при дворе князя Павла Антона Эстерхази – большого ценителя музыки. Это дало возможность Гайдну, словно учёному в своей творческой лаборатории, экспериментировать с составами инструментов.
И как ученому, ему принадлежит гениальное «открытие» - симфонический оркестр, звучащий, как единое целое. Классический симфонический оркестр объединил все виды известных в XVIII веке светских музыкальных инструментов. Каждый из них обладал уникальным голосом – тембром. Гайдн определил место каждого инструмента в пространстве ансамбля и добился совершенного звучания.
Обладая обширными возможностями и богатым инструментарием, Гайдн постоянно работал над усовершенствованием музыкальных форм, отвечающих идейным запросам своей эпохи. Не случайно Франца Йозефа называют ещё и «отцом симфонии» или сонатно-симфонического цикла. Симфония оказалась универсальным жанром, способным выразить сложнейшие философские мысли о человеке и окружающем его мире.
Музыка Гайдна - ярчайший пример представления классиков о смысле жизни. Все произведения композитора отмечены строгой логикой формы и приверженностью правилам, но при этом они отличаются удивительной лёгкостью, искрятся юмором и светом. В каждом из них радость бытия, вера в Разум, в Человека, в возможность достижения обществом светлых идеалов.
Таким же светом и ощущением радости жизни дышит почти вся музыка Вольфганга Амадея Моцарта. Его гений удивителен. Настоящий вундеркинд, он научился виртуозно играть на различных инструментах, стал писать музыку и получил всеевропейскую известность уже к шести годам. Однако ранняя слава и признание не сделали жизнь композитора безмятежной и счастливой. Легкомысленное существование и слабое здоровье, привели Моцарта к ранней смерти, в возрасте 35 лет.
Однако за столь короткий жизненный срок он написал более 600 произведений в самых разных жанрах. Полнее всего гений его выразился в симфониях и операх. Но все же страстью была именно опера. Именно в оперном творчестве, он, сам того не подозревая, стал новатором. Герои его спектаклей перестали быть шаблонными персонажами. Это живые люди со сложными и противоречивыми характерами.
В традициях того времени, общепринятым языком оперы был итальянский. Моцарт смело отошел от традиции. И многие из его опер, а величайшая из них «Волшебная флейта», написаны на немецком. Росчерком пера он открыл путь к созданию национальных опер, сделав этот жанр доступным для всех.
Музыка Вольфганга Амадея - отражение его легкого характера. Она полна оптимистическим настроением. Мелодии пленительны, гармонии чисты и совершенны. Однако почти в каждом произведении за внешней лёгкостью и изяществом чувствуется головокружительная глубина, в которой скрываются страх и тревога.
В творениях Моцарта жизнь и смерть сосуществуют друг с другом и находятся в пугающей близости. При этом жизнь неизменно побеждает. А тревоги и страхи из глубин сознания – это всего лишь химеры. Они слабее чистого разума.
Совсем иные чувства рождает творчество последнего из венских классиков - Людвига ван Бетховена. С детства жизнь была к нему сурова. Он должен был всего добиваться тяжёлым трудом, и без чьей-либо помощи. Когда Людвигу было 19 лет, во Франции разразилась буржуазная революция. Её идеи были с восторгом приняты молодым композитором. Революционный пафос, борьба за свободу и справедливость станут важнейшей темой его творчества.
Тяжелым ударом для Бетховена стало заболевание, лишившее его слуха. В этот период к нему приходили мысли о самоубийстве. Однако волевой характер и, конечно же, музыка помогли композитору справиться с отчаянием. В своем творчестве Бетховен воплотил философию постоянной борьбы за жизнь, воспевая силу разума и духа. Это путь «от мрака к свету», «через тернии к звёздам», «через борьбу к победе». Выдающимся вкладом композитора в мировую культуру стали 32 сонаты для фортепиано.
Музыковед Борис Асафьев писал о них: «Сонаты Бетховена, в целом, — это вся жизнь человека. Кажется, что нет эмоциональных состояний, которые так или иначе не нашли бы здесь своего отражения, нет душевных конфликтов, которые не преломились бы здесь...». За самыми известными из бетховенских сонат закрепились собственные названия: восьмая - «Патетическая», четырнадцатая - «Лунная» и двадцать третья - «Апассионата».
Бетховен считается первым композитором, сделавшим фортепиано ведущим сольным инструментом, открывшим его возможности для последующей музыкальной культуры. Музыка Бетховена – это патетика и мощь. Сильный несгибаемый темперамент композитора, увлекает слушателя с первых же нот.
Героические forte сменяются неожиданными piano. Пронзительная, глубокая, чувственная лирика чередуется с драматическими моментами, насыщенными движением, энергией и силой. Девять симфоний Бетховена для мировой музыки бесценны. Наиболее популярны пятая и девятая.
О теме вступления симфонии номер пять, сам Бетховен сказал, что «так судьба стучится в дверь», но во власти человека встретить ее и устоять под напором тягот и невзгод. Девятая симфония может считаться манифестом, квинтэссенцией идей Просвещения.
В финале звучание оркестра дополнено хором, исполняющим «Оду к Радости» - гимн на слова Шиллера. Музыка призывает к единству, братству и счастью. Духовное родство всего человечества и общие усилия приведут к счастливому будущему всей земли.
Сегодня «Ода к радости» является официальным гимном Европейского союза. В музыке Бетховена, личное всегда является частью глобального, он заставляет ощущать движения почти вселенского масштаба.
Предельная эмоциональная выразительность, глубина и напор сильных чувств в музыке, делает Бетховена отличным от других композиторов, принадлежащих классической школе. Своим творчеством он словно проложил дорогу романтизму - следующей эпохе в европейском искусстве.
Гайдн, Моцарт и Бетховен - «Венские классики» - три бессмертных гения, чье наследие стало важнейшим вкладом в культуру человечества.