Найти в Дзене
КИНОФАРВАТЕР

1938 год. Десятая церемония Оскар. Первый полнометражный мультфильм, Ирвинг Тальберг и "Величайшая биографическая картина".

Кто не читал статью про девятую церемонию Оскар и не видел оттуда фильмов, то милости просим сюда, а затем обратно. 1937 год.
События в мире: · Опубликована энциклика Папы Римского Пия XI «Divini Redemptoris», которая призывала к борьбе с коммунистами и запрещала католикам какое-либо сотрудничество с ними.
· Эра дирижаблей подходит к концу. Под Нью-Йорком потерпел катастрофу германский дирижабль «Гинденбург» погибло 36 человек.
· Коронация Георга VI.
· Вторжение японских войск в Китай, начало японо-китайской войны.
· К Антикоминтерновскому пакту между Третьим Рейхом и Японией присоединилась Италия. События в Америке: · Правительство США запретило экспорт оружия и военного снаряжения в Испанию, где идёт гражданская война.
· Жорж Бошам запатентовал первую в мире электрогитару, т. н. «сковородку».
· Выходит первый номер комикса Detective Comics (DC). 10 марта состоялась Десятая церемония Оскар в честь фильмов, выпущенных в 1937 году. Ведущим был радио и кино комик Боб Бёрнс. А президенто
Оглавление

Кто не читал статью про девятую церемонию Оскар и не видел оттуда фильмов, то милости просим сюда, а затем обратно.

1937 год.
События в мире:

· Опубликована энциклика Папы Римского Пия XI «Divini Redemptoris», которая призывала к борьбе с коммунистами и запрещала католикам какое-либо сотрудничество с ними.
·
Эра дирижаблей подходит к концу. Под Нью-Йорком потерпел катастрофу германский дирижабль «Гинденбург» погибло 36 человек.
· Коронация Георга VI.
· Вторжение японских войск в Китай, начало японо-китайской войны.
· К Антикоминтерновскому пакту между Третьим Рейхом и Японией присоединилась Италия.

События в Америке:

· Правительство США запретило экспорт оружия и военного снаряжения в Испанию, где идёт гражданская война.
· Жорж Бошам запатентовал первую в мире электрогитару, т. н. «сковородку».
· Выходит первый номер комикса Detective Comics (DC).

10 марта состоялась Десятая церемония Оскар в честь фильмов, выпущенных в 1937 году.

Ведущим был радио и кино комик Боб Бёрнс. А президентом Академии был избран в третий раз Фрэнк Капра.

Уильям Клод Филдс, Мак Сеннет и Фрэнк Капра.
Уильям Клод Филдс, Мак Сеннет и Фрэнк Капра.

Изменения в номинациях: ...

В своих постоянных попытках найти наиболее демократичные способы отбора победителей, Академия снова изменила свои правила голосования и впервые пригласила членов всех гильдий и профсоюзов, связанных с киноиндустрией, присоединиться к голосованию в выборе как номинантов на премию, так и окончательных победителей, в результате чего в отборе соискателей приняли участие 12 тысяч человек. Принцип сохранился тот же: актёры голосуют за актёров, режиссёры за режиссёров, сценаристы за сценаристов и т.д., и все без исключения за Лучший фильм года, но им необязательно нужно было быть членами Академии. Эта политика продолжалась в течение восьми лет, до 1944 года.

Особенности и рекорды этой церемонии: ...

Впервые в истории церемония была перенесена. Первоначально запланированное на 3 марта торжество перенесли на неделю из-за наводнения в Лос-Анджелесе.

Это был первый год, когда каждый фильм, номинированный на Лучшую картину, получил несколько номинаций, тогда как до этого на каждой церемонии минимум один фильм, был номинантом в главной категории без любых других.

Впервые появилась мемориальная Награда покойного Ирвинга Тальберга. Она выдавалась продюсеру за вклад в кинопроизводство в этой сфере и имело полноценный статус Оскара с той лишь разницей, что вручалась она не ежегодно и внешне отличалась от статуэтки. Первую награду имени Ирвинга Тальберга получил Дэррил Ф. Занук со-создатель кинокомпании 20th Century Fox.

Было вручено несколько почётных Оскаров.
"Королю Комедий" Маку Сеннетту с гравировкой:

"За его продолжительный вклад в комедийную технику, основные принципы которой сегодня так же важны, как и тогда, когда они впервые применялись на практике. Мастеру веселья, открывателю звёзд, отзывчивому, доброму, понимающему комедийному гению - Маку Сеннетту".

Чревовещателю Эдгару Бергену вручили миниатюрную деревянную статуэтку с подвижным ртом на шарнирах:

"За выдающееся комедийное воплощение "Чарли МакКарти"".

Был также присуждён почётный Оскар целой фильмотеке Музея современного искусства:

"За значительную работу по сбору и хранение фильмов, начиная с 1895 года по настоящее время, и за возможность впервые предоставить общественности средства изучения исторического и эстетического развития кинематографа, как одного из основных видов искусства".

У. Говард Грин на прошлой церемонии был награждён почётным Оскаром за создание и передачу цвета в картине "Сады Аллаха". На этой церемонии он получил его за другой фильм, но с такой же формулировкой:

"За изображение и передачу цвета в фильме "Звезда Родилась"".
"Чарли МакКарти" и чревовещатель Эдгар Берген.
"Чарли МакКарти" и чревовещатель Эдгар Берген.

Фильмы, которые точно стоит посмотреть.

1. Белоснежка и Семь Гномов.

Номинация на Лучшую музыку. Без победы.

И в целой книги будет невозможно описать вклад этого мультфильма в мировой кинематограф, чей международный сбор в общей сложности составил более 8 миллионов долларов во время его первоначального выпуска, при бюджете в 1,5 миллиона. До "Унесённых Ветром" он на короткое время удерживал рекорд самого кассового звукового фильма своего времени.

Сейчас сложно представить насколько дикой была идея сделать полнометражную анимацию, тогда как все мультфильмы до этого были короткометражными или среднеметражными.
Помимо баснословного бюджета, который требовал мультфильм, никто просто не верил в то, что детский мультик можно смотреть больше часа. Дети просто заскучают и не смогут усидеть до самого конца в кинотеатре, а уж их родителям тем более не захочется тратить время на бесконечную детскую анимацию.

Никто не мог себе позволить создать произведение с бюджетом в полтора миллиона долларов и при этом не пойти на риск потерять работу или даже кинокомпанию. Уолт Дисней не был исключением.
Ему пришлось заложить свой дом, чтобы помочь профинансировать производство фильма, но и этого было недостаточно. На полпути к созданию будущего шедевра, Диснею срочно понадобился кредит в размере 250 000 долларов, чтобы просто закончить фильм.

Во время создания мультфильма, Уолт Дисней призывал смотреть своих сотрудников самые разные фильмы, используя их, как своего рода референсы для создания "Белоснежки". Это могла быть картина Ирвинга Тальберга "Ромео и Джульетта", финал которой Дисней буквально копировал, когда Белоснежка лежит в своём стеклянном гробу в момент прихода принца и именно поэтому это гениальный, а также для своего времени крайне неожиданный художественный ход в сюжете: все знают финал Шекспировской трагедии, но Дисней переворачивает сознание зрителей в обратную сторону и делает из всем известной печальной концовки — хэппиенд, где на протяжении века почти каждый диснеевский мультик будет вторить простой истине, что поцелуй любви сможет спасти жизнь и избавить мир от любых проблем.
Есть место и вдохновению немецких экспрессионистских фильмов "
Носферату: Симфония Ужаса" или "Кабинет доктора Калигари", оба из которых были рекомендованы Диснеем художникам по анимации. Это влияние особенно заметно в сценах бегства Белоснежки через лес и превращения королевы в ведьму, как и сам образ последней, в лице которой можно разглядеть черты самого Калигари.

На кону премьеры стояла карьера и, можно сказать, жизнь Уолта Диснея. По окончанию фильма зрители, в том числе Джуди Гарленд, Марлен Дитрих и Чарльз Лоутон, аплодировали стоя несколько минут. Сергей Эйзенштейн и Чарли Чаплин отмечали этот мультфильм, как заметное достижение в кинематографе; Эйзенштейн зашёл настолько далеко в дифирамбах, что назвал его величайшим фильмом, когда-либо снятым. Спустя неделю после премьеры Уолт Дисней и семь гномов появились на обложке журнала Time.

Но за всем этим безусловным успехом в истории Кинематографа, следует и некое недоумение в контексте истории Академии.
Конечно, невозможно себе представить, что этот прорывной мультик мог бы стать номинантом на Оскар в категории Лучший фильм, хотя он идеально для этой чести подходит. Мультфильм, где наилучшим способом транслируется простая и такая гениальная мысль: любовь побеждает смерть. И не это ли послание идеально подходит для мира на пороге Второй Мировой Войны, неуспевшего забыть про ужас Великой Первой? Универсальность этого произведения ещё в том, что оно подходит для человека любого возраста, чем не могут похвастаться предыдущие лауреаты в главной категории. Тем не менее, мир кинематографа всё-таки ещё недавно только-только привык к цвету в кино, хотя до сих пор Академия поощряет цветные картины особо, не зная, как точно их котировать с черно-белыми. Но то, что (первый!) полнометражный мультфильм станет номинантом в главной категории — просто немыслимое событие. Понадобится свыше полвека, чтобы "
Красавица и Чудовище" впервые была номинирована на Лучший фильм года и затем ещё пару с лишним лет, чтобы появилась отдельная номинация на Лучший анимационный полнометражный фильм, тогда как до этого "Белоснежка и семь гномов" смогли произвести лишь малую, но всё-таки революцию в истории Академии. Это был первый анимационный фильм, вышедший за рамки поощрения звания "Лучший анимационный короткометражный фильм", в другой категории. До этого мультики не были соискателями в других номинациях.

Номинация на Лучшую музыку объяснима не только высоким качеством исполнения. "Белоснежка" стала первым кинопроизведением с саундтреком, выпущенным вместе с художественным мультфильмом. До этого случая запись саундтрека к фильму была неслыханной и не представляла особой ценности для киноиндустрии до того момента, пока запах денег из этой жилы не дошёл до гномьих носов толстосумов из различных кинокомпаний и они в унисон не запели "Hey-Ho!", размахивая кайлом.
Учитывая ажиотаж и успех вокруг мультфильма, из-за которого каждый зритель любого возраста напевал оттуда мелодии и песни, номинация была неизбежна.

2. Давайте Потанцуем.

Номинация без победы на Лучшую песню.

Был допущен довольно серьёзный Оскаровский промах именно с этим фильмом, а точнее, номинацией вокруг него. В категории Лучшая песня, победил фильм "Свадьба на Вайкики", где композицию "Sweet Leilani" исполняет Бинг Кросби.

Она была на вершине хит-парадов в течение 25-недельного пребывания, тогда как композиция из фильма "Давайте потанцуем" не была записана сразу, хотя в последствии перепевалась многими уважающими себя исполнителями, среди которых был и Фрэнк Синатра.
И это довольно-таки подлый ход с точки зрения истории, потому что песня в исполнении Бинга Кросби оценивалась не в контексте фильма, где он томно поёт её чуть больше минуты, а лишь потому что звучала из-под каждого проигрывателя в реальной жизни, хотя качество исполнения и харизма Фреда Астера и Джинджер Роджерс явно были в большем приоритете с художественной точки зрения.

Изюминкой и довольно-таки смелым новаторством было смешивание джаза и классики. Эта идея входила и в сюжет фильма, что не очень радовало Астера, так как он не был уверен, что балет может сочетаться с чечёткой под ритмы джаза, а джаз, на секундочку, — это музыка черных. Тем не менее, расовый барьер был невелик, потому что акцент больше делался на балетной классической школе, которую микшировали с фирменной чечёткой Астера.

Это очень смешной фильм, – самый дорогой у Астера и Роджерс на момент выхода, – где были задействованы высококлассные специалисты по комедии в лице сценаристов и уже постоянного для этого дуэта режиссёра, замечательная музыка, бесподобная хореография и сам фильм, конечно, принёс ожидаемую прибыль, но, увы, многие критики отметили, что шарм великого танцевального дуэта сходит на нет с каждым следующим фильмом, который приносит всё меньше и меньше денег, несмотря на неплохой финансовый реванш "Давайте потанцуем", в сравнении с предыдущей картиной. Создатели явно хотели прыгнуть в пируэте выше своей головы, но удивить тем, чем удивляли зрителя уже несколько лет назад и подряд из фильма в фильм — сложно, даже для великого дуэта 30-х годов.

Фильм также был номинантом на Кубок Муссолини на Венецианском Кинофестивале.

Джордж Гершвин, написавший музыку к этой песне, был номинирован посмертно.

3. Черный Легион.

Номинация на Лучший оригинальный сюжет.

Мрачный, как и само время, когда он вышел, фильм, где рассказывается история одного человека, втянутого в ультра-правую секту Ку-Клус-Клана, а именно его подразделение "Черный легион", который имел место в реальной жизни.
Главную роль здесь сыграл Хамфри Богарт и каждый критик, который хоть как-то освещал события в мире кино, говорил, что этот актёр новая суперзвезда, которая вот-вот засияет ярче остальных. Его камнеподобное лицо, источающее тоску, притягивало своей харизмой и позволяло ему играть почти любую роль. Даже в одном "
Черном Легионе" спектр его актёрских возможностей меняется почти в каждом акте, чем не каждый актёр "Золотого Голливуда" может похвастаться.

И тем сложнее поверить в успех этого актёра, учитывая в каких фильмах он снимался. Ну, можно ли себе представить, что персонаж, в чьей голове пускай только зиждется мысль о том, что есть высшая раса и все остальные, может приглянуться зрителю, который заранее знает какова будет участь отрицательного героя в эпоху Кодекса Хейса? Да, если этот человек раскаивается и понимает одну простую истину, что иммигранты, чернокожие и евреи не представляют угрозу твоей жизнедеятельности и карьере, а все неудачи, которые постигают тебя, исходят из тебя самого. Локус контроля должен быть подавлен, по мнению фильма, а если быть точнее, по идее самой жизни, потому что "Черный Легион", основанный на реальных событиях, рассказывает о двенадцати её членах, каждый из которых был приговорён к суду на пожизненный срок.

Это был один из немногих фильмов того периода, направленных против нацистских и расистских организаций. Сложно не заметить и явный укол в сторону политики Третьего Рейха, чтобы показать, что в Америке подобного "преступления против человечности" быть не должно.

Фильм идёт даже дальше, казалось бы, очевидной вышесказанной мысли.
В финале из уст судьи, а любая реплика, сказанная этим персонажем, может быть решающей в эпоху Кодекса Хейса, как в сюжетном плане, так и в плане цензуры, говорится, что идея "патриотизма" и "американизма" опасна и отвратительна. Заканчивает же судья свою речь высказыванием Авраама Линкольна:

"Наше будущее заложено в любви и в свободе, которые привил нам Бог. И наша защита — наследие тех людей, которые положили жизнь за это во всех странах, по всей земле... Но если мы разрушим этот дух, то мы впустим в свои двери ветер деспотизма".

То есть, быть ура-патриотом, но при этом нарушать биль о правах, значит нарушить закон и свободу другого человека. Быть патриотом ради своей собственной выгоды опасно, потому что ты пренебрегаешь, возможно, жизнью своего соседа, который последнее, что должен делать, так это бояться природы своей национальности.

4. Когда настанет ночь.

Две номинации: Лучшая мужская роль, Лучшая второстепенная женская роль. Без победы.

Редкое явление для фильмов тех лет — препарировать психологию маньяка. Ещё реже увидеть его неоднозначным, милым, добрым, учтивым и приятным на лицо молодым человеком. И уж совсем исключение, когда актёр, сыгравший этого персонажа номинируется на Лучшую мужскую роль в разгар цензуры Кодекса Хейса.
Психопат, сыгранный Робертом Монтгомери, не является ортодоксальным головорезом в общепринятом понимании, то есть, скажем, гангстером, как раз наоборот, пугает его спокойствие и расчётливость. Тем ночной страх и сильнее, когда понимаешь, что вот такой обыкновенный человек может работать сиделкой старушке и являться убийцей. Они ходят среди нас и выдают их не шрамы на лице, припрятанный автомат "Томпсон" под двубортным пальто или эмоциональные срывы с резкими жестами, а правильные манеры и чувство такта.

Бросается в глаза тут и неприкрытое сексуальное вожделение. Одна из героинь нутром и даже почти на доказательном уровне понимает, что рядом с ней ходит убийца, который её пугает, но тем не менее она снимает очки, когда тот мягким голосом говорит, что ей без них так намного больше идёт. Она знает, что это опасный человек, но прислушивается к нему и хочет ему нравится.

Роберт Монтгомери впервые был номинирован на Оскар и до этого момента уже успел похоронить свою карьеру из-за своей же неразборчивости.
Ежегодно, начиная с 1929, он снимался в 5-6 фильмах в год! Иногда один из фильмов мог быть кассовым и критически успешным, но даже одно случайное попадание в виде, скажем, фильма "
Казённый Дом", где он играет второстепенную роль, не сможет переплюнуть четыре другие проходные картины. Монтгомери увяз в фильмах, пускай в кассовых, но всё-таки категории "Б", олицетворением которых он являлся, но этот год был для него безусловным триумфом. Совпадение ли то, что уже после этого фильма, он как в хорошей карточной игре мог вовремя остановиться и сняться в двух-трёх фильмах в год, а в следующем сняться ещё в двух или трёх, а не в пяти-шести.
Примечательно и то, что Монтгомери видел пьесу в Нью-Йорке и буквально “приставал” к Луису Б. Майеру, чтобы тот дал ему роль в фильме. Майер пошёл на это, только чтобы приструнить Монтгомери, который был явно не в первом эшелоне звёзд его созвездия, но которого можно было бы использовать и использовали в реально коммерческих фильмах, а не в таких спорных проектах, как "
Когда настанет ночь".
Актёр вспоминал:

“... они одобрили мою игру в фильме, потому что думали, что реакция фанатов на меня в такой роли унизит меня и я смогу вернуться к привычной рутине".

Актёр также согласился оплатить часть стоимости фильма и всё это явно было не зря, потому что критики буквально говорили, что фильм вытаскивает талантливого актёра из низших категорий, "куда он скатился из-за дрянного материала, на видное место среди лучших фаворитов Голливуда". Variety писала, что "появление Монтгомери в роли, которая является антитезой его амплуа, может быть подлинным искусством, но очевидно, что кассовые сборы будут оставлять желать лучшего...". Грэм Грин был менее благосклонен, называя этот фильм "ранними разговорными картинками", хотя также положительно отмечал игру Монтгомери.

Помимо главной мужской роли стоит отметить и кинодебют Мэй Уитти, сыгравшей жертву, и сразу получившей номинацию на Оскар. Ей было 72 года.
Лучше поздно, чем никогда.

5. Дама с Камелиями.

Номинация на Лучшую женскую роль. Без победы.

Если и была ожесточенная борьба среди номинантов, то точно в категории Лучшая женская роль.

Грета Гарбо демонстрирует свою, можно сказать, Лучшую роль в карьере. Впрочем, так можно начать рецензию почти любого её фильма и это не будет преувеличением. Во многом магия её игры заключалась в том, что "женский" режиссёр Джордж Кьюкор потерял свою маму во время съёмок и посвящал всё своё внимание именно Гарбо, хотя сам режиссёр не связывал эти два события вместе напрямую.

"Моя мать только что умерла, и я был рядом с ней в её последние минуты жизни. Возможно, мои чувства к ней, я как-то передал Гарбо, не осознавая этого ".

Великая актриса была благодарна за те советы, которыми делился Кьюкор из личной жизни. Это было не профессиональное наставление, а личный опыт, который он доверил актрисе, тем самым создав идеальные эмоциональные условия для её игры.

"Кьюкор дал мне указания, как держать руки. Он видел то, как его мать лежала при смерти и сложила руки, а затем просто заснула. Я сделала в фильме также".

Во время создания фильма скоропостижно в возрасте 37 лет скончался продюсер Ирвинг Тальберг. Его называли вундеркиндом от кино и в это не сложно поверить, когда видишь его фильмографию, где каждый второй фильм был номинант или лауреат на Оскар в главных категориях, а почти каждый другой фильм, выпущенный MGM проходил через его одобрение. Учитывая, что практика церемоний существует всего десятый год, в общей сложности 13 его фильмов были номинированы на Лучший фильм года и три из них взяли эти статуэтки: "Бродвейская Мелодия", "Гранд-Отель", "Мятеж на «Баунти»".
Если Луис Б. Майер был гениальным дельцом, то Ирвинг Тальберг был не менее гениальным творцом. Их тандем и сделал MGM самой лучшей кинокомпанией на свете, где один в роли демиурга подчинял себе контракты, имена и деньги, а второй руководил творческим процессом, сценариями и даже режиссёрским видением. Потому что если Тальберг снимал фильм, то этот фильм уже был не во власти режиссёра. Он подчинялся исключительно продюсеру, вундеркинду от кино.

Во время съёмок он сказал кинорежиссёру по поводу Греты Гарбо:

"Джордж, она чертовски хороша. Я не думаю, что когда-либо видел её в лучшем свете".

"Но Ирвинг", — сказал Кьюкор, — "она же просто сидит в ложе".

"Она расслаблена и открыта. В кои-то веки она кажется беззащитной. Она очаровательная, но скованная. Она никогда не должна создавать ту или иную ситуацию, она должна быть втянута в неё и драма будет заключаться в том, как она эту ситуацию побеждает."

6. Стелла Даллас.

Номинации на Лучшую женскую роль и Лучшую женскую роль второго плана. Без победы.

Акира Куросава называл этот фильм одним из своих любимых.

Кинематограф знает множество беспроигрышных примеров, когда материнские мотивы выходят на первый план и вокруг любви к своему чаду, строится сюжет фильма. Как правило, для пущего конфликта, любовь исходит вопреки. Барбара Стэнвик играет одну из лучших своих ролей и большинство критиков были уверены, что именно она возьмёт статуэтку, но как и было сказано, год на женские роли получился достаточно богатым и разноплановым в своём диапазоне.

Материнские мотивы всегда были выигрышными в драматическом плане, но там где другая актриса решила бы поддать эмоций чуть больше, Барбара Стэнвик демонстрирует сдержанность, не теряя своей характерности. И, конечно, жертвенность, сыгранная в финале, вторит идейно фильму "Грех Мадлон Клоде", где Хелен Хейз получила Оскар за свою роль матери. И поэтому не может не вызывать слёз сцена, когда мать не приглашена на свадьбу своей дочери: она просто смотрит через окно по ту сторону дождливой улицы, чтобы когда жених поднимет фату, увидеть и убедиться, что её дочь счастлива.

7. Звезда Родилась.

Шесть номинаций: Лучший фильм, Лучший режиссёр, Лучшая актриса, Лучший актёр, Лучший адаптированный сценарий, Лучший ассистент режиссёра.
Победа за Лучший оригинальный сюжет. Почётный Оскар за операторскую работу в цвете.

С этого фильма начинается отсчёт известной ремейковой жилы под названием "Звезда Родилась".
Помимо версии 1937 существуют 1954, 1976 и 2018 годов, а до этого фильм Уэллмана основывался на истории, рассказанной в картине Кьюкора "
Чего стоит Голливуд?" 1932 года, также номинанта на Оскар за Лучший оригинальный сюжет и тем ироничнее, что ремейк взял статуэтку в этой категории, а оригинал — нет.

Фильм уникален тем, что в главных ролях: в первом и единственном своём цветном фильме Джанет Гейнор играет начинающую голливудскую актрису, а в роли угасающей кинозвезды, которая помогает начать ей свою карьеру, сыграл Фредерик Марч, который также дебютировал в цветной киноленте.

Картина пропитана пост-модернизмом до возникновения этого явления. Он напичкан внутренними закулисными шутками и пародиями на Джоан Кроуфорд или ту же Грету Гарбо, а в сцене, где персонаж Джанет Гейнор получает по сюжету Оскар за Лучшую женскую роль, она держит в руках собственную статуэтку, которую получила на самой первой церемонии.

Фильм занял 9-е место в списке самых кассовых фильмов года и был отобран на Венецианский Кинофестиваль, где был номинирован на Кубок Муссолини, но вместе с этим, Уилльям Уэллман, чей режиссёрский подход славится избиением своих актёров, жёстким графиком съёмок и эмоциональной несгибаемостью, кажется не лучшим выбором для воодушевляющей мелодрамы, где девушка идёт на встречу к своей мечте. С другой стороны, столь желанный мир грёз только на словах и на обложках журналов является таковым, тогда как на деле показать таких мечтательниц, у которых ничего не получилось в карьере, не хватит и всей плёнки мира. Да и кто пойдёт на такие фильмы в эпоху "Великой Депрессии"? Но вот правдиво показать этот противоречивый мир грёз, где за кулисами царит алкоголизм, конкуренция, зависть и депрессия, режиссёру и актёрам получилось очень точно пускай и с тем же мелодраматическим оттенком.

Первый цветной фильм, номинируемый на Лучший фильм года.

8. Ужасная Правда.

5 номинаций: Лучший фильм, Лучшая женская роль, Лучшая мужская роль второго плана, Лучший адаптированный сценарий, Лучший монтаж. Победа за Лучшую режиссуру.

Фильм рассказывает о том, как ревнивая богатая пара начинает бракоразводный процесс, только чтобы помешать романам друг друга. И это, возможно, первый звуковой фильм в истории, когда импровизация вышла на первый план в студийной системе создания крупнобюджетных картин.
История кино помнит Гарольда Ллойда, который мог поменять сценарий из-за того, что на площадке могла произойти незначительная импровизация или же наоборот в корне поменять русло сюжета, как, например, в фильме "
Гонщик", где произошла настоящая авария, которую засняли на плёнку и сценарий переписывали прямо на площадке, используя этот инцидент в сюжете фильма. Но это был немой фильм и в комедийном жанре Гарольд Ллойд мог на равных соперничать с Китоном или Чаплином, тогда как у Лео МакКэрри в арсенале был звук и по большей части диалогами приходилось создавать комический эффект.

Первая неделя репетиций глубоко расстроила Айрин Данн и Кэри Гранта из-за отсутствия сценария и четкого видения картины МакКэри. Он был одним из первых звуковых режиссёров, который придерживался этюдного метода и полностью доверял импровизации именно в комедийном жанре. Там, где другой режиссёр скрупулезно изучал сценарий с актёрами, обсуждая их персонажей, он заставлял актёров первые несколько дней "бездельничать" и обмениваться историями из жизни. Они просто общались. И это общение вызывало у студийных звёзд, а именно у Айрин Данн такое эмоциональное расстройство, что она могла беспричинно расплакаться по несколько раз на дню. Кэри Грант, привыкший выходить на площадку и делать то, что говорил режиссёр, так нервничал, что временами ему становилось физически плохо от методов МакКэрри. Он даже умолял продюсера уволить его из фильма, предлагая сделать один или несколько фильмов бесплатно, утверждая, что возместит студии 5000 долларов. Когда Лео МакКерри об этом узнал, он до конца жизни затаил обиду на своего актёра и всегда при встрече припоминал ему этот поступок. Ещё до продакшена он перестал с ним разговаривать и лишь подбрасывал масло в огонь, предлагая продюсеру выложить ещё 5000 тысяч долларов, чтобы отстранить Гранта от съёмок. Студия, так или иначе, проигнорировала оба предложения, поскольку продюсеры хоть и не верили в критический успех, считали, что "Ужасная правда" будет иметь популярность в прокате среди простых зрителей. Поскольку "Великая депрессия" шла восьмой год подряд, было предчувствие, что зрителям понравится смотреть картину о богатых людях, испытывающих трудности тут и там.

Тем не менее, именно этюдный метод и работа с актёрами в таком духе, принесли Лео МакКерри статуэтку за режиссуру. Диалоги и гэги рождались прямо на площадке в день съёмок и они исходили, как от режиссёра, так и от актёров, которые влились в дух импровизации и создавали такие ситуации, из которых выпутаться — уже отдельный комедийный номер. Именно неделя "простой болтовни" до съёмок фильма и игра на пианино во время творческого ступора, сблизила актёров и настроила на нужный тон будущего фильма. МакКэрри создавал плацдарм для импровизации на площадке, подготавливая через этюдный метод актёров, привыкших выполнять инструкции по бумажке сценария и указке режиссёра.

Это была вторая комедия Айрин Данн после "Теодора сходит с ума", за которую она также была номинирована на премию Оскар за Лучшую женскую роль и игра в этой комедии только закрепила её бесспорный талант в этом жанре. А Кэри Грант, хоть и не получил номинацию, стал звездой первого эшелона и ярым сторонником импровизации на съёмочной площадке, против которой выступал в самом начале создания фильма. До этого фильма он снялся в успешной картине "Топпер" (Номинации: Лучшая второстепенная роль, Лучший звук), но был не в центре внимания — на равных с Констанс Беннетт и номинантом Роландом Янгом за роль Топпера.

И хотя феномен фильма "Это случилось однажды ночью", доказал, что комедия может выиграть в главных категориях, торжествуя над более тяжёлыми и серьёзными фильмами, это было скорее исключением. С другой стороны, урожай из номинаций в солидных категориях для эксцентричной комедии, уже выдающийся результат.

9. Благословенная Земля.

Три номинации: Лучший фильм, Лучший режиссёр, Лучший монтаж.
Две победы: Лучшая женская роль, Лучший оператор
.

И так это первый актёрский Оскар, полученный повторно и первый, который одна и та же актриса получила подряд! Предыдущий фильм Луизы Райнер был "Великий Зигфелд", где она и взяла статуэтку.
Были разногласия вокруг этой победы, но в большей степени из-за самого фильма, который уступает по качеству другим картинам, где присутствуют номинантки на Лучшую женскую роль, но качество игры самой Райнер было неоспоримым. Когда она появляется в кадре, её невозможно сразу же узнать и уж точно ассоциировать с француженкой и девушкой Зигфелда, которую мы видели в предыдущем году. И дело тут не только в гриме, но в тотальной ранимости и скромности, которые излучает из себя актриса, когда играет на этот раз китаянку, олицетворяющую нежность и домашний очаг. Она — это лучшее, что есть в этой картине.

Писательница Перл Бак, — на основе её романа был создан фильм, — предполагала, что в картине будут сниматься китайские или китайско-американские актёры. Ирвинг Талберг также рассчитывал на то, что будут приглашены только китайцы, но сам прекрасно осознавал, что американская аудитория не была готова к такому фильму, как не была готова к "Эскимосу", снятому частично с коренным населением Аляски на их родном языке.

Роль Луизы Райнер могла достаться Анне Мэй Вонг, сыгравшей в фильме Штернберга "Шанхайский Экспресс". Ей уже почти была предложена роль, но правила Кодекса Хейса гласили, что на экране недопустимо показывать отношения/кровосмешение между мужчиной и женщиной разных рас, даже если в фильме они позиционируются, как одна. Нет, либо жену персонажа Пола Муни должна была играть белая актриса, либо оба актёра должны быть китайского происхождения, на что не мог пойти Ирвинг Тальберг из-за возможного кассового провала. MGM предложила Мэй Вонг второстепенную роль Лотус, но она отказалась, заявив:

"Вы просите меня – актрису с китайской кровью – сыграть единственную несимпатичную роль в картине с участием полностью американского актёрского состава, изображающего китайских персонажей?"

И большинство персонажей были действительно сыграны американскими актёрами, применивших на себя грим "yellowface" (по аналогии с "blackface"), техника макияжа которая, впервые была применена в этом фильме. Но что самое обидное, актёры второго плана были китайско-американского происхождения.
И тем ужаснее действительность, что выходят фильмы подобные "
Черному Легиону", осуждающие расизм, когда на деле в киноиндустрии царит негласное расистское правило: белый американец может и будет играть роль китайского фермера, мексиканского революционера или чернокожего, потому что жители США не пойдут на фильм, где главную роль играет настоящий китаец, мексиканец или чернокожий, хотя эта страна априори не может утверждать, что у неё в арсенале нет талантливых актёров этих рас.

С другой стороны, есть и прямо противоположный пример. Первую из четырёх своих номинаций на актёрский Оскар, получил американец французского происхождения Шарль Буайе за роль Наполеона в фильме "Завоевание", где с ним в паре сыграла Грета Гарбо. Казалось бы, это тот самый идеальный расклад, который не совпал с фильмом "Благословенная Земля", когда француза играет актёр французского происхождения. Но, увы, это не помогло выиграть статуэтку и даже более того, впервые появился негласный термин по поводу номинации Шарля Буайе, сохранившийся до наших дней — "оскаровский аутсайдер". То есть, конечно, он участник этой гонки, но всем очевидно, что он придёт к ней последним. И в каком-то смысле, победа Луизы Райнер и проигрыш Шарля Буайе показывает, что главное не национальность и её совпадение с ролью, а талант и удача.

Фильм занял 4-е место в списке самых кассовых в году, но бюджет был настолько велик, что в прокате он не просто не окупился, а потерпел убытки в 100 тысяч долларов. Но вообще довольно сложно представить не развлекательный фильм на четвёртом месте в эпоху "Великой депрессии", когда в нем показывают, как бедные фермеры варят землицу в казане, потому что еды просто нет.

Фильм начинается с интертитра:

"Славной памяти Ирвинга Гранта Тальберга. Мы посвящаем ему этот фильм. Последний шедевр."

10. Отважные Капитаны.

Три номинации: Лучший фильм, Лучший адаптированный сценарий, Лучший монтаж.
Победа за Лучшую мужскую роль.

Ещё с фильма "Сан-Франциско", Спенсер Трейси на равных работал с Кларком Гейблом и даже перетянул на себя оскаровское одеяло в виде номинации, хотя главная роль была у "Короля Голливуда"; и в картине Фрица Ланга "Ярость", где его талант вышел за рамки второстепенных персонажей и показал, что он может справиться с ролью любого объёма как в плане хронометража, так и в плане глубины персонажа.
Он успел зарекомендовать себя, как выдающегося актёра и победа не была случайностью, потому что добрая роль "капитана", сыгранная полностью на втором плане, была преподнесена актёром превосходно и никаких разногласий по поводу победы Трейси не было, несмотря на существенную конкуренцию в виде, скажем, Фредерика Марча в цветном фильме.

Сам фильм также позиционировали, как драму о совершеннолетии, взрослении и ответственности, которую должен посмотреть каждый ребёнок. Картину рекламировали под лозунгом "такой же великий, как "Мятеж на «Баунти»"", хотя сходство между этим фильмом и "Отважными Капитанами" заключалось только в наличии моря в кадре.

Из-за идеальных жанровой и возрастной категории, лаконичного сюжета по мотивам романа Киплинга и отличной актёрской игры, фильм занял седьмое место в списке самых кассовых фильмов года.

11. Потерянный Горизонт.

Пять номинаций: Лучший фильм, Лучшая второстепенная мужская роль, Лучшая музыка, Лучший звук, Лучший ассистент режиссёра.
Две победы: Лучший художник-постановщик, Лучший монтаж
.

Ещё совсем недавно Фрэнк Капра принёс пять статуэток Оскар кинокомпании Коламбиа, но фильм "Потерянный Горизонт" подорвал это сотрудничество.

Потребовалось пять лет, чтобы окупить стоимость этого проекта, который по праву может входить в список самых проблемных фильмов в плане его создания на равне с "Нетерпимостью" Дэвида Уорка Гриффита, "Ангелы Ада" Говарда Хьюза или "Апокалипсиса Сегодня" Копполы.
Натурные съёмки в снежных условиях, высокий бюджет фильма, который нужно окупить в разгар "
Великой депрессии", длительный хронометраж, плохие отзывы после предварительного показа, где зрители будто нарочно смеялись там, где не было ничего смешного... Даже после учета всех недостатков критики отмечали, что фильм затянут и утомителен. Сцена, где лама просто говорит восемь минут банальные истины, должна была длиться 12 минут, но даже с урезанным хронометражем один журналист отмечал:

"Я думал, что старый лама будет говорить вечно...".

Грэм Грин очень точно охарактеризовал ошибочную драматургию фильма. Капра указывает на лоск капитализма и осуждает его суету, страсти и блага, но при этом люди последнего горизонта, живут в горах и имеют всё. Они подобно кинозвёздам, пребывающим в своих виллах в дали от цивилизации не нуждаются ни в чём, но не по причине того, что отказываются от внешнего комфорта, а потому что у них всё есть. И это разнится с главной идеей фильма, что персонаж Роберта Колмана отказывается от удовольствий запада в угоду мирной и спокойной жизни, которая на деле не лишина тех же самых удовольствий.
Едва ли можно сопереживать, казалось бы, фатальному выбору в жизни человека, изначально которому не веришь.

Тем не менее, фильм интересен с визуальной точки зрения. Художник-постановщик, взявший соответствующий Оскар проделал невероятную работу в создании целого замка в горах. Помимо этого, любопытно осознавать, что фильм не окупил себя, но занял восьмое место в списке самых кассовых этого года. После депрессии режиссёра, не знавшего до этого провала, а также всех исправлений касательно фильма в следствии предварительных показов, отзывы были более благосклонны и в первую очередь отмечался размах картины, где первая её половина просто завораживает, как реальный задокументированный полёт самолёта над Альпами.

Интересен этот фильм и как эксперимент в творчестве режиссёра, привыкшего снимать комедии. Акцент в этом фильме сменяется не только в плане жанра, но и на привычной теме Фрэнка Капры, изучающего простого и искреннего человека, который таким и остаётся, находясь в непривычной и даже враждебной для него среде, тогда как в "Последнем Горизонте" ракурс его высказывания полностью меняется на то, что непривычная среда не является враждебной, а наоборот может поменять и меняет человека в лучшую сторону.

Фильм частично утерян и сопровождается фотографиями с места съёмок в тех местах, где плёнка отсутствует.

12. Тупик.

Режиссёр: Уилльям Уайлер. 1937. США.
Режиссёр: Уилльям Уайлер. 1937. США.

Пять номинаций: Лучший фильм, Лучший художник-постановщик, Лучшая женская роль второго плана, Лучший оператор. Без победы.

Фильм, попавший в список десяти лучших этого года, положил начало продолжительной карьере труппы "Дети из Тупика", которые впервые были показаны в этом фильме. Своего рода этот бренд стал франшизой для молодых ребят.

В главной роли здесь также сыграл Хамфри Богарт, но своё внимание академики заострили не на нём, а на актрисе Клэр Тревор, получившей номинацию на Лучшую второстепенную роль, хотя на экране она находится чуть больше пяти минут. Кодекс Хейса требовал изменить диагноз её героини на туберкулёз, вместо сифилиса, но актриса и Богарт так сыграли её сцену, что по одной только их реакции всё было понятно и без уточнения болезни. За эти пять минут экранного времени она сыграла всё, что требовалось и даже то, что было запрещено Кодексом, одним только крупным планом.

Фильм был близок к реальности бедных улиц, которые создали с нуля, за что и была получена заслуженная номинация на Лучшего художника-постановщика. Уайлер изначально хотел снимать на реальных улицах Нью-Йорка, но дешевле было воссоздать один из таких кварталов.
Фильм с самого начала аккуратно, но очень ярко противопоставляет зрителю панораму величественных и монументальных небоскрёбов, а потом камера опускается вниз и буквально спускает тебя с небес на землю, показывая реальную жизнь тёмных трущоб, где люди загорают на балконах, пока под ними, вероятно, грабят чью-то квартиру и царит бандитизм, а ещё ниже, в самом низу улицы, будто клеймо, висит на знаке надпись "тупик" с видом на мост и эти самые небоскрёбы, как бы говоря, что на ту сторону никому из здесь живущих не перебраться.

Заслуга фильма ещё и в том, что он в рамках одной локации рассказывает всю историю целиком. Это неудивительно для пьесы, по которой снят "Тупик", но вместе с этим, этот приём имеет и художественный оттенок: из этого тупика невозможно выбраться, но кем ты там будешь, —архитектором или вором, — зависит от тебя, даже если надпись на краю этой пристани напоминает тебе каждый день, что это "dead end".

13. Сто мужчин и одна девушка.

Четыре номинации: Лучший фильм, Лучший оригинальный сюжет, Лучший звук, Лучший монтаж.
Победа за Лучшую музыку
.

Несмотря на разжигающее фантазию название фильма, речь в нём идёт всего лишь о молодой девушке, которая взяла под руководство целый оркестр в лице сотни безработных музыкантов мужского пола.
После прошлогоднего триумфа картины "
Три милые девушки", юную Диану Дурбин снова решили эксплуатировать в старом амплуа массовика-затейника, но в контексте этого фильма, она, можно сказать, прыгнула выше головы и стала только лучше, органичней, оставаясь по-детски всё такой же прекрасной и в такой же хорошей вокальной форме.

Именно из-за победы этого фильма в категории Лучшая музыка, эту номинацию разделили на две в следующем году.
Можно ли себе представить, что на соискание этой премии выдвинули 14 номинантов! И среди всех, была выбрана самая спорная картина в пользу главы музыкального департамента Чарльза Превина, учитывая, что композитор в фильме напрочь отсутствует, а музыка, которая звучит, за исключением буквально двух песен, содержит композиции мировых классиков.
Именно из-за этого конфуза, Академией была добавлена категория "Лучшая
оригинальная партитура" в следующем году.

Хотя едва ли кто-то мог отрицать, что музыка, которая играет в фильме, исполнена на высшем профессиональном уровне и помещена в повествование картины более чем тщательно и продумано. Даже выбор классических композиций соответствует настроению той или иной сцены. Было бы странно ожидать другого, когда в фильме оркестром руководит настоящий дирижёр с мировым именем — Леопольд Стоковски. Это его первый из двух фильмов, где он появляется в роли самого себя.

Финал картины завораживает и является лучшим моментом в этой комедии, хотя конкретно эта сцена носит отнюдь не развлекательный характер. Когда настойчивая юная девушка нарушает закон и тайком впускает в особняк Стоковского целую сотню бродячих музыкантов, они выстраиваются по этажам и его лестницам, а затем по её сигналу играют "Венгерскую Рапсодию №2". В их лицах в этот момент можно увидеть только одно: отчаянное желание работать. В этом бродячем оркестре можно было увидеть жертв "Великой депрессии", выброшенных на обочину, но если только им дать хотя бы шанс проявить себя, они будут счастливы в момент своего созидания, потому что за шансом может последовать возможность, а за возможностью — стабильность.

14. Дверь на сцену.

4 номинации без победы: Лучший фильм, Лучший адаптированный сценарий, Лучший режиссёр, Лучшая женская роль второго плана.

Потрясающий актёрский состав, преимущественно женский, от которого не оторвать глаз, особенно, когда диалоги прописаны изумительно и они произносятся из уст Джинджер Роджерс и Кэтрин Хёпбэрн. Последняя, в прочем, переживала не лучший период в карьере. В этот же год вышел фильм с её участием "Достойная Улица" (номинант на Лучшую музыку) и это был четвёртый провальный фильм подряд с её участием, который только закрепил ярлык "кассового яда" за мисс Хёпбэрн. Ей понадобится целых три года, чтобы избавиться от этого клейма благодаря смене амплуа и материала, который приведёт её к таким фильмам, как "Филадельфийская История".
Тем не менее, здесь она не в главной роли и качество самого фильма сильно отличается от кинолент, где молодая оскароносная актриса уже привыкла выезжать на своих немногочисленных штампах и играть одну и ту же роль из фильма в фильм, изменяя лишь текст и предлагаемые обстоятельства.

Здесь же, тандем Хёпбэрн/Роджерс и сама история содержат в себе тот бродвейский трепет, которого ждёшь от серьёзной драмы, но при этом в ней есть место юмору и свету, несмотря на весь закулисный мрак.

Фильм показывает обратную сторону "Великой депрессии", где на привычной лицевой стороне мы видим женский пансионат, в котором актрисы ждут своего часа, как будто в чистилище. Каждая из них хочет работать и не просто отпахать эпизодическую роль, а быть звездой сцены. Они могут шутить, праздновать, плести интриги и, разумеется, сплетничать, — всё это мастерски было использовано сценаристами, которые слушали, как молодые актрисы разговаривали и шутили вне съёмочной площадки во время репетиций, — но больше всего на свете каждая из этих девушек мечтала увидеть свою дверь на сцену.
На другой же стороне медали видна незавидная участь работодателя в лице продюсера. Когда разгневанная героиня Кэтрин Хёпбэрн приходит в офис, чтобы воззвать к совести мы полностью на её стороне, но однозначность уступает критическому мышлению после монолога продюсера, чья речь не выглядит сумбуром или оправданием, а наоборот несёт смысл, понятный даже тому, у кого нет работы.

"Наверно, вы думаете, что на мне лежит ответственность за каждую девушку, которая сюда приходит. Каждый год 50 тысяч девушек и каждая хочет работать, но это полбеды, каждая из них думает, что она актриса и почти каждая из них ошибается, а я должен отсмотреть всех!"

Но и это не самая главная закулисная проблема, которую поднимает фильм.
Когда одна актриса получает роль и обретает успех, в это же мгновение другая терпит крах, потому что в одночасье лишилась работы. И так происходит всегда. Ты всегда находишься на чужом месте, которое считаешь по праву своим. И пока кто-то воспринимает это как данность, другая кончает с собой от осознания того, что роль для которой она была создана, отдана какой-то актрисе совершенно случайно. Последние кадры героини Андреа Лидс, номинируемой на Лучшую женскую роль второго плана — лучшая в фильме сцена и она является квинтэссенцией той несправедливости, которая царит в закулисном мире, но как раз ужас весь в том, что эта данность не является несправедливостью.

15. В старом Чикаго.

Четыре номинации: Лучший фильм, Лучший оригинальный сюжет, Лучшая музыка, Лучший звук.
Две победы: Лучший ассистент режиссёра, Лучшая второстепенная женская роль
.

После феноменального успеха фильма-катастрофы "Сан-Франциско" каждая студия хотела свою грандиозную оду разрушениям, где сквозь обвал камней и руины, можно было бы увидеть тоненький луч света, столь необходимого людям во время "Великой депрессии".

United Artists сделала фильм "Ураган", взявший Оскар за Лучший звук и номинации за Лучшую второстепенную мужскую роль и Лучшую музыку.

А Двадцатый Век Фокс воссоздал реальную катастрофу пожара в Чикаго, которое имело место в XIX веке. Не смотря на солидные номинации, "В старом Чикаго" копируется формула успеха и меняются только предлагаемые обстоятельства, а также само стихийное бедствие. Вместо землетрясения тут пожар, а в "Урагане", как это неудивительно — ураган.

Есть любовная линия, элементы мюзикла, а в конце фильма сама катастрофа, снятая, так или иначе с потрясающими спецэффектами. Последние 20 минут фильма завораживают и даже не сразу обращаешь внимание на то, что где-то это уже видел...

Финал картины самое сильное. Элис Брэди, которая получила Оскар в категории Лучшая актриса второго плана, до этого фильма преимущественно играла комедийные роли, — крайне однотипные, надо сказать, — абсолютно заслуженно уходит со статуэткой, оставляя зал плакать над её прочтением роли. Когда один из её сыновей приходит живым из груды обломков и тот говорит ей, что брат погиб, первое, что она спрашивает:"Ты с ним померился?" — и это не может не вызвать слёз. Кажется, что именно это спросит мать, которая видела ссору двух братьев перед неминуемой катастрофой. А в конце, конечно, следует мораль на фоне сгоревшего до тла Чикаго.
Мы всё отстроим. Мы всё преодолеем.

16. Жизнь Эмиля Золя.

Семь номинаций: Лучший режиссёр, Лучший актёр, Лучший оригинальный сюжет, Лучшая музыка, Лучший звук, Лучший художник-постановщик, Лучший ассистент режиссёра.
Три победы: Лучший фильм, Лучший актёр второго плана, Лучший адаптированный сценарий.

После крайне успешной картины "Повесть о Луи Пастере", было решено сделать ещё один похожий байопик, с тем же режиссёром и актёром. И хотя он следует отработанной формуле (даже в гриме главного героя можно было бы уловить небрежную копирку), "Жизнь Эмиля Золя" можно и правда считать Лучшим в этой церемонии без какой-либо скидки на время.

Полу Муни на момент съёмок фильма было 46, когда ему пришлось играть Эмиля Золя в 22 летнем возрасте и до самой его смерти. Его хамелеоновские способности принесли ему заслуженную номинацию на Оскар и если бы тон байопика и типажи не были бы так внешне схожи с Луи Пастером, актёрская статуэтка досталась бы ему и тогда бы церемония запомнилась ещё тем, что одни и те же актёр и актриса получили статуэтки подряд.

Фильм характеризовали, как "Величайшая биографическая картина" на момент её создания, которая получила званий Лучший фильм года и это был второй байопик, удостоившийся этой чести подряд. Также он стал первым фильмом в истории премии Оскар, число номинаций которого достигло двузначной цифры.

Современные историки кино отмечают, что созданный во время "Великой депрессии" и после прихода к власти нацистов в Третьем Рейхе, фильм не смог раскрыть ключевую проблему антисемитской несправедливости во Франции конца XIX века, когда Золя решительно хотел спасти и реабилитировать Дрейфуса, чтобы добиться освобождения несправедливо осуждённого из-за его национальности офицера. Этот фильм ассоциируется с шаткой голливудской робостью, а не с сильным и смелым высказыванием, где на деле нет ни слова упрёка в сторону антисемитизма, а слово "еврей" ни разу не произносится за весь фильм. Только лишь невзначай напротив имени Дрейфуса в графе "вероисповедание", крупным планом с боку и на мгновение можно увидеть слово "еврей".

Но можно ли упрекать фильм в том, что он высказался, но не во весь голос?
Фильм поносит саму идею о том, что человека можно обвинить бездоказательно и посадить в тюрьму, а аргумент в пользу освобождения даже не рассматривается, потому что это дискредитация французской армии, которая ошибаться не может, даже если факты говорят обратное.
Когда государство бросает в тюрьму невинного человека, это также абсурдно, как слышать обвинение "высшей расы" в сторону еврея. Едва ли можно назвать это высказывание робким в момент, когда Третий Рейх начинает аншлюс, чтобы доказать свою теорию на практике. Было бы намного страшнее, если бы этого высказывания не было, но оно есть и заключено в фильме, ставшем Лучшим в этом году.

Кульминационная речь Пола Муни в зале суда была снята одним шестиминутным дублем, однако продюсеры всё-таки решили чередовать сцену со съёмками толпы. Это станет почти штампом, когда ни где-нибудь, а в зале суда, один человек выходит против системы, и с посылом "Я обвиняю!", говорит, что это система ошибается.

Он начинает говорить тогда, когда молчать невозможно. Когда быть в стороне, значит быть соучастником преступления против человечности. Когда за патриотизмом скрывают ошибки, которые совершили сознательно в угоду государства. Когда репутация власти, становится важнее одной человеческой жизни.

Едва ли можно назвать столь массовый фильм, в голосование которого участвовало почти 12 тысяч человек и в результате чего, он стал Лучшим в году, робким высказыванием, потому что на самом деле, этот фильм олицетворение живого Эмиля Золя, который в конце XIX века стоял в зале суда и один единственный говорил правду, когда вся страна хотела закрыть на это преступление глаза.

Итоги: ...

Помимо триумфа с первым анимационным полнометражным фильмом, Уолт Дисней снова взял статуэтку за Лучший короткометражный мультфильм "Старая Мельница". В шестой раз подряд.
Для лучезарной и великолепной актрисы Руби Килер это было её последнее появление на церемонии Оскар с мюзиклом "
Готовы, желаем и в состоянии", получившего номинацию за Лучшего хореографа. Её финальный танец чечётки на огромной печатной машинке — самая узнаваемая сцена из фильма.
Братья Маркс заскочили на Оскар с фильмом "
День на скачках" в крайне неожиданной для них категории — Лучший хореограф. Под руководством Ирвинга Тальберга их комедийное трио имело чрезвычайный успех. Там, где Чаплин всё ещё снимал немые комедии раз в пять лет типа "Новые Времена", целых три таких Чаплина делали звуковые хиты год за годом! Но со смертью Тальберга, ушло и его покровительство. Никто более всерьёз не брался за трио и не продвигал его, как это делал вундеркинд от кино, тогда как Чаплин в протекции не нуждается и ещё заявит о себе на Оскаре, и ни раз. Тем не менее, статуэтку они упустили, отдав её фильму "Девичьи Страдания" с Фредом Астером. Кроме креативного танцевального номера в комнате зеркал, получившего заслуженную победу, не стоит ожидать от фильма больше, чем, скажем, от картины "Давайте потанцуем" с той лишь разницей, что Джинджер Роджерс здесь отсутствует. Это была последняя победа в этой номинации.
Этот год был также последним для категории Лучший ассистент режиссёра.

Видео монтаж победителей и некоторых номинантов этого года.

* * *

Вуди Аллен негодует...
Вуди Аллен негодует...

А какие фильмы смотрели и любите Вы из этой церемонии? Пишите в комментариях и оставляйте этой юбилейной (для этой рубрики) статье лайк.

Всем добра и здоровья! Не забудьте подписаться.