О сохранении и развитии международной торговли в условиях глобальной перекройки логистических маршрутов сегодня говорят в Баку. Там завершает работу Евразийский экономический форум. Нa площадке предприниматели, эксперты и политики из разных стран несколько дней обсуждали решение новых проблем. Россия предложила новый масштабный транспортный проект, который должен заменить Суэцкий канал. Все детали выяснил обозреватель "Известий" Виктор Синеок.
Это одно из самых ярких приключений итальянцев в Азербайджане. Эспрессо так, как его понимают работники бакинского кейтеринга. И ничего, поклонники веронских кофеен пьют с удовольствием. Потому что, как выяснилось, комфорт уходит быстро. Вот глава Ассоциации итальянских предпринимателей в России за много лет работы, говорит, не видел такого давления Италией на своих.
"От итальянского бизнеса требуют уйти из России, но ничего конкретного не предлагают", – заметил обозреватель "Известий".
"Ну, естественно. До 24 февраля все итальянские предприниматели, которые имели бизнес в России, были почти герои, а после 25 февраля мы стали враги. Они вот создавали новые программы, чтобы искать новые рынки. А мы отвечали: "Новые рынки где? Марс?", – заметил Витторио Торрембини, президент Ассоциация итальянских предпринимателей в России.
Дольче вита закончилась. Условия чиновники Евросоюза выдвигают драконовские, пытаясь посеять между итальянским бизнесом и российским рынком вражду, как между Монтекки и Капулетти. Вот даже форум пришлось проводить не в Вероне, как предыдущие разы, а в Баку. Впрочем, бизнесмены устремились сюда. Пока с осторожностью. В Италии вот новый премьер. Выводы о ее политики делать пока рано. Посол России в Италии предлагает внимательно наблюдать.
"Одно дело – заявления на этапе предвыборной кампании. Когда делаются иногда резкие, но это понятные заявления. Другое дело – реальная политика. Поэтому я бы предпочел судить не по заявлениям членов правительства и даже премьер-министров, а по конкретным делам", – заметил посол России в Италии Сергей Разов.
Пока что Запад все только ломает. Логистика нарушена, надо выстраивать новую. И вот почему форум проходит в Баку. Каспий, на берегу которого стоит столица Азербайджана, – это пересечение транспортных маршрутов. "Север-Юг" приобретает сейчас ключевую роль.
"Действительно, маршрут "Север-Юг" с выходом в Азию и Африку может стать конкурентом Суэцкого канала. Мы помним, что было, когда его перекрыли, пока не растащили танкеры", – заметил Андрей Белоусов, первый заместитель председателя правительства Российской Федерации.
Один сухогруз в 2021 своим неудачным маневром парализовал важную транспортную артерию. И тогда выяснилось, что альтернативы ей нет, а теперь будет. Только российских товаров по маршруту "Север-Юг" к 2030 году станет больше в два раза. Ну, и взаимовыгодное партнерство с Азербайджаном станет крепче.
"У нас торговля в евро и долларов, но ни США, ни Евросоюз – не партнеры. Поэтому переход на рубли и манаты очень правильно", – заметил Белоусов.
На всем западном маршруте сегодня предложили создать совместного оператора Россия-Азербайджан-Иран, чтобы координировать логистику и таможенное оформление.
Это еще один реальный и амбициозный проект, который Россия предлагает осуществить в регионе. При этом идея прозвучала в столице Азербайджана, который приглашают к сотрудничеству, и в присутствии предпринимателей из Европы.
По каспийским маршрутам могут пройти и итальянские товары, если производители захотят. Правда, для полноценного участия в проекте, судя по всему, европейцам придется запасаться рублями и манатами.