Найти тему
Две Войны

6 серьезных проблем танков Т-34, о которых знали немцы, и использовали это для уничтожения наших машин

Т-34 – это легендарное оружие Победы, один из главных её символов, самый массовый танк в истории. Безусловно, идеального оружия не бывает. Т-34 тоже имел целый ряд серьёзных недостатков, которые не раз были отмечены советскими, германскими и американскими специалистами той эпохи. А также – самими танкистами.

Перед самой важной войной ХХ века Т-34 занял удачное место между танками лёгкими – маневренными и скоростными, но с маломощным вооружением и тонкой броней, слишком уязвимыми для вражеского огня. И тяжёлыми – грозными на вид, впечатляющими на парадах, но неповоротливыми, медленными и недостаточно надёжными (в реальных боевых условиях постоянно ломающимися).

№6 Плохое качество брони

Броня Т-34 была не очень толстой (всего 45 мм), и к тому же имела свойство крошиться при попадании снарядов. Благодаря удачно выбранному углу наклона (60 градусов), большинство снарядов попросту рикошетили, не пробивая танк.

Но внутри при этих попаданиях от брони откалывались и разлетались мелкие кусочки металла, которые ранили членов экипажа, мешая им оставаться в полной боевой готовности.

Куда целиться немецкому артиллеристу-противотанкисту, чтобы подбить Т-34: рисунок из немецкой методички. Фото в свободном доступе.
Куда целиться немецкому артиллеристу-противотанкисту, чтобы подбить Т-34: рисунок из немецкой методички. Фото в свободном доступе.

Во-первых, в броне не хватало никеля. Его негде было взять в большом количестве, и инженерам приходилось экономить. Во-вторых, качество сварных швов было скверным. Высококвалифицированных сварщиков ведь не хватало не менее, чем никеля. В итоге, металл был не вязким, а ломким, с окалиной, заусенцами и неумел сделанными швами. Поэтому и крошился от ударов.

№5 Мало шансов на скрытое передвижение и внезапное нападение

Двигатель «у тридцатьчетверки» был чрезвычайно шумным, а из-за направленных вниз патрубков выхлопной системы танк при езде по сухой местности поднимал целую тучу пыли.

Также, гусеницы Т-34 были очень громко лязгающими. Поэтому любая группа основных советских танков практически не имела шансов застать противника врасплох, перейдя с марша в атаку. Внезапно напасть Т-34 могли только из заранее подготовленной засады.

№4 Надёжный дизель, но с весьма ограниченным ресурсом

Зато дизельный двигатель тридцатьчетвёрки был не только очень шумным, но и исключительно надёжным, неприхотливым и ремонтопригодным. Он не воспламенялся сразу, как бензиновые моторы.

Т-34 с 76 мм орудием. Фото в свободном доступе.
Т-34 с 76 мм орудием. Фото в свободном доступе.

Ресурс его, правда, был невелик. В первую половину войны он не превышал 100 моточасов.

К началу Курской битвы ресурс дизелей «тридцатьчетверок» был увеличен (за счет незначительного понижения мощности) до 300 моточасов. А Т-34-85, поступившие в войска в 1944 году, были уже надёжны по-настоящему, что сильно пригодилось при длительном танковом пробеге по Европе на завершающем этапе войны.

№3 Тугое управление, требующее большой физической силы и сноровки

А вот трансмиссия у танка была не очень. Сначала на Т-34 устанавливалась 4-ступенчатая коробка передач, управление которой требовало немалой физической силы. До появления танков с 5-ступенчатой коробкой механики-водители зачастую даже управляли машиной вместе со стрелками-радистами – до того трудно было перемещать рукоятку.

А главный фрикцион (муфта сцепления), напротив, был «нежным»: когда неопытные мехводы слишком резко трогались с места, они могли вывести муфту из строя. Новая 5-ступенчатая КПП была гораздо лучше прежней, но всё равно очень тугой.

Немцы осматривают брошенный экипажем Т-34. Фото в свободном доступе.
Немцы осматривают брошенный экипажем Т-34. Фото в свободном доступе.

№2 Теснота, плохой отвод пороховых газов из боевого отделения

Наши танкисты, получавшие возможность попасть внутрь немецких и американских танков, в первую очередь поражались их эргономичности: просторно, всё под рукой… можно даже сказать, «комфортно».

Внутри Т-34 было очень тесно. Это усугублялось плохо организованным отводом газов из боевого отделения. По причине чего при интенсивном бое внутри танка становилось нечего дышать. А открывание люков сразу снизило бы его живучесть.

№1 Плохой обзор; оптика, значительно уступающая немецкой

На поле боя обзор имеет огромное, часто даже решающее значение. А у Т-34 были с обзором серьёзные проблемы. Имело место фактическое отсутствие зрительной связи между танками при решении огневой задачи, вследствие того, что единственный прибор, допускающий круговой обзор – ПТ-6, – использовался только для прицеливания…

Мёртвые зоны основного и вспомогательного оружия Т-34. Рисунок из немецкой методички. Фото в свободном доступе.
Мёртвые зоны основного и вспомогательного оружия Т-34. Рисунок из немецкой методички. Фото в свободном доступе.

Поворот башни в любую сторону возможен лишь при условии отклонения головы от налобника прибора ПТ-6, то есть вращение башни фактически производилось вслепую. Оптика Т-34 была уязвима для грязи и копоти. Немцы всё это выявили, и на полигонах учили своих пехотинцев бороться с Т-34, используя его «мёртвые зоны» видимости.

Несмотря на все эти серьёзные минусы, Т-34 стал сильнейшим танком Второй мировой – скоростным, маневренным, проходимым, обладающим грозной огневой мощью, очень живучим.

А ещё преимущество «тридцатьчетверки» было в технологичности производства. Результат очевиден – средних немецких танков Pz-IV выпустили 8700 единиц. А количество произведённых за военные годы Т-34 (как с 76-мм, так и с 85-мм орудиями) достигло 55 тысяч машин.

⚡«Сходу стрелять нельзя было, очень опасно!»- что рассказал ветеран, который прошёл войну на СУ-152?

Тренировка на полигоне, с использованием деревянного макета Т-34, смонтированного на польской танкетке TKS: пехотинец учится дымовой гранатой ослеплять экипаж советского танка. Фото в свободном доступе.
Тренировка на полигоне, с использованием деревянного макета Т-34, смонтированного на польской танкетке TKS: пехотинец учится дымовой гранатой ослеплять экипаж советского танка. Фото в свободном доступе.

Можно делать аккуратно сваренные танки, с лёгким и плавным управлением. Снабжать их высококачественной цейссовской оптикой. Они смогут безукоризненно выполнить задачу, остановив, например, прорыв противника. Но на 10 км севернее может быть ещё один опасный участок, на который этих и других подобных им высококачественных машин уже не хватит. И там танки противника пройдут без проблем, после чего отрежут могучие, но малочисленные «Тигры», «Пантеры» и Pz-IV от подвоза топлива и боеприпасов. И рано или поздно – выиграют всю войну.

С Вами был Владимир, канал «Две Войны». У меня есть 👉 сайт , 👉 Одноклассники, 📍YouTube, Телеграм. Пишите своё мнение!

А как Вы считаете, какие ещё недостатки можно добавить в этот список?