«Уже отчетливо видны черные кресты на крыльях, желтые консоли. Они обдают зловещим холодом и заставляют действовать с той беспощадностью, которая придает спокойствие. Подбираюсь в упор и чуть поднимаю красный нос своего «яка». Перекрестие прицела накладываю на мотор «фоккера». Теперь промаха не будет» - так описывал один из боев советский ас Арсений Ворожейкин.
Рассказываем, как ему удалось сбить 51 самолет и стать одним из лучших советских летчиков Великой Отечественной.
Боевой дебют
Арсений Васильевич начал боевой путь на Халхин-Голе летом 1939 года в должности комиссара эскадрильи. В первом же вылете он попал в крупный воздушный бой, но Ворожейкин достойно проявил себя в небе. Лётчик постоянно учился, перенимал опыт лучших асов. Как комиссар эскадрильи, Ворожейкин работал с людьми, морально готовил их к боям. На Халхин-Голе Арсений Васильевич провел 30 воздушных боев и сбил 6 японских самолетов. Но в ходе одной из воздушных схваток Ворожейкин был сбит, вот что летчик вспоминал об этом:
«Не беспечность и не ошибка, а потеря боеспособности от физического перенапряжения привела к тому, что я оказался сбитым».
И-16 Ворожейкина сел в монгольской степи, где его пытались добить японцы. Но у вражеских истребителей после нескольких заходов, вероятно, закончились боеприпасы. Выживший Арсений Васильевич был тяжело ранен и оказался под корпусом своего И-16:
«Попытался сделать еще один рывок, чтобы приподнять самолет или помять борт, но это вызвало совершенно нестерпимую боль в сдавленном животе, принявшем на себя всю тяжесть, а позвоночник, как мне показалось, со скрипом натянулся, и я почти физически испытал, как он, подобно струне, лопнул. Меня словно перерезали пополам. ...От слабости я весь обмяк. Ни движения, ни мысли...»
Летчику удалось спастись, но он получил тяжелую травму позвоночника, с которой уже нельзя было летать. Однако это не остановило Ворожейкина – он досрочно выписался из госпиталя, «случайно» потерял справку о списании с летной работы и вернулся в строй.
Великая Отечественная
Впереди летчика ждала Советско-финляндская война и Великая Отечественная. В 1942 году Ворожейкин окончил Военно-воздушную академию и отправился на фронт. Его первый вылет прошел на Калининском фронте подо Ржевом. На взлете из-за технической неисправности у Арсения Васильевича не убрались шасси. Летчик имел полное право вернуться на аэродром, но он решил продолжить вылет.
Вот что вспоминал об этом летчик: «Возвращаться? А если будет бой, да еще кто-то погибнет? Конечно, упрека никто не бросит, но подумают: если бы он полетел, несчастья могло и не случиться, ведь на один самолет наших было бы больше! От такого предположения крепнет решимость остаться и строю, быть рядом с товарищами».
Первый вылет прошел без потерь. В дальнейшем Ворожейкин активно включился в боевую работу. Вот что он писал о боях на Курской дуге: «Самолет растворялся во мне. Он становился продолжением рук, ног и мыслей. Успех короткой схватки решает одно мгновение. Но в мгновение, когда на тебя наводят пулеметы и пушки, кровь стынет в жилах, а секунды кажутся вечностью».
Всего летчик совершил около 300 боевых вылетов, в 90 воздушных боях сбил 51 самолет лично и 14 в группе. Арсений Васильевич Ворожейкин награжден множеством орденов и медалей, в том числе он дважды удостоен высокого звания Героя Советского Союза. Больше историй о Великой Отечественной вы узнаете на экспозиции «Подвиг Народа».
#МузейПобеды #ПодвигНарода