Фильм «Иван Васильевич меняет профессию» - это наш национальный антидепрессант. Фармацевтам впору советовать его в качестве успокоительного средства. С побочным эффектом: смех!
Леонид Гайдай снимал комедии, которые стали народными.
Изначально режиссер разрабатывал концепцию Под Юрия Никулина. Именно он должен был сыграть царя и управдома. До сих пор ходят легенды, почему Никулин не снялся в картине. Есть два варианта: не отпустили из цирка, и артист отказался сам. Нам уже не узнать…
Интересно, что на главную роль царя пробовалось много артистов.
Например, Евгений Евстигнеев не понравился худсовету. Пробовался и Георгий Вицин, но его фактура прочно ассоциировалась с Трусом из знаменитой троицы.
В конце концов, на пробах безупречно перевоплотился Юрий Яковлев. Он смог за секунду перекинуться из образа грозного царя в образ нелепого Бунши.
Любимый аферист Жорж Милославский. Его, по мнению Гайдая должен был играть Андрей Миронов. Но у Миронова и Яковлева не получалось взаимодействовать в кадре. В итоге на роль был приглашен Леонид Куравлев.
Согласитесь, сегодня, когда мы посмотрели картину бесчисленное количество раз уже сложно представить других актеров. И, наверное, если бы Жоржа сыграл Андрей Миронов, мы любили фильм не меньше. Просто изначально привыкли бы.
Мне очень нравится история со съемок, которая касается машины времени. Ее спроектировал Вячеслав Почечуев. Художник, скульптор и карикатурист. Причем изначально макет машины создало специальное бюро. Но она получилась скучная и неинтересная. А Почечуев привлек к процессу стеклодува и даже слесаря.
Мастер получил гонорар – 40 рублей. В ведомости так и писалось: «За изобретение машины времени».
Забавно, правда?
Но помимо народной любви Леонид Гайдай получил порцию критики в адрес картины. Почему? Потому что создал обаятельный и даже милый образ царя. А еще, потому что вор и преступник Милославский очень понравился и полюбился зрителю.
А я всегда с замиранием сердца смотрю на Зиночку. Ну, какие наряды? Женское сердце трепещет! И это не заграничное, а наше. Модельером был Вячеслав Зайцев!
Гайдая часто заставляли переснимать, подстраиваться. Тогда режиссер не мог полностью отдаваться своему ремеслу без оглядки и определенных разрешений.
Например, он хотел снимать исторические сцены в Московском Кремле, но начальство дало категорический отказ. И все исторические съемки проходили в Ростовском Кремле.
А сколько было придирок к репликам?
На допросе царя спрашивают о месте проживания, и он отвечает: Москва-Кремль! Реплику требовали переделать, иначе картину вообще запретят.
Ну, нельзя было говорить, что в Кремле сидит царь уже тогда!)))
Еще одна метаморфоза с репликой, которую заменили:
«За чей счет этот банкет? Кто оплачивать будет?»
А Жорж отвечает: «Народ, народ, батюшка!»
В таком виде не пропустили, и мы слышим такой ответ: «Во всяком случае, не мы!»
Цитаты из этого фильма мы применяем в жизни до сих пор. Давайте вспомним?
— А где царь?
— Закусывать надо!
— А фамилия ваша как?
— Я артист бoльших и малых академических театрoв. А фамилия мoя... фамилия моя слишкoм известная, чтoбы я ее называл.
А что, вас уже выпустили из сумасшедшего дома?
А что это вы на меня так смотрите, отец родной? На мне узоров нету и цветы не растут.
Аз есмь царь!
Ах, бoярыня, красoтoю лепа, червлена губами, брoвьми сoюзна... Чегo ж тебе еще надo, сoбака?
Бoриску на царствo???
— Будь я вашей женой, я бы тоже уехала.
— Если бы вы были моей женой, я бы повесился!
-Были демоны, мы этого не отрицаем. Но они самоликвидировались. Так что прошу эту глупую панику прекратить!