Дэвид Финчер - ещё один известный режиссер, который перешёл в кинематограф при помощи работы в различных клипах и рекламе. Он известен прежде всего тем, что хорошо работает с адаптациями. Большинство его работ - это экранизации книг или реальных событий, которые зрители и иногда критики возвышают по сравнению с первоисточником. Но дебютный фильм режиссера столкнулся с кучей печально известных проблем. "Чужой 3" стал разочарованием для многих фанатов, который увяз в пересъемках и работе в монтажной, что Дэвид Финчер на полном серьезе закончить с кинокарьерой. Помог ему передумать хороший друг, напоследок предложивший снять культовый триллер "Семь", который в представлении не нуждается. В дальнейшем постановщика ждала весьма плодотворная карьера. В периоде с конца 00-ых до середины 10-ых у Финчера открылось второе дыхание - он практически каждый год выпускал по новому отличному фильму. Черту под плодотворным периодом подвел 2014, когда режиссер выпустил "Исчезнувшую", а после на долгие годы пропал с радаров. В 2020 наконец-то он выпустил свой 11 фильм под дистрибуцией Netflix, снятый по сценарию отца Дэвида. В 2023 вышел "Убийца". К 2024 планируется выпустить триллер "Нэсс" с Мэттом Деймоном и Кейси Аффлеком. Я решил расставить все фильмы режиссёра от худшего к лучшему, но объективно, использовав 4 крупнейших сайта о кино - КиноПоиск, IMDb, Rotten Tomatoes и Metacritica. Последние два - сайты критиков, которые часто недооценивают или переоценивают фильмы, так что формула расчета будет выглядеть так: (КП+IMDb+(RT+M)/2)/3
12. Чужой 3 (1992), (69+65+(45+59)/2)/3=62.0
Я, как безумный фанат первых двух фильмов Ридли Скотта и Джеймса Кэмерона, перед просмотром триквела от режиссера многих культовых фильмов возлагал на это кино огромные ожидания. Конечно, у третьего фильмы были свои защитники, кому-то он да понравился, но только не мне. Я просто не могу принять эту историю. Для меня эталоном в серии всегда были именно что "Чужие", где в компанию к Рипли добавились Хикс и девочка Ньют. Эти персонажи были чудесными и в конце второго фильма вместе с Эллен улетели в закат, чтобы на третьем фильме мы узнали, что они глупо погибли во время крушения. Лично для меня только этот факт уже уничтожил фильм, потому что такой поворот событий сделал события "Чужих" бесполезными. Нельзя не упомянуть и сюжет. Какие-то банальные побегушки по тюрьме в открытом космосе от убогой компьютерной модельки культового монстра. Также сказалась на общем качестве и простота этой истории. Что Скотт, что Кэмерон продвигали в своих фильмах не только экшен и саспенс, но и какой-никакой посыл. "Чужой 3" же потерял любые намеки на историю в духе предыдущих фильмов. Это такой экшен-триллер в замкнутом пространстве, где от каждого второстепенного и неинтересного персонажа избавляется Чужой. Сказать, что я остался разочарован от фильма, - это ничего не сказать. Это невероятно пустой фильм, где не только выстроенная история не выдерживает никакой критики, триквел еще и насмехается над предыдущим фильмом, что, я считаю, непростительно. И даже как атмосферный триллер и хоррор картина не работает. Тут нет персонажей, за которых можно ухватиться, - даже Рипли превратилась ни пойми в кого. По-моему, в целом получилось просто отвратительное кино, которое вообще не имеет права существовать.
11. Комната страха (2002), (73+68+(75+65)/2)/3=70.33
Для Дэвида Финчера никогда не было проблемой нагнать триллера - у него большинство фильмов сняты в таком жанре. Но "Комната страха" стала единственным триллером Финчера в замкнутом пространстве ( не берем "Чужого 3" в расчет, чисто технически это кино продюсерское, где постановщик ничего не решал) . И, если судить по оценкам, то это худший фильм режиссера по мнению западных зрителей, КиноПоиск тоже остался от фильма не то чтобы в восторге. Что могло пойти с такой историей не так, это вопрос. Можно отметить, что Комната выходила сразу за "Бойцовским клубом", что определенно сыграло свою роль при просмотре. Также нельзя не отметить, что фильм имеет довольно интересную концепцию, которую слишком трудно логично реализовать для полнометражного фильма с хронометражем под 2 часа. Короткий метр - да пожалуйста. Но вот полный вызвал у многих зрителей вопросы, закономерно получив плохие рейтинги в карьере отличного режиссера. Мне же ровным счетом нет дела до во всех смыслах логичности в построении фильма. Если это нарушение физики в "Форсаже" - перебор. Если такой-то персонаж поступает несвойственно себе - плохая сценарная работа. Если же это сюжетная дыра или искусственное подстраивание событий под сюжет, то мне чаще всего плевать. Главное, чтобы шалость авторов удалась и необходимый прием сработал. И "Комната страха", на мой взгляд, с этим справилась. Если фильм умудряется с такой концепцией не надоесть, то он как минимум хоть что-то делает правильно. Финчер в своей карьере, надо сказать, любит долгие фильмы под 3 часа, по сравнению с которыми "Комната страха" кажется легким пшиком. Но все равно фильм довольно быстро разгоняется и не отпускает весь хронометраж. Семейка быстро попадает в ту самую комнату, после чего начинает активно взаимодействовать с преступниками. И эта часть вышла весьма напряженной и атмосферной. И это напряжение не сходит до самого конца, что неплохо выдает талантливость постановщика, несмотря на какие-то ляпы или дыры сюжета. В целом получился весьма качественный триллер, который совершенно точно не что-то выдающееся в карьере Финчера, но качественное, 7 из 10.
10. Убийца (2023), (67+68+(85+73)/2)/3=71.33
Шесть лет до 2020 Дэвид Финчер ничего полнометражного не снимал, но для Netflix вдруг выдал "Манка" по сценарию своего отца. Как оказалось, сотрудничество со стримингом режиссёру понравилось, так что спустя 3 года у него вышел новый проект с Майклом Фассбендером и баснословным бюджетом в 175 млн долларов. Я уже косвенно касался этого на обзоре фильмов Apple, где Скорсезе и Скотту выделили по 200 млн для авторского фильма. Что, наверное, хорошо, но, как можно заметить, не то чтобы прям способствует качеству проектов. Творческое видение, очевидно, за режиссёром, которому немного не хватает студийного контроля. По оценкам зрителей "Убийца" уже стал худшим у Финчера. Но, благо, длится кино всего 2 ч, а не долбанных 3,5. Вообще, мне кино понравилось, так что я посредственный приём картины не рпзделяю. Далеко не лучший проект постановщика, но во многом занятный. Его главная проблема, пожалуй, в том, что он не показывает ничего нового. Это очередной банальный философский триллер про молчаливого мудака с принципами и вечно кислой моськой, который бродит за своими жертвами, чтобы томно на них посмотреть и чуток задушевно поболтать. Режиссёрски сцены поставлены круто, но многие получились слишком заезженными. Ну и это снова фильм с гигантским бюджетом, где вложенных денег не видно. В фильме одна непродолжительная драка, а всё остальное - и сцены убийства - максимально камерное. Графика, кстати, местами-таки проглядывается. Самая приятная штука фильма в постановке Дэвида Финчера. Зная маниакальность Финчера к сотням дублей, я был настроен на крышесносную картинку, и в "Убийце" он добился идеала. Постановка отдельных сцен просто великолепна, картинка очень сочная, а операторская работа с манией сделать из каждого кадра произведение искусства шикарна. Постановочно, пожалуй, это один из самых искусных фильмов 2023. Отдельного внимания стоит и игра со светом. В общем, визуально кино безупречно, хотя никаких великих сцен с неповторимым окружением не демонстрирует. В касте стоит упомянуть только Майкла Фассбендера, так как остальные актёры, даже Тильда Суинтон, существенной роли не играют. Примерно все 2 ч мы наблюдаем за томными молчаливыми хождениями и наблюдениями Майкла Фассбендера, регулярно говорящего что-то закадровым текстом. Образ его не назовёшь каким-то уникальным или шибко самобытным - таких персонажей было много, этого выделяет разве что харизма Фассбендера. В озвучке Ильи Исаева персонаж смотрится даже выигрышнее. Триллер в фильме также очень хорош. Всё-таки это главный жанр для Финчера, так что тут было бы странно видеть плохой результат. Даже в банальных сценах топовая постановка спасет дело. Экшена тут на одну драку Фассбендера с качком. Сцена эта, наверное, будет самой эффектной за фильм. Было действительно круто, как будто бы не хватало максимально приземлённой и в то же время жёсткой потасовки в последнее время, а Дэвид это исправил. Как понимаете, в целом кино мне понравилось. Несмотря на некую вторичность, было вполне себе интересно, да и философия главного героя не всегда попахивала банальщиной. По крайней мере в финале он приходит к неожиданному выводу. Триллер и около-экшен способны затмить не самую блестящую историю, которую Финчер старался максимально замаскировать топовой режиссурой. Не шедевр, но кино крепкое, 7-7,5 из 10.
9. Манк (2020), (71+68+(83+79)/2)/3=73.33
Удивительным образом в 2020 прямиком на Netflix всё-таки выпустил свой одиннадцатый проект, снятый по сценарию его отца. Захватывает сценарий период из жизни сценариста фильма "Гражданин Кейн", который после станет культовым. И хотя я не люблю, когда столь востребованные режиссёры снимают драму по реальным событиям, но в прочтении Финчера история Манкевича была интересной. Прежде всего кино подкупает необычным визуалом, поскольку постановщик всегда любил экспериментировать над картинкой, а также игра Гари Олдмана. Актёр в последние годы что-то подутих, я видел его только в слабых ролях в не менее слабых боевиках. Но в хорошей драме Олдман показал себя круто. Удивлением для меня стало то, что зритель картину режиссёра практически проигнорировал. Серая зона на IMDb для чисто разговорного проекта под премии - не самый лучший результат. Критики же, относящие к Финчеру довольно прохладно, в этот раз кино очень хвалили, что переросло в 10 номинаций на премию Оскар. Но и их восторга я не понял, потому что фильм хороший, но не настолько. Это просто качественная биография, снятая в интересном стиле. Здесь нет каких-то откровений или мощного посыла - просто хорошая драма, 7 из 10.
8. Загадочная история Бенджамина Баттона (2008), (81+78+(71+70)/2)/3=76.5
А режиссером этого проекта выступил Дэвид Финчер. Хотя эта персона является в Голливуде очень значимой, но картины его в прокате, как правило, проваливаются, соответственно, большие бюджеты доверять ему не стоит. Но Бенджамин Баттон стал тем самым исключением, на котором Финчеру не только выдали 150 млн долларов, но и возрастной рейтинг снизился до PG-13. Баттон заметно выделяется из всей карьеры режиссера. Финчер знаменит триллерами с далеко не самым счастливым концом. Его работы отличаются мрачностью, жестокостью. И хотя Бенджамин сохранил отголоски всего этого, но в целом история воспринимается скорее теплым и жизненным приключением. Пусть в фильме не выражена типичная режиссерская жестокость, но картина берет своей историей. Концепт человека, рожденного стариком, постепенно молодеющим, звучит очень круто. И помимо истории и персонажей спасает дело именно что режиссура Дэвида. Я не раз сетовал на то, что не люблю затянутые под почти 3 часа фильмы. Во время просмотра мне бывало откровенно скучно, а после я говорил, что кино вроде бы классное, но большой хронометраж подпорчивает впечатление. Но есть такие индивиды, где огромный хронометраж не чувствуются. И Дэвид Финчер в своей карьере обладает даже ни одним подобным фильмом. К таковым я бы отнес "Исчезнувшую", "Зодиак" и "Загадочную историю Бенджамина Баттона". По части визуала картина действительно стоящая. Все приключение снято красиво, много живых съемок, но победа за Лучшие эффекты слегка меня удивила. Графика в целом хромает, особенно дело касается лица Брэда Питта. И по итогу я бы не сказал, что картина действительно выглядит на свои 150 млн. В номинациях были два фильма по комиксам: "Темный Рыцарь" и "Железный Человек". Они уж точно заслуживали победы гораздо больше, хотя хорошо хоть то, что Финчер единственный раз выиграл в этой номинации. Ну и "Загадочную историю Бенджамина Баттона" я бы назвал очень качественным фильмом с прекрасной историей и персонажами, что, я считаю, с лихвой окупает такой себе визуальный ряд.
7. Игра (1997), (83+77+(78+61)/2)/3=76.5*
Для фильмов Финчера не только характерна похожая атмосфера, приверженность к одному жанру, но и иногда злоупотребление интересной концепцией. А в случае с историями, которые не основаны на книгах или реальных событиях, это еще более выражено. И "Игра" - это прям классический развлекательный фильм категории А+ для приятного времяпрепровождения. Скучная офисная крыса, которая перестала радоваться жизни, по наставлению брата подписывается на участие в игре, что вернет былые ощущения и подбавит адреналину. И на этой картине Финчер прям оторвался по полной со стороны режиссуры. Такая классная картинка в купе с максимально напряженной историей, преподносящей поворот за поворотом, создают блестящий триллер для на первый взгляд довольно незатейливого фильма. Но со временем простой сюжет компенсируется классным триллером, экшеном и даже хоррором. Фильм отлично совмещает в себе многие элементы боевика-погони и хоррора с убийцей и жертвой-главным героем. Картины Дэвида Финчера не назовешь легким "чтивом" на вечер, ибо большинство из них сложные и весьма глубокие, а также затрагивают такую степень человеческих отношений, что ни с кем разговаривать не захочется. "Игра", с одной стороны, делает похожие вещи, но за счет выведенного в название слова не воспринимается максимально серьезно с учетом знания финала. Весь фильм смотрится очень бодро и напряженно, но от других фильмов режиссера его отличает более гуманный подход к персонажам, более однозначная мораль и более массово-зрительский подход, 8 из 10.
6. Девушка с татуировкой дракона (2011), (77+78+(86+71)/2)/3=77.83
С "Девушкой с татуировкой дракона" Дэвид Финчер решил явить всему миру актерское мастерство Дэниэла Крейга, которого не отпускало амплуа Джеймса Бонда, и Руни Мары, игравшей в разного рода слэшерах. Картина, как водится, основана на книжном первоисточнике. В этот раз можно даже сравнить европейскую и голливудскую адаптацию произведения. Я же, каюсь, не смотрел шведскую версию с Нуми Рапас, но из-за каста посмотрел ленту Финчера одной из первых в его карьере. Я обожаю Крейга. По-моему, блестящий актер, который редко светится в громких фильмах или отличных драмах. Так что "Девушка с татуировкой дракона" или "Достать ножи" на вес золота в его карьере. Актер решил сняться в излюбленном детективном проекте у любителя поснимать детективы с размахом. Позже сюжет занес персонажа актера в холодный неуютный домик где-то на отшибе, что было одним из моих любимых элементов всякого триллера. Герой зациклился на своем расследовании, так что теперь вынужден проводить холодные ночи в бедном и не менее холодном домике в одиночестве. Для меня это была прекрасная часть ленты, которая довольно быстро закончилась. В остальном же нас ждет, ну, довольно-таки грязная, хоть и неплохая драма. Фильм, можно сказать, разбивается на две сюжетные линии - детектива-Крейга и девушки-Мары. И вот ветка Крейга прям хорошая. Атмосферная, мрачная и холодная - чистый Финчер в лучшем своем проявлении. С Руни Марой - ну не знаю. Довольно прямолинейная и примитивная ветка. Да и героиня Мары мне не понравилась. Ну и детективная линия была испорчена. В этот раз главного серого маргинала нам показывают по ходу развития, а я такое люблю. Можно вместе с главным героем начинать анализировать происходящее - и с героем ассоциировать себя проще, и самому можно дойти до итога. Но "Девушка с татуировкой дракона" свою детективную линию, что максимально странно для режиссера уровня Финчера, сливает сразу, из всей своры подозреваемых в каст добавляя только одного известного актера. И когда долгожданная развязка наконец случается, то не происходит ничего, кроме разочарования. От этого смазывается и общее впечатление, поэтому фильм в целом воспринимается просто средним, 6 из 10.
5. Зодиак (2007), (73+77+(90+78)/2)/3=78.0
Дэвид Финчер для своих фильмов всегда привлекает настоящих мастеров актерского ремесла, каждому из них давая непосильное задание, после чего даже такие мастодонты вроде Брэда Питта с уже имеющимся багажом отличных ролей получают чуть ли не самую лучшую, а в последствии и знаковую. "Зодиак" может похвастаться сразу тремя блестящими актерами на более менее основных ролях, которых в 2022 можно назвать даже суперзвездами. Но в 2007 вся троица золотой не была - Дауни только восстанавливался, Руффало участвовал преимущественно в независимом кино, хотя Джилленхол уже тогда неплохо прославился. Но поучаствовать в фильме режиссера того самого "Бойцовского клуба" все равно было престижно, так что для всех троих "Зодиак" в случае успеха мог стать отличным толчком. И хотя в прокате фильм, как обычно у Финчера, провалился, но понравился зрителям и неожиданно был облизан критиками. Я же в случае с "Зодиаком" могу сказать, что он мне очень-очень понравился. Я всегда любил крепкие детективы с хорошими актерами, а тут к ним Финчер в качестве постановщика добавился. И нотки режиссера тут действительно очень ярко проглядываются. "Зодиак" очень соотносится с детективом "Семь". Здесь очень похожее развитие событий, разве что тут уже не напарники стоят во главе истории. В "Зодиаке" балом правит Джейк, который в этом образе мне очень импонирует. Относительно антагониста лента, правда, не столь выделяется по сравнению с фильмом Питта и Фримана. Тут маньяк служит просто активатором сюжета, но ровным счетом ничего не делает для главных героев. Он творит свои дела, а Джилленхол затем их расхлебывает. В этом, мне кажется, состоит весомый минус картины. Но в каком-то смысле это интересная новая интерпретация маньяка на экране. Уже привычно, что злодей и герой связаны между собой, тут их ничто не объединяет, что интересно. Злодея нам так и вовсе до самого конца толком и не показывают - лишь его действия. Основной хронометраж забирает на себя Джилленхол. И это один из немногих фильмов под 3 часа, который умудрился мне не наскучить. "Зодиак" действительно держит в напряжении и не отпускает до самого конца. Это примерно такой же крепкий триллер и детектив, как и "Семь", где отменная режиссура и что-то новаторское. Ну и еще фильм, можно сказать, создал Джилленхола и Дауни-младшего для России. Именно здесь впервые актеров озвучили Михаил Тихонов и Владимир Зайцев соответственно. И в целом "Зодиак" мне очень понравился - определенно один из лучших картин постановщика, 8,5 из 10.
4. Семь (1995), (83+86+(82+65)/2)/3=80.83
Не секрет, что после неудачи с триквелом "Чужого" Дэвид Финчер хотел бросить работу в Голливуде, пока не прочитал сценарий "Семи". К 1995 году вышло уже порядочное количество фильмов про маньяков, которые либо психически нестабильны, либо воображают себя мессиями. И "Семь" в перспективе явно не казался беспроигрышным вариантом получить шедевр и кассовый хит - кроме известных актеров на главных ролях за спиной у картины ничего не было. В какой-то момент персонаж Брэда Питта даже неприкрыто отсылался на Клариссу Старлинг из не менее культового "Молчания ягнят". Но проблема в том, что я никогда не понимал такие фильмы. Весь хронометраж нам предлагают от третьего лица наблюдать за результатами деятельности маньяка, выводя на первый план одного или двух детективов, которые это дело разгребают. При этом маньяка нам вообще не показывают - только детективов. Они стараются каким-нибудь образом разоблачить негодяя, но не выходит - чаще всего им либо тупо везет, либо злодей сам себя выдает. В карьере Финчера есть детектив со злодеем, который, можно сказать, никак не задействуется - это уже всплывавший "Зодиак", который мне понравился за счет необычного подхода. Там нам предлагали взглянуть на историю с трех разных ракурсов: профи, любителя и журналиста. "Молчание ягнят" мне тоже понравилось - и тоже за счет оригинального подхода. Заключался он в персонаже Энтони Хопкинса, который был маньяком, благодаря своему опыту он, так скажем, наставлял главную героиню, которая сама пришла к разгадке. В "Семи" же герои час к ряду бегают по местам преступления, обдумывая, что таким образом хотел сказать убийца, каковы будут его следующие действия. Если вычеркнуть из фильма одну ( или даже все) сцены с выявлением преступлений Джона Доу, то сюжет ничего не потеряет. Уильям и Дэвид не сделали ничего полезного. Злодей сам поймался - ни Морган Фриман, ни Брэд Питт не сделали ничего. И так как я люблю не оценивать культовые фильмы по достоинству, то к это статье я даже пересмотрел несколько фильмов режиссера, включая и "Семь". Я был немножко разочарован в операторской работе картины, хотя режиссура и визуал в целом мне понравились. Но ровным счетом я никак не поменял свое мнение о фильме. Он так и остался таким же, с позволения сказать, несвязным и местами несколько пустым. В начале меня зацепила ровно одна сцена, где Фриман посетил семейство Питта и Пэлтроу. В фильме просто нет новаторства. Это качественно сделанный триллер с неплохим напряжением, но детективная составляющая мне не очень понравилась. Думаю, фильм приняли столь хорошо из-за концовки - но просто не хэппи-энд не сочтешь новаторством. Надо признать, что со вторым просмотром я даже сильнее проникся к Брэду Питту, а восхитительная музыка стала нагнетать еще сильнее. Эта сцена была великолепна, но ради нее одной я не назову фильм шедевром. "Семь" в целом все равно весьма качественный триллер, а название полностью оправдывает итоговый балл - 7 из 10.
3. Исчезнувшая (2014), (80+81+(88+79)/2)/3=81.5
Последним фильмом, подведшим черту под эпохой "регулярного Финчера", стала "Исчезнувшая", где режиссер решил сделать настоящими актерами Бена Аффлека и Розамунд Пайк. И в этот раз мне уже не хочется брюзжать по поводу того, что Финчер сделал неправильно вот то и вот это - на самом деле картина мне очень даже понравилась. Тема любовных отношений никогда не была краеугольным камнем работ Финчера. Более менее всегда личная жизнь персонажей в фильмах постановщика оставляла желать лучшего - исключением стали лишь "Семь" ( где, наверное, даже несмотревшие знают финальный твист) и "Загадочная история Бенджамина Баттона", где тоже все не слава богу ( хотя, в "Девушке с татуировкой дракона" тоже что-то такое было, но все-таки вскользь - кроме концовки я какого-либо взаимодействия между Крейгом и его женушкой не припомню). В общем, женатая пара полноценным появлением в лентах Финчера была обделена. И когда постановщик возымел желание экранизировать бестселлер в жанре триллер, где главными действующими лицами являются супруги, то это явно вызывает интерес. И "Исчезнувшая" буквально с самого начала заявляет классный конфликт и понятную проблематику. И дальнейшее развитие сюжета продолжает удивлять - кино сразу же рушит все банальные шаблоны, делая все весьма и весьма оригинально. Также мне нравится, что фильм не дает однозначного ответа - кто герой сей истории, а кто - злодей. Повествование стартует с закадрового голоса жены, что может намекать на то, что создатели будут на ее стороне, а мужа загнобят или сделают негодяем. Но с продвижением истории можно сопереживать и Аффлеку, и Пайк. Можно понять как его, который влип в историю из-за скандальных отношений с женой, и ее, которая поступила, возможно, единственно верным для нее способом, чтобы однажды суметь вновь стать счастливой. Истории про маньяков и детективов плохи тем, что там у нас есть бескомпромиссно добрый герой, на стороне которого симпатии зрителей, и бескомпромиссно злой, от которого зрителя ужаснутся или возненавидят. "Исчезнувшая" же предлагает зрителю выбор между любимчиком, что я очень ценю, ведь никто не идеален. Также не могу не отметить, что со стороны интриги, напряжения, сюжетных поворотов это один из самых насыщенных фильмов Финчера, который не отпускает до конца просмотра. Так что да - это еще одно кино, где огромный хронометраж пролетает незаметно. Ну и в целом это мой самый любимый фильм режиссера, 9 из 10.
2. Бойцовский клуб (1999), (86+88+(79+66)/2)/3=82.16
Вот такой вот поворот, но стараниями критиков этот, возможно, главный шедевр в карьере Финчера не смог попасть на 1 место, хотя конкуренции, казалось бы, сильной нет. "Бойцовский клуб" - это такой очередной классический фильм постановщика. Снялись в ленте невероятно крутые актеры - Брэд Питт так и вовсе благодаря Дэвиду регулярно вновь влюбляет себя зрителей, открываясь с разных сторон. В основе лежит культовый книжный первоисточник - еще и экранизацию многие называют превосходящей оригинал. Но я, как самая лучшая обезьяна в джунглях, снова другого мнения. Мне лента категорически не понравилась - более того, это мой самый нелюбимый фильм постановщика ( "Чужого 3" не считаю за его фильм). Вот, в случае с "Семью" я могу понять культовый статус проекта, хоть этого и не делаю. Нельзя отменить игру актеров, режиссуру, визуал и т.д. "Бойцовский клуб" же держится ни на атмосфере, а на истории и посыле в частности, которые мне, хоть ты тресни, не нравятся. Окей, может быть, я весь из себя такой оптимист, но считаю посыл этой картины в корне неверным, поэтому мне не близки персонажи, поэтому плевать на историю. Также некоторые сюжетные линии мне тоже совершенно не нравятся. Весь этот кусок с подпольными боями без правил мне тоже совершенно не понравился. Финал с этими взрывами небоскребов туда же. Хороших сцен в "Бойцовском клубе" для меня набралось не очень много - 2-3 от силы. И то они завязаны на юморе, которого не очень много. Но в целом мне фильм не понравился от слова совсем.
1. Социальная сеть (2010), (77+78+(96+95)/2)/3=83.5
Вспоминая о карьере Дэвида Финчера, первым делом все наверняка вспомнят "Бойцовский клуб", "Семь", "Игру", "Исчезнувшую", но никак не "Социальную сеть". Фильм однозначно хорош и в карьере режиссера занимает значимое место ( он хотя бы впервые удостоился однозначно теплого приема от критиков), но это просто хорошая работа и не более того. Вообще, для меня этот фильм долгое время был единственным неотсмотренным в карьере Финчера. И, посмотрев его, я удивился, как этот фильм снят. Режиссер лично у меня всегда ассоциировался с атмосферой, невероятным визуалом и очень характерной режиссурой. "Социальная сеть" же снята как-то слишком статично. Весь фильм сводится к переходу от крупного плана к общему, от лица одного персона к лицу другого. В какой-то момент я даже испугался, что все фильмы Финчера сняты в такой манере, поэтому и решил устроить себе финчеровский марафон. Моя главная претензия именно к тому, как выполнена операторская работа. Примерно такой же уровень был в "Матрице: Воскрешение", где вся операторка состояла в переходе от одного лица к другому. История же, как и Бенджамин Баттон, максимально не финчеровская - на что подталкивает столь редкий рейтинг PG-13. Это был первый и до 2020 года единственный байопик в карьере режиссера, который приводит нас к скучной морали, что у гениев свои причуды и чаще всего они мрази, несклонные к проявлению человеческих эмоций ( "Стив Джобс" Дэнни Бойла буквально про то же самое говорит, только финал там сделан по-голливудски). "Социальная сеть" только рассказывает историю Марка Цукерберга, который, попивая бутылочку пенного, взял и создал "The Facebook", за что потом со всеми подряд судился. И хотя Сеть смотреть достаточно интересно, в какой-то момент ловишь себя на мысли, что все здесь слишком предсказуемо. Эти предательства к близким друзьям, которые тоже стояли у истоков создания. Бедный Эндрю Гарфилд, которого в этом фильме гнобили все, кому не лень. Только герой Джесси Айзенберга хоть как-то с ним считался, чтобы в итоге предать его под конец. Плюс, мне показалось, что фильм не имеет логического конца. Когда вдруг пошли титры, я словил себя на мысли, что мне не хватило какого-то финального аккорда, чтобы прям хорошо стало на душе. Так что в целом фильм хорош, но несколько предсказуем, а также не лучшим образом снят, 7 из 10.
Подводя итог, можно сказать, что карьере Финчера впору завидовать половине Голливуда. Начиная с полного провала, он за пару картин сделался режиссёром очень значимым. Как бы плохо я не относился к "Бойцовскому клубу" или "Чужому 3", остальные работы режиссёра заслуживают уважения, а многие вполне справедливо считаются шедеврами. Будем надеяться, что в дальнейшем Финчер порадует нас ещё ни одним фильмом, ведь таких режиссёров, как он, в современном кинематографе немного. Следующее От худшего к лучшему будет по фильмам режиссёра Квентина Тарантино.