На экскурсии в доме Аалто мне особенно запомнилась столовая зона. Там были стулья эпохи Возрождения, которые немного выбивались из модернистского интерьера. Оказалось, что их Алвар и Айно купили в Италии во время свадебного путешествия. Архитекторов давно нет, а эти стулья все стоят как символ любви. Рассказываем про 3 самые известные пары.
Алвар и Айно Аалто
Пара познакомилась на работе — Айно пришла работать в студию Алвара Аалто. Они поженились спустя полгода после знакомства, и разлучить их смогла только смерть.
Айно была равноправным партнером и соавтором всех проектов. Вместе с мужем она разрабатывала проект санатория в Паймио, продумывала до мелочей ресторан “Савой” в Хельсинки и библиотеку в Выборге, а также была основателем компании Artek, которая подарила миру много икон скандинавского дизайна.
И конечно, собственный дом они тоже проектировали вместе. Там много интересных деталей, например, ручки на дверях, за которые невозможно зацепиться рукавом, или бесшумные раковины, как в санатории в Паймио.
Чарльз и Рэй Имз
Несмотря на то что Айно была соавтором всех проектов, именно имя Алвара стало нарицательным. А вот Чарльз и Рэй Имз были одинаково известны и стали синонимом американского дизайна. Об их работах можно говорить бесконечно — в середине 1950-х у каждого модника была мебель по дизайну Имзов. И сейчас ничего не изменилось — модели Eames Lounge Chair и DSW, которые выпускает Vitra, ничуть не утратили популярность.
Чарльз и Рэй умерли в один день, но с разницей ровно в десять лет. За эти годы Рэй успела закончить все проекты, которые они начали вместе, и передать общие знания в лекциях и книге.
Христо Явашев и Жанна-Клод де Гийебон
После таких совпадений действительно поверишь в судьбу и любовь. Если Чарльз и Рэй умерли в один день, то Христо Явашев и Жанна-Клод — родились. Правда, он — в Болгарии, а она — в Марокко. Но им было суждено встретиться.
Они познакомились в 1958 году, когда Христо попросили нарисовать портрет матери Жанны-Клод. Жанна в тот момент была помолвлена и позже действительно вышла замуж, но после медового месяца ушла к Явашеву.
Свою первую инсталляцию они создали в 1961 году: Христо и Жанна-Клод обернули бочки в порту Кельна, а годом позже представили масштабный проект “Железный занавес”. Они без согласия властей и в качестве протеста против Берлинской стены перекрыли нефтяными бочками одну из улиц Парижа. В следующих проектах они в основном работали в технике ампакетажа, которую сами изобрели. Суть заключалась в обертывании предметов, достопримечательностей и даже природных ландшафтов в ткань, бумагу или пленку.
Концепция требовала огромных затрат, а для согласования проектов нужны были годы. Переговоры часто затягивались, поэтому художники одновременно работали над несколькими проектами. Пара даже летала на разных самолетах, чтобы в случае аварии один из супругов смог бы завершить труд.
Когда Жанна-Клод де Гийебон ушла из жизни в 2009 году, Христо продолжал реализовывать идеи, которые он придумывал еще с женой. А после смерти Христо их общие проекты подхватили наследники. Ведь искусство, как и любовь, будет жить вечно.