Недавним уже тёмным осенним вечером удалось попасть на интереснейшую выставку, посвященную провинциальному русскому портрету 18-19 вв. Картины были привезены из разных самых музеев и галерей.
Имена многих художников, впрочем как и их моделей, канули в неизвестность. Но лица и фигуры, наряды и украшения остались на полотнах. И мы можем заглянуть им в глаза, попытаться угадать характер и судьбу.
Первая часть выставки представлена купеческими портретами. До чего же интересно рассматривать их позы, наряды и прически. В те времена еще не было фотографий. Да и портреты рисовали не каждый день. Иногда всего лишь раз за всю жизнь. Поэтому готовились долго и старательно, доставая из сундуков лучшие одежды и самые дорогие украшения.
Некоторые дамы дабы продемонстрировать богатство и важность своей семьи надевали все лучшее сразу.
Вот здесь, например. Как жаль, что пальцев на руках всего десять.
Еще одна такая состоятельная купеческая модница.
Мужья тоже старались не отставать. Им хотелось остаться в памяти потомков серьезными деловыми людьми, которых ценит и начальство.
Некоторые всячески старались запечатлеть свою образованность и значимость.
Вот на этом портрете сразу проникаешься доверием к знаниям и деловым качествам Силы Васильевича, понимая, что под его руководством и дом построят, и кораблик на воду спустят.
К середине 19 века богатых купцов становится все сложнее отличить от дворян. Но и в 18 веке были такие.
Например, Федор Федорович Гундорев бороду и усы брил, волосы стриг на принятый в дворянской среде манер, да и одевался совсем не по-купечески.
А вот жена все же одета в сарафан и национальный головной убор (кажется, повойник). До чего же они красивы!
В николаевские времена уже и жены не отстают от супругов. Модные фасоны платьев, дорогие кашемировые шали, чувство меры в отношении ювелирных изделий.
Хотя справиться с искушением и не надеть на лебединую шею нити жемчуга не всем удаётся.
Муж последней дамы тоже был заправским модником. Одна челка чего стоит! Интересно, неужели так и ходили?
А вот здесь какой же красавчик с завитыми кудрями нарисован. Почти Евгений Онегин.
Детей тоже изображали в модных одеждах. Правда, что-то стариковское проглядывается в этих старинных портретах.
А вот, глядя на эту женщину, кажется, что жизнь ее была нелёгкой и грустной. Хотя, конечно, все могло быть иначе.
Все эти люди когда-то тоже ходили по нашей земле, радовались и грустили, любили и ненавидели. И каждый из них в своё время ушёл в небытие. Как же хорошо, что остались их портреты. Не зря девизом выставки стала фраза "Смотри на меня - я есмь".