Найти тему

28 ОКТЯБРЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ЧТИТ ИКОНУ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «СПОРИТЕЛЬНИЦА ХЛЕБОВ»

28 октября (15 октября по ст.ст.) Православная Церковь чтит чудотворную икону Божией Матери «Спорительница хлебов». Икона была написана в 1890 году, который в Калужской губернии выдался голодным, по благословению святого Амвросия Оптинского. На иконе Богородица изображена сидящей в облаках, а Её руки распростёрты на благословение сжатого поля со снопами и цветами.

Амвросий Оптинский дал название образу и установил его празднование на 15 (28) октября.

Замысел написания этой иконы, принадлежащий преподобному Амвросию Оптинскому, возник у святого в последние годы жизни. Будучи обеспокоен судьбой Шамординской женской обители, он молился Божией Матери о покровительстве и заступничестве. В основу эскиза, сделанного им лично, лёг пейзаж окрестностей Шамординского монастыря с парящим над ним образом Богоматери. В 1890 году Амвросий поручил написание иконы иеромонаху Даниилу, родному брату шамординской игуменьи Софии, который был известным академическим живописцем.

Иеромонах Даниил изобразил Богоматерь, сидящую на облаках с распростёртыми руками, в привычном для себя академическом стиле живописи. Образ Богоматери был взят с иконы «Всех святых» из Богородично-Всехсвятского монастыря Орловской губернии. Нижнюю часть иконы занимал пейзаж с уходящим вдаль хлебным полем и снопами ржи.

Написанная икона, не будучи традиционной, оказалась близка тому образу, который представлялся старцу Амвросию. В Оптину Пустынь её доставила осенью 1890 года игуменья Илария, настоятельница Болховского женского монастыря, в котором икона писалась. Образ сразу же начали почитать как в Оптиной Пустыне, так и в Шамординском монастыре.

Списки с иконы посылались туда, где наблюдалась большая нужда. Икону стали почитать чудотворной после голодного 1891 года, когда Оптина Пустынь, Шамординский монастырь и прилегающие местности всё же смогли, несмотря на общее неблагополучие, получить хороший урожай. В 1892 году список с иконы отправили в Пятницкую общину Воронежской губернии, где наблюдались засуха и голод, и во время молитвы перед иконой начался дождь, что позволило получить урожай.

Поскольку почитатели старца Амвросия хотели иметь изображения этой иконы, с образа стали делать живописные списки и литографии. Почитание иконы приобрело общероссийский характер.

После кончины Амвросия Оптинского необычный образ был долгое время запрещен к почитанию Синодом. Несмотря на это, память о ней в народе не угасла. И, начиная с 1995 года, в календаре Русской Православной Церкви официально появился день празднования иконы «Спорительница хлебов» (решение было принято Святейшим Патриархом Алексием II в ноябре 1993 года).

Судьба первоначального образа в точности неизвестна. Согласно некоторым данным, он оказался в Литве, в деревне (местечке) Михново, ныне Микнишкес Шальчининкайского района, что в 30 км от Вильнюса. Однако многие современные исследователи считают это мнение безосновательным.

Перед иконой Божией Матери «Спорительца хлебов» молятся об умножении плодов земных и небесных, об избавлении от засухи, гибели хлебов, голода.

Официальный календарь Русской Православной Церкви: calendar.rop.ru