Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути ребенка: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу.
Обучение в школе – это один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально – педагогическом, психологическом, так и физическом плане.
Создавать новое - это и есть инновация. Инновационное развитие образования — один из приоритетов государства.
Психологическое благополучие и здоровье всех участников образовательного процесса — та очевидная задача, которая не может оспариваться ни сторонниками, ни противниками любых инноваций.
Основная задача учителя в работе с детьми младшего школьного возраста – создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка.
В начальной школе необходимо сформировать в ребенке внутреннюю позицию школьника, а именно: отказ от младшего школьного - игрового способа существования, положительное отношение к учебному процессу нового типа отношений со взрослым как с учителем.
Одной из основных задач учителей, работающих в начальной школе, является создание условий для успешной адаптации детей к школьной жизни.
Учителя, адаптируя ребенка к школьной жизни, должны помнить о создании условий для последующего полноценного развития младшего школьника.
Важной составляющей обеспечения эффективности работы по адаптации является взаимодействие субъектов образовательного процесса. Оно предполагает наличие единства целей, задач, содержания, форм и методов работы, направленных на высокие конечные результаты.
Учителям начальных классов необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
- сочетать игровую, продуктивную, учебную и другие виды деятельности;
- для достижения эффективности в обучении шестилеток необходимо формировать положительное, эмоциональное отношения к занятиям;
- руководство деятельностью детей шестилетнего возраста осуществлять, широко используя (особенно в первом полугодии) методы дошкольного воспитания с частичным и дозированным применением школьных методов;
- необходимо соблюдать преемственность не только в методах, но и в стилях педагогического общения;
- использовать большие учительные возможности совместной (групповой) деятельности учащихся;
- формировать способности к ролевому и личностному общению — важному условию в подготовке смены ведущей деятельности;
- в процессе адаптации к школе учитывать индивидуально-психологические особенности учащихся, которые проявляются в уровне их обучаемости, темпе усвоения знаний, отношении к интеллектуальной деятельности, особенностях эмоций и волевой регуляции поведения.
Метапредметные результаты начального общего образования включают универсальные учебные действия, в структуру которых входят коммуникативные умения, являющиеся ключевой компетенцией образовательного процесса. Коммуникативные УУД включают развитые коммуникативные навыки, знание правил общения, сформированность устной речи и письменной, навыки регулирующей речи. Именно коммуникативные УУД способствуют становлению коммуникативной компетентности младших школьников.
Младший школьный возраст имеет исключительно важное значение для развития психики и личности учащегося. В школьном возрасте ребенок переходит от импульсивного, ситуативного поведения к личностному, опосредованному каким-то представлением. Образ поведения и образ результата действия становится его регулятором и выступает как образец. Это ярко проявляется в рисовании и конструировании: от спонтанных действий и подражания готовым образцам ученики переходят к воплощению собственных замыслов.
От педагогов требуется создание такой атмосферы в школе, которая будет приближена к домашней, когда взрослые проявляют особую внимательность и душевную выносливость для поддержания сложившихся теплых отношений между учителями, учениками и родителями.
Взрослые должны строить взаимодействие с ребенком так, чтобы он смог увидеть себя со стороны, разобраться в своих чувствах, эмоциях и захотеть их контролировать. Взаимодействие взрослых и детей будет направлено на то, чтобы и во взрослых, и в детях вырастить внутренний голос совести.
Понятие «взаимодействие» является центральным в таких науках, как психология, социология, социальная психология.
Мы считаем важным, что взаимодействие учителя, ученика и родителя как личностный контакт в совместной согласованной просветительской, творческой, общественнозначимой деятельности, способствующей самореализации каждого субъекта взаимодействия и имеющей следствием совершенствование взрослых и детей. Данные наблюдения показали, что применение определенных подходов в учебном процессе побуждают учащихся к развитию черт личности.
Эффективность этой работы, формирование взаимных отношений между учащимися и родителями, классным руководителем, зависит от учителя, его знаний, творческих и профессиональных способностей, его умения общаться с учащимися и родителями.