На мероприятии в честь Дня открытых дверей «Русской Иконописной Школы» продюсер и совладелец школы Олег Югай взял интервью у ректора Самарской Духовной семинарии, протоиерея Максима Кокарева. На интервью Олег задавал отцу Максиму вопросы, которые чаще всего волнуют людей, желающих обучаться иконописи. Отвечая на них отец Максим, касался не только темы иконописи, но и вообще духовного развития человека.
- Отец Максим, какое у вас отношение к формату онлайн обучения иконописи.
– Поначалу, когда я только услышал о такой форме обучения иконописи, у меня было много разных мыслей. И я считал и считаю до сих пор, что по сравнению с теми видами онлайн обучения, которые не требуют активного практического участия, это достаточно сложно организовать. Ведь иконопись – это дело серьезное. Я знаю очень немногих, которые смогли организовать это в таком формате. Поэтому считаю, что Елена Александровна Стажук провела очень сложную работу. Ведь сейчас такое время, что мы уже не уйдем от комбинированного обучения. Онлайн обучение твердо вошло в нашу жизнь, но оно не отменяет личного общения преподавателя вживую. Вместе с тем, учитывая расстояния и отсутствие у многих возможности найти что-то подобное в их местности, несомненно, это начинание будет развиваться. Более того, сейчас это выглядит не как необычное явление, а так, как будто идея уже витала в воздухе и реализовалась именно в «Русской Иконописной Школе».
- Надо отметить, что Елена Александровна уникальный специалист. И уникальность в том, что она разработала целую технологию обучения иконописи онлайн. Технология позволяет всем, кто реально хочет научиться, дойти до конца и написать свою икону. Это видно по количеству наших учеников, которых уже более 1700 и это видно по их качественным работам.
Отец Максим, достаточно частые вопросы от наших подписчиков:? Если я грешен, если не хожу каждое воскресенье в храм, если не причащаюсь, могу ли я обучаться иконописи?
- А безгрешных нет. Помните слова Евангелия «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Матф. 5:48)? Мы понимаем глубину этого зазора между совершенством Небесного Отца и теми усилиями, которые мы, хочется верить, каждый в меру своих усилий, стараемся прикладывать. Но нам еще сильно далеко до этого совершенства. Поэтому, если искать для иконописи безгрешных людей, то их попросту не найти. А если человек хотя бы стремится жить с Богом, может быть падает, но снова встает и идет, то почему ему нельзя писать иконы? И, наверное, иконописец – это тот, кто помимо соблюдения технологий, еще и молится.
Посмотрите, как мы приступаем к таинству Евхаристии. Ведь там звучат слова, что эта Святыня предназначена для святых. И когда подходим к Причастию, мы совмещаем в себе ощущение глубокого недостоинства с дерзновением. Но Господь нас зовет и хочет с нами разделить эту трапезу, поэтому мы и дерзаем. И в иконописи также. Да, мы не безгрешны, но у нас есть вектор, по которому мы идем к Господу. А Господь, как художник, из нас пытается создать совершенное полотно. Как сказано в заповедях блаженства: «Блаженны чистые сердцем, ибо они узрят Бога» (Матф.5:8). Иконописец – это человек, который прозревает через икону, через это окно в духовный мир. А абсолютно чистых в нашем мире нет, есть те, кто стремится к этой чистоте. Поэтому писать иконы может стремящийся к чистоте, идущий к Богу.
Наверное, не стоит браться писать иконы тем, кто принципиально для себя решил, что не будет жить по христиански, не считает необходимым причащаться и исповедоваться, а просто хочет, как художник рисовать иконы – вот это, наверное, кощунство.
Относительно причастия иконописцев нельзя ответить однозначно. Сколько раз человек должен причащаться тоже зависит от вектора. Если раньше не причащался, а теперь 1 раз в год – это положительный вектор. А кто-то причащается 1 раз в месяц, кто-то каждую неделю. Если человек уже идет по пути духовной жизни, то не надо сравнивать себя с другими людьми. Нужно просто относиться к себе требовательно и понуждать к духовному возрастанию.
– А после того, что вы сказали, можно утверждать, что каждый православный христианин может написать икону?
– Да! В истории иконописи есть не только талантливые Андрей Рублев и Феофан Грек, которые были монахами и создавали шедевры. Нам попадаются старинные простые иконы, из каких-нибудь провинциальных мастерских, но написанные с такой душой. Ведь в России был большой запрос на иконы, каждый стремился иметь в доме писанный образ. Но не каждый мог позволить себе заказать икону у известного иконописца, поэтому были и провинциальные мастерские. Только позже появились штампованные иконы, которые гораздо дешевле писанных.
– Многие говорят: «Боюсь начинать писать икону. Боюсь испортить лик». Что делать с этими страхами?
- Это понятно, потому что на икону мы смотрим не как на простую картину. Но ошибки поначалу неизбежны. А пока икона не освящена, переписывание и переделывание не является кощунством. Это обычное дело, иначе никто и никогда бы не научился иконописи. И у Рублева, наверняка, были переписывания вначале. Без этого не получились бы шедевры. Считаю, что этого можно бояться в последнюю очередь.
- Что делать, если священник не дал благословение на написание иконы?
– Во-первых перед благословением надо хотя бы объяснить священнику подробнее то, чем и где вы хотите заниматься. Рассказать, какой опыт у школы, что за преподаватели. А если вы все рассказали священнику, и он вас хорошо знает, у вас с ним опыт духовного общения, и он не благословляет, возможно сейчас это необходимо для вашей пользы. Может так проверяется ваше смирение и покорность Божьей воле. И если обходить благословение и идти на пролом, то вот лично у меня за двадцать лет церковной жизни, в этом случае ничего не получалось. Всегда, идя за благословением, нужно быть готовым услышать оба варианта. Я в этом случае вспоминаю апостола Павла, который три раза приступал к Господу, чтобы он исцелил его, но Господь сказал, что болезнь оставит, а нести это бремя поможет. Так вот, если человек все объяснил своему духовному отцу, все доводы привел, а он все равно не благословляет, то наверное, надо прислушаться, принять и смириться по примеру апостола Павла.
А вообще, конечно, перед тем, как идти за благословением нужно помолиться. И священник, когда не компетентен в каком-то вопросе, прежде чем благословить, тоже молится, чтобы Господь подсказал, как ответить человеку для его пользы.
А вот идти за благословением к священнику, который вас не знает, мне кажется, не надо. Или нужно будет рассказывать и про себя все, и про школу более подробно, чтобы он смог вникнуть в вашу ситуацию. Чаще всего отказывают если благословение просят, поймав где-то на бегу незнакомого батюшку, который знать ничего не знает ни про вас, ни про школу.
А еще, знаете, как думаю, если нет духовного отца и хорошо знакомого священника? Ведь учиться и серьезно заниматься этой деятельностью – разные вещи. Учиться может быть можно идти в этом случае и без благословения. А вот после того, как вы обучились и поняли, что хотите не только для себя писать, а серьезно заниматься иконописью и передавать иконы в общественное молитвенное пространство, то нужно найти священника и как я сказал, все ему рассказать и просить благословение уже на саму деятельность.
– У нас часто такое бывает, что приходят на учебу без благословения. А когда законченную работу несут освящать в церковь, то ни один священник еще не отказал. Всем иконы освящают, потому что они написаны правильно, по канонам.
Отец Максим, еще спрашивают: Я написала икону и хочу подарить своим детям, а они некрещенные. Можно ли им дарить?
Я бы сказал иначе. Нужно ли им дарить? Ведь икона должна быть там, где она нужна. А если дети некрещенные или более того атеисты, спросите себя: нужна ли она им? Есть ли у них молитвенная жизнь? Может быть стоит подождать того момента, когда поменяется ситуация? Например, подарить икону на их крещение.
– Можно ли писать иконы человеку в разводе?
– Мы с вами должны помнить ситуацию, когда первый в рай попал разбойник. Ему хватило нескольких часов, чтобы раскаяться. Поэтому и разведенный человек, который сам согрешил и явился причиной распада семьи, возможно уже понес покаяние. Все неоднозначно и нужно смотреть на сердце человека и на вектор его дальнейшего пути.
– Благодарю вас за такие подробные и глубокие ответы. В конце хочу спросить у вас: что бы вы пожелали нашим будущим и настоящим ученикам «Русской Иконописной Школы»?
– Может быть это пожелание больше относится к тем, которые решились писать икону из каких-то романтических побуждений. Пожелаю относиться к этому делу серьезно. Понимать ответственность прежде всего к своему внутреннему миру, к учебе и ко всему, что говорят мастера и преподаватели. Особенно если вы будете писать иконы для внешнего мира, а не только для себя. И чтобы не было так: сегодня я пишу иконы, а завтра я веду себя не как христианин. Ведь иконопись – это богословие в красках. А богослов, если он нерадивый христианин, то он и не богослов. И еще, может быть в утешение, знайте, что вы эту работу выполняете не один. Господь всегда подставляет свое плечо под ваш крест.
Дерзайте! С Богом!
Как стать учеником нашей уникальной школы?
Приходите на вебинар- расскажем и подарки подарим!
Еще можно стать членом нашего клуба Иконописцев
Вам могут быть интересны подборки:
#икона #иконопись #обучение онлайн #религия #христианство #православие #иконописная школа #клуб иконописцев #вера #бог