Люди будущего... Какими мы их представляем, в году так 2061-м?
Брэдбери в середине 20 века написал об этом короткую историю, тогда оставался год до Фаренгейта 451.
Брэдбери предположил...
"Последние кусочки цивилизации уничтожаются самим человечеством..."
Люди будущего. Высокие, стройные, флегматичные, целенаправленные, рациональные. Оптимисты, одним словом. Уже были исследования и наши предположения подтверждаются.
Как они таковыми станут? Ведь мы... приземленные, с лишним весом, с тяжелым грузом комплексов и проблем, истеричные. Да еще и скептики. Не знаю, не знаю. Брэдбери очень сомневается, об этом его рассказ "Улыбка".
Люди будущего – это те, кто стоит в очереди на площади для уничтожения картины. Почему картины? Да все остальное уже обернулось прахом. Во как!
- А если хоть кто-нибудь или что-нибудь, чего бы мы не ненавидели?-сказал Том.
А почему люди не договаривались, а воевали, этого никто не знает, уже не ищут правых и виноватых.
"Города – груды развалин, дороги от бомбежек – словно пила, вверх-вниз, поля по ночам светятся, радиоактивные…"
Картина – это все, что осталось от ценностей. Толпа – это все, что осталось от общества. И вот толпа и картина сегодня найдут друг друга.
Мальчик Том на площади с раннего утра. Стоять в очереди – это единственное право, которое у него есть в этой жизни. Впереди стоящий человек по фамилии Григсби объясняет парнишке, что людям важно просто плюнуть в картину.
- А зачем мы все тут собрались?-спросил, подумав, Том.-Почему мы должны плевать?
Тригсби и не взглянул на него, он смотрел на солнце, соображая, который час.
- Э, Том, причин уйма.
Несчастная картина, она ассоциируется с прошлом, а люди его ненавидят. Хотя может лучше ненавидеть себя в прошлом, а не прошлое в себе? Как знать...
А Том здесь не впервой! Нет. Старина помнит как ему удалось поучаствовать в шабаше сожжения книг Сорокина (предварительная шутка автора) и уничтожении последнего автомобиля Мерседес (заключительная шутка автора)…
А на картине чудесный образ, и Том..., ну никак не может заставить себя плюнуть в неё. Название шедевра — «Мона Лиза», но вот потеха: толпе разрешили разорвать её на куски — старухи жуют холст, мужчины ломают раму.
Кто ж виноват?
–Во-во! А всё эта орава идиотов, которая заправляла миром в Прошлом!
Том бежит из того вертепа. Ночью, при свете луны он достает кусочек холста. На нем ЕЕ улыбка. Улыбка на ЕГО клочке холста успокаивающая, добрая и чудесная.
Эпилог
Леонардо нарисовал улыбку Джоконды с помощью теней. Мы смотрим на глаза, нос, брови, мы видим эти тени, и Мона Лиза улыбается. Но взгляните на кончики губ, и тени пропадут, и Мона Лиза уже не улыбается.
Образ играет с нами. Даже если мы стали дикарями и рвем его на части. Известен факт, когда Леонардо писал портрет, музыканты играли на лире, певцы пели, шуты поддерживали веселость модели и не позволяли ей впасть в меланхолию.
«Мы ощущаем присутствие существа, с которым можно говорить и от которого можно ждать ответа». Б.Р. Виппер, историк искусств
Когда все закончится, кто последний подойдет к нам? Может, Богу пора улыбнуться, и он сделал выбор того, как это сделать?
Еще одно предположение: это не мальчик, – сам Бог преобразился в мальчика, встал в очередь, и на память о людях, живших на земле, взял... улыбку, простую человеческую улыбку, где, наверное, человек смеется сам над собой.
Читайте на канале:
Рэй Брэдбери и фантастика становится реальностью