Найти тему
Культурология для всех

Какие заповеди Ветхого завета одобрил Иисус?

Добрый день! Эта публикация продолжает историю о культуре средневековой Европы, о христианстве, и, в частности, о Священном Писании - Библии. В прошлой публикации мы добрались до 10-ой главы Евангелия от Луки и узнали об избрании Иисусом 70-ти апостолов.

Вы помните, что по версии Луки, никто кроме Богородицы не знал, что Спаситель родился не от Иосифа, в том числе, и сам муж Марии? В следующем стихе евангелист подтверждает свою позицию:

“И, обратившись к ученикам, сказал: всё предано Мне Отцом Моим; и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть” [Лука 10:22].

Конечно, некоторому, небольшому количеству человек, он уже открыл, но большинство не знает.

Законник спрашивает Иисуса:

“что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?” [Лука 10:25].

Тот отвечает вопросом:

“в законе что написано? как читаешь?” [Лука 10:26].

Вопрошавший говорит:

“возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя” [Лука 10:27].

Законник из еврейской среды, конечно, отлично знает тексты Ветхого завета, потому он приводит две цитаты из Второзакония глава 6, стих 5:

“Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими”,

а также из книги Левит глава 19, стих 18:

“Люби ближнего твоего, как самого себя”.

Христос одобрил:

“правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить” [Лука 10:28].

Интересно, что в Евангелии от Матфея глава 22 стихи 37-40 и в Евангелии от Марка глава 12, стихи 29-32 точно такая же цитата звучит из уст самого Спасителя и, порой, эти две заповеди считаются новозаветными. Но, как мы видим, они тоже взяты из текстов Ветхого завета, как и, известные всем, 10.

Законник не унимается и задает, как ему кажется, каверзный вопрос:

“а кто мой ближний?” [Лука 10:29].

В ответ получает притчу о человеке, на которого напали разбойники и еле живого бросили на дороге. Мимо шел священник и не помог, потом левит тоже прошел мимо, а самарянин, с которыми, как я уже сказала, у евреев была острая неприязнь, перевязал раны, привез в гостиницу и заплатил, чтобы о нем позаботились. В завершении рассказа, Иисус спросил:

“Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?” [Лука 10:36].
-2

Законник, вполне логично, отвечает:

“оказавший ему милость” [Лука 10:37],

на что Христос повторяет:

“иди, и ты поступай так же” [Лука 10:37].

В завершении главы приходит Спаситель в дом сестер Марфы и Марии. Первая стала суетиться, чтобы сытно накормить гостя, а вторая - села у его ног слушать.

-3

Когда Марфа пожаловалась, что ей приходится готовить пир одной, Иисус сказал:

“Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё” [Лука 10:41-42].

А мы с вами расстаемся до следующей публикации, где нас ждет 11 глава Евангелия от Луки.

В первые годы христианской истории тексты евангелистов воспринимались чаще всего «на слух». Современные люди тоже имеют такую возможность и могут делать это не только в храме, но и в любом удобном для себя месте: аудиокнига Евангелие от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна.

Ставьте лайк, если было интересно, делитесь в соц. сетях, подписывайтесь на канал Культурология для всех

Другие статьи по культурологии можно выбрать, перейдя на Карту канала

Другие циклы по ЭПОХЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ:

Культура средневековой Индии - начало здесь

Культура средневековой Шри-Ланки - начало здесь

Культура средневековой Камбоджи - начало здесь

Культура средневекового Таиланда - начало здесь

Культура средневекового Китая - начало здесь

Культура средневековой Японии - начало здесь

Культура средневековой Европы - начало здесь