На Большой Якиманке стоит особняк купца Николая Игумнова — великолепный образец псевдорусского стиля и эклектики. Сейчас он почитается как один из самых ярких архитектурных памятников Москвы, а от сородичей ГУМа и Исторического музея его отличает удивительно тяжёлая и кровавая история — в буквальном смысле этого слова. Но не без курьёзов. Сегодня вместе погрузимся в судьбу самого дома и его владельцев.
Николай Игумнов
Николай Игумнов происходил из ярославского купеческого рода. О его ранней жизни известно немного — предположительно, он родился в 1855 году, но об остальном история умалчивает. Уже в зрелом возрасте он унаследовал от отца текстильное производство, на основе которого создал торгово-промышленное товарищество «Ярославская Большая мануфактура», а также стал владельцем нескольких золотых приисков в Сибири.
История дома
Мануфактура приносила Игумнову большие деньги, а в 1888 году он получил в наследство старый участок на Якиманке. Скорее всего, сочетание двух этих факторов и побудило купца перебраться в Москву — в этом же году он подал властям заявление на строительство каменного дома. Почему он выбрал именно этот район, до сих пор остаётся загадкой: Якиманка тогда не имела ни капли своего сегодняшнего престижа — слишком далеко располагалась от центра. По одной версии, Игумнов не стал искать более статусное место, чтобы не забывать о своих корнях; по другой — чтобы жить со своей любовницей вдали от любопытных глаз.
Игумнов поручил строительство особняка Николаю Поздееву, который на тот момент занимал должность городского архитектора Ярославля. Он получил признание благодаря тому, что строил гражданские и церковные объекты и активно занимался реставрацией исторических памятников — идеальный кандидат на проектирование дома в псевдорусском стиле.
Строительство
Строительные работы начались в 1888 году и закончились в 1895-м. По некоторым предположениям, Игумнов потратил на особняк около миллиона дореволюционных рублей — то есть почти миллиард рублей в пересчёте на современные деньги. Весь процесс и правда был очень дорогостоящим: кирпич заказывали в Нидерландах, а керамические изразцы изготовляли на фарфоровом заводе Кузнецова, одном из крупнейших профильных производств того периода. Как и сам особняк, период его строительства окружают мрачные слухи — о них мы поговорим немного позже. Поздеев скончался раньше, чем смог закончить строительство особняка, и финальными штрихами занимался его брат Иван.
После Игумнова
Сам купец прожил здесь недолго — уже в 1901 году император сослал его в Абхазию без права вернуться в Москву, а после революции Игумнов добровольно передал особняк во владение большевиков. До 1925 года здесь проводил встречи клуб фабрики «Гознак», после чего Сталин распорядился открыть в здании институт по переливанию крови под руководством Александра Богданова — его теория гласила, что молодая кровь имеет свойство омолаживать организм. В ходе одного из своих экспериментов Богданов погиб из-за несовместимости резус-факторов, и на месте института переливания запустили проект с ещё более безумными идеями — институт мозга. В 1938 году особняк передали под нужды французского посольства, а в 1979 он стал официальной резиденцией послов Франции.
Перестройка и реставрация
В 2010 году МИД и посольство Франции начали реставрацию уже обветшалого здания. Работы длились четыре года. За это время по фотографиям воссоздали декоративные навершия шатров, заменили невосстанавливаемые участки шпиатровой кровли на идентичное по цвету покрытие из цинка-титана и провели сложную работу по частичному восстановлению фарфоровых изразцов. Часть из них реставрировали на месте, а сильно повреждённые фрагменты заменяли новыми.
Сегодня
Сейчас в особняке купца Игумнова проживает посол Пьер Леви и другие сотрудники дипломатической миссии Франции.
Архитектура
Внешнее убранство особняка основывается сразу на нескольких феноменах российской архитектуры. Общее структурное решение отсылает к боярским теремам семнадцатого века, а элементы декора вторят оформлению ярославский церквей и собора Василия Блаженного. Главным строительным материалом выступает нидерландский красный кирпич, из которого сделаны стены. Оконные порталы и другие контрастные детали выполнены из московского белого камня, а пёстрые изразцы с животными и флоральными мотивами — из высококачественного фарфора. Мгновенно узнаваемый силуэт древнерусских хором формируется с помощью островерхих шатров, арочных пролётов, фигурных полуколонн и пилястров. Обильная, даже избыточная декорация фасадов достигается благодаря мастерской резьбе по дереву и камню, фигурной кирпичной кладке, а также живописи на сводах.
Интерьер
Внутри дома находятся около сорока комнат — настоящий дворец. Внутреннее оформление аванзала выдержано в том же стиле, что и внешнее: стены и сводчатые потолки полностью расписаны сказочными древнерусскими мотивами и орнаментами с использованием золотой пыли, а парадная лестница, двери и все остальные деревянные объекты могут похвастаться тончайшей резьбой. Однако это дом контрастов. Парадные помещения, которые следуют за этой комнатой, тут же ударяются в другую крайность — посетители внезапно оказываются в окружении французского рококо времен Людовика XIV — а второй этаж и вовсе выполнен в набирающем тогда обороте стиле ар-нуво.
Легенды и слухи
История этого здания включает в себя ироничный парадокс: особняк, который выглядит как локация из древнерусской сказки, окружают одни из самых мрачных легенд в городе. Их появление можно объяснить тем, что московская элита не жаловала успешного Игумнова, считала его провинциалом-выскочкой и стремилась очернить его репутацию. Но даже это стоит воспринимать всего лишь как предположение — никаких точных сведений нет.
Мы уже говорили, что Поздеев умер во время строительства дома. По официальным данным, он скончался после продолжительной и трудной борьбы с туберкулёзом — но московские слухи гласят, что архитектор покончил с собой. По этой версии, Поздеев потратил на свой последний проект больше, чем получил от Игумнова по предоплате. Купец отказался возмещать дополнительные расходы, из-за чего Поздеев оказался по горло в долгах и совершил самоубийство.
Другая легенда гласит, что Игумнов жил в этом особняке со своей любовницей — молодой танцовщицей Варварой. Однажды он застал её дома с другим мужчиной, убил и замуровал в стенах. А если верить особо кровожадным слухам, то замуровал вживую.
Последний миф объясняет внезапную ссылку купца в Абхазию в 1901 году. На званом вечере купец решил произвести впечатление на своих гостей и выстлал пол в парадном зале новенькими золотыми червонцами. На монетах традиционно изображается профиль правящего монарха, поэтому весь вечер гости буквально попирали ногами императора. Сведения об этом дошли до Николая II, и он велел Игумнову день в день покинуть Москву — навсегда. К слову, купец не растерялся, показал чудеса предприимчивости и наладил себе замечательную жизнь на широкую ногу в некогда диком уголке.
Верить всему этому или нет — решать вам.
Как добраться
Точный адрес дома Игумнова — улица Большая Якиманка, 43/1. Проще всего до него добраться от станции метро «Октябрьская» — особняк находится в двух минутах ходьбы от неё. Здание сейчас занимает действующее посольство Франции, поэтому просто так туда попасть нельзя, но иногда проводятся экскурсии.
Заключение
Хотите найти здание под офис или отель? Мы поможем. Нажмите на золотую кнопку внизу или позвоните нашим экспертам по номеру +7 (495) 032-2829. Подберём для вас несколько подходящих вариантов и проведём показ на следующий день. Работаем с любовью и без комиссии.