Т-34 – это легендарное оружие Победы, один из главных её символов, самый массовый танк в истории. Безусловно, идеального оружия не бывает. Т-34 тоже имел целый ряд серьёзных недостатков, которые не раз были отмечены советскими, германскими и американскими специалистами той эпохи. А также – самими танкистами.
Перед самой важной войной ХХ века Т-34 занял удачное место между танками лёгкими – маневренными и скоростными, но с маломощным вооружением и тонкой броней, слишком уязвимыми для вражеского огня. И тяжёлыми – грозными на вид, впечатляющими на парадах, но неповоротливыми, медленными и недостаточно надёжными (в реальных боевых условиях постоянно ломающимися).
№6 Плохое качество брони
Броня Т-34 была не очень толстой (всего 45 мм), и к тому же имела свойство крошиться при попадании снарядов. Благодаря удачно выбранному углу наклона (60 градусов), большинство снарядов попросту рикошетили, не пробивая танк.
Но внутри при этих попаданиях от брони откалывались и разлетались мелкие кусочки металла, которые ранили членов экипажа, мешая им оставаться в полной боевой готовности.
Во-первых, в броне не хватало никеля. Его негде было взять в большом количестве, и инженерам приходилось экономить. Во-вторых, качество сварных швов было скверным. Высококвалифицированных сварщиков ведь не хватало не менее, чем никеля. В итоге, металл был не вязким, а ломким, с окалиной, заусенцами и неумел сделанными швами. Поэтому и крошился от ударов.
№5 Мало шансов на скрытое передвижение и внезапное нападение
Двигатель «у тридцатьчетверки» был чрезвычайно шумным, а из-за направленных вниз патрубков выхлопной системы танк при езде по сухой местности поднимал целую тучу пыли.
Также, гусеницы Т-34 были очень громко лязгающими. Поэтому любая группа основных советских танков практически не имела шансов застать противника врасплох, перейдя с марша в атаку. Внезапно напасть Т-34 могли только из заранее подготовленной засады.
№4 Надёжный дизель, но с весьма ограниченным ресурсом
Зато дизельный двигатель тридцатьчетвёрки был не только очень шумным, но и исключительно надёжным, неприхотливым и ремонтопригодным. Он не воспламенялся сразу, как бензиновые моторы.
Ресурс его, правда, был невелик. В первую половину войны он не превышал 100 моточасов.
К началу Курской битвы ресурс дизелей «тридцатьчетверок» был увеличен (за счет незначительного понижения мощности) до 300 моточасов. А Т-34-85, поступившие в войска в 1944 году, были уже надёжны по-настоящему, что сильно пригодилось при длительном танковом пробеге по Европе на завершающем этапе войны.
№3 Тугое управление, требующее большой физической силы и сноровки
А вот трансмиссия у танка была не очень. Сначала на Т-34 устанавливалась 4-ступенчатая коробка передач, управление которой требовало немалой физической силы. До появления танков с 5-ступенчатой коробкой механики-водители зачастую даже управляли машиной вместе со стрелками-радистами – до того трудно было перемещать рукоятку.
А главный фрикцион (муфта сцепления), напротив, был «нежным»: когда неопытные мехводы слишком резко трогались с места, они могли вывести муфту из строя. Новая 5-ступенчатая КПП была гораздо лучше прежней, но всё равно очень тугой.
№2 Теснота, плохой отвод пороховых газов из боевого отделения
Наши танкисты, получавшие возможность попасть внутрь немецких и американских танков, в первую очередь поражались их эргономичности: просторно, всё под рукой… можно даже сказать, «комфортно».
Внутри Т-34 было очень тесно. Это усугублялось плохо организованным отводом газов из боевого отделения. По причине чего при интенсивном бое внутри танка становилось нечего дышать. А открывание люков сразу снизило бы его живучесть.
№1 Плохой обзор; оптика, значительно уступающая немецкой
На поле боя обзор имеет огромное, часто даже решающее значение. А у Т-34 были с обзором серьёзные проблемы. Имело место фактическое отсутствие зрительной связи между танками при решении огневой задачи, вследствие того, что единственный прибор, допускающий круговой обзор – ПТ-6, – использовался только для прицеливания…
Поворот башни в любую сторону возможен лишь при условии отклонения головы от налобника прибора ПТ-6, то есть вращение башни фактически производилось вслепую. Оптика Т-34 была уязвима для грязи и копоти. Немцы всё это выявили, и на полигонах учили своих пехотинцев бороться с Т-34, используя его «мёртвые зоны» видимости.
Несмотря на все эти серьёзные минусы, Т-34 стал сильнейшим танком Второй мировой – скоростным, маневренным, проходимым, обладающим грозной огневой мощью, очень живучим.
А ещё преимущество «тридцатьчетверки» было в технологичности производства. Результат очевиден – средних немецких танков Pz-IV выпустили 8700 единиц. А количество произведённых за военные годы Т-34 (как с 76-мм, так и с 85-мм орудиями) достигло 55 тысяч машин.
⚡«Сходу стрелять нельзя было, очень опасно!»- что рассказал ветеран, который прошёл войну на СУ-152?
Можно делать аккуратно сваренные танки, с лёгким и плавным управлением. Снабжать их высококачественной цейссовской оптикой. Они смогут безукоризненно выполнить задачу, остановив, например, прорыв противника. Но на 10 км севернее может быть ещё один опасный участок, на который этих и других подобных им высококачественных машин уже не хватит. И там танки противника пройдут без проблем, после чего отрежут могучие, но малочисленные «Тигры», «Пантеры» и Pz-IV от подвоза топлива и боеприпасов. И рано или поздно – выиграют всю войну.
С Вами был Владимир, канал «Две Войны». У меня есть 👉 сайт , 👉 Одноклассники, 📍YouTube, Телеграм. Пишите своё мнение!
А как Вы считаете, какие ещё недостатки можно добавить в этот список?