Найти тему
Raut Route

Где родился, там и утопился?

Всё зло — от поУехавших. Об этом, как мне показалось, сняли свой фильм создатели картины «Велга», которая только что вышла в широкий прокат в России.

Обычно спойлерить вредно. Но в данном случае, если вы заранее будете знать финал картины, это даже хорошо. Потому что тогда вы не станете отвлекаться на сюжет, а сразу начнёте погружаться в его философию и красоту.

Собственно, авторы рассказанной в фильме истории тоже не особенно берегли тайну её окончания, поскольку уже в аннотации указали, что она снята по мотивам одного из ранних рассказов Ивана Бунина — о девушке, которая ради спасения возлюбленного обернулась чайкой.

-2

Режиссёр Анастасия Нечаева перенесла бунинских героев в наши дни и поселила на берегу Белого моря. Велга (Ольга Бодрова) и Кирилл (Антон Федосеев) выросли вместе и знают друг друга с детства. Кажется, ничто не способно омрачить их беззаботного существования, пока на годовщину смерти матери из города не приезжает старшая сестра Велги — успешная, но бездушная красавица-балерина Снега (Александра Тулинова). Оправдывая своё имя, она превращает в лёд сердце Кая (то есть Кирилла). Однако современной Герде (то есть Велге) не удаётся спасти возлюбленного из плена Снежной королевы. Вместо этого она гибнет сама, не в силах выдержать боль нелюбви.

История предательства — причём, по задумке авторов, не столько человека, сколько своих корней, семейной и родовой памяти — разворачивается на фоне феерической природной северной красоты и такой же феерической человеческой бытовой неустроенности, нищеты, душевной и духовной пустоты и безысходности.

Жители деревни — что отец Велги, бывший командир боевого крейсера (Алексей Гуськов), что сосед, отсидевший срок бывший судья (Сергей Шакуров) — влачат жалкое существование. По их лицам видно, что они буквально мучаются, еле терпят окружающую их действительность. Но при этом они почему-то категорически осуждают тех, кто, пытаясь взять судьбу в свои руки, бросает родные места и уезжает в город в поисках лучшей жизни.

По их логике, именно такие — поУехавшие — и есть истинные предатели. Вот и Кирилл, до этого и не помышлявший об иной доле, одурманенный развратной горожанкой, начинает думать об отъезде. А предавший раз — предаст снова. И Кирилл, действительно, в буквальном смысле отворачивается от спасения, посланного ему в облике Велги.

На творческой встрече с создателями фильма, состоявшейся незадолго до его выхода в прокат, я спросила у Ольги Бодровой:

— Что вы играли в ключевой сцене картины? Избавление от страдания (путём самоубийства) или всё же принесение себя в жертву (о чём отчасти говорится и в первоисточнике — рассказе Бунина, и в одной из сцен картины, когда герой Шакурова утверждает, что за всё надо платить, что, если хочешь что-то получить, необходимо принести жертву)? Мне показалось, что вы играли первое. Но, если это была всё же жертва, то во имя чего? И не оказалась ли она напрасной? Стоило ли губить себя ради такого человека, как Кирилл?

-5

— Да, вы верно сказали, это было избавление от страдания. Но и жертва тоже, — ответила актриса. — Однако, не во имя какого-то конкретного человека. А, скорее, во имя самой любви. Моя героиня не может смириться с той действительностью, которая открылась ей после слов Кирилла, она желает вернуться в свой прежний мир. И она уходит в него, растворяется в нём и — как и обещала отцу — остаётся в родных местах навсегда: она становится чайкой, ветром, белухой в море…

Режиссёр Анастасия Нечаева потом пояснила:

— Мы ведь снимали не просто историю любви, мы снимали притчу. Смысл которой, если коротко, можно описать так: доверься судьбе — и обретёшь свободу.

-6

Жаль, но, на мой взгляд, с этой сверхзадачей авторы картины справились не вполне. У них получилось прекрасное обличительное высказывание — приговор нашему бездушному обществу, в котором нет места иным — например, вот таким, как Велга: тонким, ранимым, не похожим на общую массу людей натурам. Если же они появляются, то либо общество выдавливает, отторгает их, либо они сами бросают такое общество и уходят: в себя и свои фантазии или — в иные миры (включая «мир иной»).

А вот убедить меня в том, что человек может быть счастлив только в тех местах, где родился, и потому должен там и оставаться, авторам фильма не удалось. Возможно, причина — в особенностях моего личного опыта и восприятия? Именно поэтому мне очень хотелось бы узнать мнение других зрителей.

Картина вышла в прокат вчера, 27 октября. Пожалуйста, посмотрите её и, не сочтите за труд, напишите мне, увидели ли вы в ней то, о чём хотели сказать авторы? И главное, согласны ли вы с их точкой зрения?

Вероника Милославская

Фото автора

#кино #фильм #актёры и роли #любовь #самоубийство #Север #Белое море #рецензия #культура #досуг в Москве